Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «нарушение интеллекта»
Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям нарушение интеллекта (умственная отсталость) является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития человека. Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – стойкое необратимое, обусловленное недостаточностью центральной нервной системы нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального (Вайнер Э.Н., 2003). Нарушение интеллекта представляет собой не нозологический, а обобщенный групповой диагноз для данной аномалии развития (Сапего А.В., 2014). Это понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, различающиеся по этиологии, патогенезу, клиническим и психическим проявлениям, времени возникновения и особенностям протекания. Общий объединяющий признак – недоразвитие познавательной сферы, абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов, тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития из-за необратимого поражения центральной нервной системы ребенка. Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием. Включает в себя стойкие нарушения интеллекта, обусловленные разными клиническими формами интеллектуального недоразвития – как резидуальными, так и прогредиентными, обусловленными прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы. Умственная отсталость или олигофрения - это группа различных по причинам возникновения и проявлениям, не ухудшающихся со временем состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности (В. Брагинский, 2004). В соответствии с современным научным представлением, понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, которые связаны с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.
Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию. Олигофрения (от греч. - olygos - малый, - phren - ум) - особая форма психического недоразвития, которая возникает вследствие различных причин: патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio - искажение, ломка), природовой патологии, органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (Попов С.Н., 1999). Олигофрения - одна из групп умственной отсталости, различная по этиологии и патогенезу болезненных изменений, объединенных общим клиническим проявлением недоразвития головного мозга. В основе проявления олигофрении лежит психическое недоразвитие, патологическое состояние, результат действия этиологического фактора, которые вызывает задержку развития. Олигофрения является не прогрессирующим патологическим состоянием. При олигофрении в большинстве случаев возможно интеллектуальное развитие. Деменция (от лат. dementia - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса. Деменция представляет собой распад сформированных интеллектуальных и психических функций. При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект. В детском возрасте деменция возникает в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалиты), травмах мозга (сотрясения, ушибы). В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при деменции наступает после определенного периода нормального развития ребенка. Обычно деменция возникает или начинает грубо прогрессировать в возрасте 2 – 3 лет. По локализации выделяют: - корковую - с преимущественным поражением коры головного мозга (болезнь Альцгеймера, лобно-височная лобарная дегенерация, алкогольная энцефалопатия);
- подкорковую - с преимущественным поражением подкорковых структур (прогрессирующий надъядерный паралич, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, мультиинфарктная деменция (поражение белого вещества)); - корково-подкорковую (болезнь с тельцами Леви, корково-базальная дегенерация, сосудистая деменция); - мультифокальную - с множественными очаговыми поражениями (болезнь Крейтцфельдта - Якоба). В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов) (З.Б. Эм, 1985). По глубине интеллектуального дефекта выделяют три степени умственного недоразвития – дебильность (70-80%), имбецильность (20-25%), идиотия (5%). Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы не позволяют им овладевать программой общеобразовательной массовой школы. Обучаются по адаптивным программам в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Овладевают определенными трудовыми навыками, хорошо адаптируются в обществе. С годами умственное недоразвитие становится менее заметным. Имбецильность – средняя степень умственной отсталости. Грубые дефекты восприятия, памяти, мышления, моторики и эмоционально-волевой сферы делают этих детей практически необучаемыми даже в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Находятся под опекой родителей или заменяющих лиц. Возможно обучение навыкам самообслуживания, элементам грамоты и элементарным трудовым процессам. Идиотия – самая глубокая степень умственной отсталости. Детям – идиотам недоступно осмысление окружающего, речевая функция развивается крайне медленно. Характерно нарушение моторики (лежачий образ жизни). Жизненные процессы протекают на безусловном уровне. Они не обучаются. Часто находятся с согласия родителей в специальных учреждениях. Нуждаются в постоянном уходе. В соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10) Всемирной организации здравоохранения ВОЗ (1994) приняты следующие условные показатели интеллекта (IQ) (Евсеев С.П., 2014): - психическая норма = 100-70 IQ; - легкая степень умственной отсталости = 69-50 IQ; - умеренная умственная отсталость = 49-35 IQ; - тяжелая умственная отсталость = 34-20 IQ; - глубокая умственная отсталость = ниже 19 IQ. Ф.А.Самсонов (1980) предлагает следующую классификацию: пограничная умственная отсталость, дебильность, умеренная отсталость средней тяжести (неглубокая имбецильность), резкая умственная отсталость (имбецильность), глубокая умственная отсталость (идиотия), не уточненная по степени умственная отсталость. М.С.Певзнер (1959) предложил классификацию умственной отсталости, в основу которой положен клинико-патогенетический подход (5 вариантов умственной отсталости): - основная (неосложненная) форма олигофрении; - олигофрения с выраженными нейродинамическими нарушениями; - олигофрения, сочетающая диффузное поражение коры головного мозга и локальные поражения в теменно-затылочной области левого полушария;
- олигофрения, сочетающая недоразвитие познавательной деятельности и недоразвитие личности в целом. По клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости делятся на неосложненные, осложеннные и атипичные. Неосложненные – отсутствие дополнительных психопатологических расстройств. Осложненные – наличие дополнительных психопатологических расстройств (нарушение эмоционального контакта с окружающими, эмоциональная возбудимость, немотивированные колебания настроения). Атипичные – нарушение познавательной деятельности с частыми эпилептическими припадками, прогрессирующей гидроцефалией, нарушениями зрения и слуха. В педагогическом прогнозе наиболее перспективны дети с неосложненными формами умственной отсталости. По времени воздействия этиологического фактора выделяют пренатальные, интернатальные и постнатальные поражения центральной нервной системы. По данным Ф.А.Самоснова (1980), в среднем 7-10 из 1000 детей имеют интеллектуальную недостаточность и нуждаются в специальном обучении. Американские ученые считают, что 2,28% всего населения (без явных органических патологий) в любом обществе имеют отклонения умственного развития. У 0,76% населения имеются явные органические нарушения, которые являются причиной отклонений умственного развития. Умственная отсталость – не однородное состояние. Она имеет множество проявлений, обусловленное врожденными и приобретенными причинами.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.01 с.) |