Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия становления диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе
Урок музыки располагает специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятия. Наряду с обучающимися и педагогом особым субъектом общения служит музыка. Музыкально-педагогическое общение, являясь неотъемлемой составной частью целостного профессионального творчества педагога-музыканта, в то же время выступает как система с определенными функциями. Все многообразие функций общения между людьми современные исследователи (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Г.М. Андреева и др.) [4,15,5] сводят к следующим задачам: 1) сообщение информации (информационно-коммуникативная функция) - охватывает процессы приема и передачи информации о музыке обучающимися и педагогом. На музыкальных занятиях этот "обмен информацией" осуществляется в специфической художественно-коммуникативной форме, на основе особых межличностных отношений. 2) познание личности другого человека в процессе общения (регулятивная функция) обеспечивает управление эмоционально-эстетическими и другими процессами в ходе художественного общения с музыкой и корректировку действий при осуществлении совместной деятельности педагога и обучающихся. 3) установление творческих взаимоотношений в общении (аффективно-коммуникативная функция) [32]. Музыкально-педагогическое общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности обучающихся и самого педагога. Важнейший путь развития сотруднического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском творческом коллективе – организация их совместной деятельности, эффективность которой повышается, если: - сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу, они осознают её цели и находят в ней личностный интерес; - осуществляется совместное с обучающимися планирование, организация и подведение итогов деятельности. - создаются ситуации свободного выбора участниками видов и способов деятельности; - позиция, стиль работы педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности. Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагога и обучающихся заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Это позволяет педагогу и обучающимся лучше узнать друг друга. Успешность деятельности её участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон.
Руководителю музыкального творческого коллектива необходимо знать возрастные особенности детей, их потребности и намерения; индивидуальные возможности, склонности и интересы; воспитательный потенциал деятельности, уровень подготовленности детей к участию в той или иной деятельности, уровень развития коллектива, характер взаимоотношений между обучающимися и педагогами; факторы, влияющие на взаимодействие членов коллектива; свои собственные возможности. Сведения по каждому вопросу важно получать от разных сторон (других педагогов, детей, родителей) и из разных источников (в общении, в деятельности со своими товарищами, педагогами, наедине с самим собой). Отношение обучающихся к педагогу также определяется их информированностью об уровне знаний педагога, его эрудиции, профессиональных качествах, Мнение о нём очень трудно бывает опровергнуть, так как оно передаётся от старших к младшим обучающимся. Детям важно увидеть индивидуальные, сильные стороны руководителя, оценить его педагогическое и исполнительское (вокальное) мастерство. В ходе репетиционной музыкальной работы, в ситуации творческой деятельности обе стороны лучше узнают друг друга - музыкальные способности и личностные качества. Понять другого человека – значит узнать причины, мотивы данного поступка, поведения, объяснить их, увидеть ошибки друг друга и исправить их в связи с желанием добиться общего успеха в совместной музыкальной работе, а при несогласии с его идеями и поступками, позволяет избежать неразрешимых конфликтов, найти компромиссное решение. Такое взаимопонимание формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на музыкальном занятии и вне его, в репетиционной работе и сценическом выступлении. Для этого и педагогу и обучающимся необходимо научиться слушать собеседника, не перебивая и не возражая; реагировать на мнение других, будто бы оно не прозвучало; не торопиться давать оценку вместо обсуждения вопроса; не претендовать на безусловный приоритет своего мнения, а терпеливо и уважительно выслушать позицию каждого. Руководитель музыкального творческого коллектива должен уметь активизировать музыкальную творческую деятельность детей, уметь выслушать их предложения, когда речь идёт о музыкальном репертуаре.
В настоящее время наблюдается отсутствие умения детейдетского возраста общаться друг с другом, поэтому часто возникают конфликтные ситуации. Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность позволяет раскрыться нереализованным способностям их личности. Игры на сплочение в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе проводятся с целью привить обучающимся правила взаимоотношений человека с обществом, коллективом и с самим собой. С их помощью можно научить детей оценивать чужое и своё поведение и предвидеть его возможные последствия, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение, контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, поступки. Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, его участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных музыкальных ситуациях, могут значительно усилить мотивацию участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение музыкально-дидактических игр позволяет педагогу полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства детей, отвечают их потребности в движении. Но самая главная роль игр это – атмосфера эмпатийной расположенности, отсутствие напряжённости, свобода. Это лучший из способов мотивации. Здесь энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации – всё то, благодаря чему работа в коллективе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов. Когда детский музыкальный творческий коллектив только начинает формироваться роль руководителя – педагога – музыканта мягко и ненавязчиво контролировать и направлять музыкально-педагогический игровой процесс. Клаус Фопель выделяет шесть основополагающих элементов, влияющих на создание работоспособного и сплоченного коллектива: знакомство, доверие, общение, кооперация, готовность учиться, удовольствие [93]. На этапе знакомства каждый обучающийся коллектива имеет возможность запомнить имена других детей и начать непринуждённо общаться, представить себя, охарактеризовать свою личность с разных сторон. Руководить разновозрастным музыкальным творческим коллективом проще, так как каждый из участников проявляет любопытство и естественное желание расширить свои представления о себе и других. Доверие разрушает опасение быть осмеянным или остаться в изоляции, позволяет обучающимся открыться, показать свои истинные мысли и чувства, преодолеть страх ошибок. Руководитель должен быть примером открытости, чуткости, готовности прийти на помощь и уделять внимание всем членам коллектива и участвовать во всех играх.
