Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах VIII вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) школах VIII вида



 Впервые занятия физической культурой умственно отсталых учащихся были включены в учебный план вспомогательных школ в 1927 году, но при этом рекомендовалось пользоваться Программами и методическими записками Единой трудовой школы, рассчитанными на массовую школу первой ступени.

 В учебном плане на 1943-1944 учебный год были запланированы уроки по ритмике в 1-2 классах и военно-физическая подготовка в 3-4 классах, но как таковой программы не было.

Программа по физическому воспитанию для 1-7 классов вспомогательной школы впервые появилась в 1950 году. Она включала упражнения общеподготовительного характера, ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье, перелезания, метания и ловлю предметов, игры, упражнения на равновесия. С 3-го класса в программу вводились уроки по лыжной подготовке. Были введены контрольные нормативы в беге, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах (5 класс: бег 50м – 14с дев, 12 с – мал, лыжи 2 км – 24 мин – дев, 20 мин – мал.

В объяснительной записке к программе по физической культуре 1952 года впервые говорилось о том, что наряду с развитием двигательных навыков в беге, прыжках и т.д. физическое воспитание должно быть направлено на всестороннее развитие организма, исправление недостатков в области моторики, на выработку правильной осанки. Рекомендовалось в 5-7 классах вести подготовку учащихся к сдаче норм ГТО при наличии соответствующего разрешения врача. Были введены такие формы занятий как ежедневная гимнастика перед уроками, физкультминутки, внеклассная, общешкольная и кружковая работа по физической культуре. В неделю 1-3 классы 2 урока, 4-7 – 1 урок.

В 1960 году в объяснительной записке было указано, что специальной задачей физического воспитания во вспомогательной школе является коррекция недостатков физического развития и моторики учащихся. Было рекомендовано в воспитательных целях организовывать соревнования между классами и школами. В программе 1964 года были отменены контрольные нормативы, вероятно как неоправдавшие себя. В программу 1971 года в содержание были включены игра в баскетбол, упражнения на развитие пространственной ориентировки и точность движений.

До 1986 года существенных изменений не наблюдалось. В 1986 году программа была поделена на 4 раздела: гимнастика, легкая атлетика, игры и лыжная подготовка. В бесснежных районах лыжную подготовку заменяли на легкую атлетику. Для каждого класса был установлен объем теоретического материала, определены навыки и умения, которыми должен овладеть ученик в каждом классе.

 В настоящее время физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач. Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Физическое воспитание способствует подготовке детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду, содействует воспитанию личностных качеств, способствует социальной интеграции.

Физическое воспитание в системе специального образования имеет в основе следующие целевые установки:

- внедрение физической культуры в образ жизни учащихся, формирование престижности здоровья;

- развитие умственных способностей детей средствами физической культуры;

- систематическая паспортизация здоровья и физического развития учеников.

Задачи адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах VIII вида:

1. Укрепление здоровья, закаливание организма.

2. Формирование правильной осанки.

3. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера.

4. Развитие двигательных качеств.

5. Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

6. Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений.

7. Поддержание устойчивой работоспособности на достигнутом уровне.

8. Формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов, преподнесение доступных теоретических сведений по физической культуре.

9. Воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

10. Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, патриотизма.

Раздел «Гимнастика»:

- построения и перестроения;

- общеразвивающие упражнения в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа на спине и животе, на четвереньках, у опоры) с предметами (гимнастические палки, обручи, флажки, мячи, мешочки с песком) и без предметов;

- корригирующие упражнения;

- упражнения на дыхание;

- упражнения для укрепления мышц кистей и пальцев рук;

- упражнения для формирования правильной осанки;

- упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп;

- лазания и перелезания;

- упражнения в поднимании и переноске грузов (мячи, булавы, скамейки, маты);

- упражнения на равновесие, пространственно-временной дифференцировки и точности движений,

- ритмические упражнения;

- упражнения для основных групп мышц (шеи, спины, живота, рук, ног).

Раздел «Легкая атлетика»:

- разновидности ходьбы;

- бег;

- метания;

- прыжки с места и с разбега.

