Всего сорок лет. Сорок лет — значит, она женщина в расцвете сил. Но из-за 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всего сорок лет. Сорок лет — значит, она женщина в расцвете сил. Но из-за



Того, что когда-то эту роль в театре играла уже пожилая Тамара Чавчавадзе,

А в кинофильме — пожилая Верико Анджапаридзе, и играли талантливо,

Хорошо, убедительно, — теперь постоянно совершается огромная ошибка.

В нашей памяти отложился образ Отаровой вдовы как старой женщины. И

Будет он теперь кочевать по сценам и экранам, в представлениях людей. И

Будет это продолжаться до тех пор, пока не явится актриса, которая в свои

Сорок лет, силой своего таланта окажется способной зрителя переубедить.

Таких ролей, по поводу которых давно выработались определенные

Установки, характеристики, очень много. Это, своего рода, стандарты,

Штампы, которые, поселившись в хрестоматиях, не изменяясь годами,

Переходят из одной эпохи в другую. Такими окаменевшими, из учебника в

Учебник, из спектакля в спектакль переходящими, и существуют эти будто

Навек сочиненные образы главных классических героев. А ведь когда-то же

Они были глубоким отражением своей эпохи.

Не странно ли? Время изменяло взгляды и взаимоотношения людей,

Изменялась жизнь и само понятие

Времени, современности, а герой

Классического произведения все больше

Обрастал штампами и в конце концов пре-

Вратился из живого человека в мумию, из

Характера — в схему. Поэтому теперь

Часто на сцене актер играет не

Классическую роль, написанную автором,

А лишь расхожее представление о ней,

Эту роль вообще уже невозможно играть,

На ней нет живого места.

И если с самого начала работы не

Снять с

Этой роли «известковый налет», не

Поставить себе задачу проникнуть внутрь

Этой знаменитой «окаменелости» и не обнаружить замурованную в ней

Живую душу и тело, ваш спектакль ничего не сможет дать искусству, кроме

Фальши.

Дариспан, Хлестаков, Фигаро — разве можно сыграть их, не

Познакомившись с ними, как в первый раз. Не сделав сначала для себя

Тысячу открытий, не «переоценив факты». Дариспана почти всегда играли

Как маску полунормального человека, а на самом-то деле — это ведь

Несчастнейший из героев. Многие герои классического театра, начиная с

Корделии и кончая ибсеновской Норой, давно и торжественно водружены

На котурны времени и традиций. Герой Бомарше Фигаро, в представлении

Большинства людей, эффектный театральный комический персонаж, а не

Человек со своими горестями и радостями. Вероятнее всего, не это чучело-

Манекен сочинял автор, тем более, что его герой во многом

Автобиографичен.

Как «срезать» с персонажа мозоли времени?

Оценка фактов имеет огромное значение в современном

Прочтении роли и всего спектакля. Ведь иные из фактов,

Поступков, событий с течением времени стали совсем по-другому

«цениться». «Цена» на некоторые из них «упала», а на другие —

«взлетела». Переоценка ценностей происходит постоянно. В свое

Время поступок Норы, бросившей семью и детей, был вызовом обще-

* Речь идет об известной повести классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе

«Отарова вдова». Т.Чавчавадзе играла эту роль в спектакле А.Васадзе в Театре имени

Ш.Руставели (1952). В.Анджапаридзе сыграла эту роль в одноименном фильме

М.Чиаурели (1957), а затем и в Театре имени К.Марджанишвили (1981) у режиссера

Т.Чхеидзе в спектакле «Сто лет тому назад» по трем новеллам И.Чавчавадзе.

61

Ству, а сегодня эта проблема никого не волнует. Сегодня в этой пьесе

Волнует, вероятно, что-то другое. И образ этой сегодняшней Норы будет,

Вероятно, дру гим, чем та женщина, которую играла Вера

Комиссаржевская.

Интересен в связи с этим пример Бертольда Брехта, читающего

«Короля Лира». Брехт рассказывает, что Кент, избивая Освальда, не

Просто сбил его с ног, дав ему затрещину, как мы привыкли думать, а,

Вероятнее всего, переломал ему хребет. И Лир за это благодарит его.

Какие же это, оказывается, люди? Звери, а не идеальные придворные

Кент и Лир, не благородные старички. Приняв во внимание эту



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)