Раздел «Лыжная подготовка»:

- элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах;

- сообщения теоретических сведений об одежде и обуви лыжника;

- построения с лыжами и на лыжах;

- переходы с лыжами к месту занятий;

- классические лыжные хода;

- коньковые лыжные хода;

- элементы спусков с гор;

- повороты на лыжах на месте;

- способы подъемов в гору.

Раздел «Игры»:

- элементы игры баскетбол;

- элементы игры волейбол;

- элементы игры футбол;

- подвижные игры.

Пути развития умственных способностей:

- запоминание различных терминов, их сочетаний;

- оценка выполнения физических упражнений товарищами и самооценка;

- словесная регуляция двигательных действий;

- анализ действий товарищей;

- различение движений по темпу, усилию, ритму;

- приобретение знаний в области теории физической культуры, физиологии движений.

Основная форма занятий адаптивной физической культурой в специальной (коррекционной) школе VIII вида – урок, состоящий из четырех частей (вводная, подготовительная, основная, заключительная). Кроме урока в школе проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы) и внеурочные формы занятий (спортивные секции по видам адаптивного спорта, спортивные праздники, викторины).

Моторная активность является необходимым условием функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма. Органическая связь между психикой и моторикой подмечена давно.

Физическая культура использует наиболее адекватные биологические пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма аномальных детей с целью ликвидации различных недостатков.

Если занятия физическими упражнениями для человека, у которого нет двигательных недостатков - это способ активного развития, то для умственно отсталого ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранений отклонений в двигательной системе.

Положительная особенность физических упражнений:

- универсальность (в организме нет ни одного органа, который бы не реагировал на движение);

- отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

- возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного и профилактического в общеоздоровительное и тренировочное направление.

Своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии умственно отсталых детей.

Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей.

Таким образом, фундаментальными экспериментальными исследованиями было доказано, что при использовании оптимальной системы физических упражнений, нарушенные движения при поражении коры головного мозга могут успешно корригироваться.

Рациональная система двигательных упражнений разрушает прежние и вырабатывает новые моторные формы.

   Занятия физической культурой у умственно отсталых школьников следует проводить так, чтобы коррекционные задачи пронизывали все формы занятий.

Характерной особенностью специальной (коррекционной) школы VIII вида является неоднородность состава учащихся по уровню как психического, так и физического развития. Поэтому очень важен индивидуальный подход: а) в коррекции конкретного двигательного нарушения; б) индивидуальное развитие двигательных качеств; в) индивидуальное дозирование нагрузок.

  У умственно отсталых школьников при выполнении произвольных движений в связи с поражением центральной нервной системы информация поступает в кору головного мозга в искаженном виде, в связи с чем моторные акты могут приобретать искаженные, нарушенные формы. Поэтому в основных локомоциях у таких детей можно обнаружить самые разнообразные нарушения.

Двигательный навык в ходьбе формируется в раннем возрасте у умственно отсталых детей с некоторым опозданием по сравнению с нормальными. Причина в недостаточном развитии способности к координации движений. В актах ходьбы участвуют большие группы мышц туловища, благодаря чему усиливается деятельность всех физиологических систем организма.

В беге одноопорная фаза движения ног чередуется с фазой полета. В процессе формирования беговой локомоции закрепляются относительно разнообразные динамические стереотипы нервных процессов, регулирующие мышечные усилия.

Метания укрепляют мышцы рук, плечевого пояса, пальцы и кисти, развивают хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставно-связочный аппарат ног, улучшают координацию движений.

Учитель адаптивной физической культуры должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачом школы, знать о текущем состоянии здоровья обучающихся. Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями центральной нервной системы, хроническими соматическими заболеваниями.

Обязательным для учителя является контроль за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся, что позволяет отслеживать динамику развития школьников с нарушением интеллекта с момента поступления в школу до ее окончания. Для этого на каждого обучающегося заводится паспорт здоровья.

Учитель должен использовать в работе современные педагогические технологии в целях разнообразия уроков адаптивной физической культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.016 с.)