Общение тесно связано с доверием. Задача руководителя детского музыкального творческого коллектива помочь детям научиться общаться друг с другом и быть самому коммуникабельным, определить вместе с детьми цели и задачи совместной деятельности, познакомить их с процессом обучения и работы. Способ общения при этом должен быть свободным, с теплотой и юмором, с заинтересованностью со стороны всех участников. Постепенно педагог создаёт атмосферу сотрудничества, используя игры на выявление творческих способностей обучающихся, предлагающих свои варианты решения задач и проблем, высоко ценит инициативу детей. Открываются новые возможности и стремление обучающихся учиться друг у друга, а руководитель лишь направляет и помогает только тогда, когда это необходимо, помогает членам коллектива учиться сотрудничать друг с другом, находить новые возможности, вырабатывать навыки и т.д. Выбранные игры всегда должны содержать долю сюрпризов и доставлять огромное удовольствие. Встречи – диалоги, встречи дискуссии между педагогом и обучающимися могут стать традицией в творческом коллективе. Руководитель становится на место детей и они его оценивают. Роль дублёра помогает обучающимся включиться в учебно-воспитательный процесс в качестве педагогов и воспитателей. Необходимо обеспечивать доброжелательные отношения между руководителем, членами музыкального творческого коллектива, родителями и создавать ситуации «равноправия» между всеми участниками воспитательного процесса. Традицией в коллективе могут стать: день обучающегося, праздник родителей или праздник семьи. При планировании работы объединения, коллектива, конкретного дела необходимо предоставить возможность участия в этом всем желающим, взрослым и детям, развивать сотруднические отношения между педагогом и обучающимися при проведении конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной команды или как соперники. Руководителю всегда приятно внимание и признание своих воспитанников. В то же время проявление заботы и чуткого отношения к детям со стороны педагогом, форма проявления его внимания к обучающимся становится образцом для подражания. Эмоциональному подкреплению отношений между педагогом и обучающимися способствуют сюрпризы, подарки, поздравления в праздники и дни рождения.
Сотрудничество педагога и обучающихся трудно осуществить, если взаимодействующие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из слабых сторон у педагогов является установление контакта с детьми. Обучающийся дарит нам своё время – невосполнимый и удивительный отрезок жизненного пути, а его родители доверяют нам самое ценное, что у них есть. Урок музыки как урок искусства - совершенно особенный. Педагог - музыкант должен быть личностью, способной увлечь воспитанников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать. Работа педагога – музыканта нацелена на реализацию цели музыкального образования - становление музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры. Педагог сам должен быть интеллигентом - человеком высокой духовной и музыкальной культуры. Музыкальность как утверждает Г.М.Цыпин – одно из главных специфичных качеств педагога – музыканта. Это основа, на которой базируются все другие его профессиональные качества, наполненные глубоким духовным отношением к музыке, ярко выраженным чувством музыки, совокупностью музыкальных способностей, направленных на постижение жанрово-интонационной природы этого искусства, потребностью увлечь музыкой другого. Он должен быть эмпатийным – любить детей, проявлять терпимость и мудрость в процессе воспитания, обучения и развития обучающихся. С помощью музыки и любви к детям он способен развивать в них творческие способности, фантазию и интуицию, выявить талантливых, одарённых обучающихся, пробудить в них эстетическое восприятие мира, ощущение и осознание своего «личностного я» в этом мире. Умение общаться на диалогическом творческом уровне с коллективом в целом и с каждым обучающимся в отдельности – залог успеха музыкально педагогического процесса [95]. Педагог-музыкант должен обладать профессиональным мышлением педагога и музыканта. Творческий характер мышления даёт возможность педагогу вносить свои собственные идеи, определять личностное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач, исходя из возможностей конкретной группы, уровня её общей и музыкальной культуры, условий проведения занятий и т.д. Профессиональное самосознаниезаставляет педагога постоянно совершенствоваться. Обладание музыкально-педагогической интуицией и артистизмом как профессиональными качествами педагога – музыканта способствует умению увидеть и почувствовать настроение группы, внести необходимые коррективы в музыкальный процесс и укрепляют интерес к музыке и музыкальным занятиям у обучающихся. Эти качества проявляются в исполнительской, коммуникативной и музыкально-организаторской деятельности. Личностная профессиональная позиция педагога – музыканта и владение методологической культурой помогает ему в выборе учебной программы, в расстановке акцентов в решении музыкально-образовательных задач и средств накопления собственного опыта педагога. В своем профессиональном совершенствовании каждому педагогу - музыканту необходимо учиться исследовать самого себя, анализировать (рефлексировать) свою профессиональную деятельность, осмысливать эффективность применяемых методов преподавания, анализировать результаты конструирования содержания музыкального образования. Увлечённость, толерантность. эмпатийность, искренность, открытость по отношению к своим подопечным и коллегам, уважение к проявлению индивидуальности – педагогический такт создают атмосферу сотворчества в музыкально - педагогическом диалоге.
Обучение, воспитание и развитие обучающихся требует перестройки личностной позиции педагога. В условиях обновления общества и образования главным становится его самоопределение в личностном и межличностном аспектах. Современный педагог осознает, что его профессиональная деятельность будет успешной, только при наличии личностных контактов с воспитанниками. Ценным является влияние на детей, индивидуальность педагога, обладающего высоко развитыми духовными качествами и имеющего стремление постоянно самосовершенствоваться, повышать свою компетентность в той области знаний, специалистом в которой он является. Педагог овладевает новыми программами, ищем новые источники информации, осваивает новые технологии, стремимся расширить свой кругозор. Уделяет большое значение самовоспитанию личностных качеств, от которых зависит гуманное отношение к окружающим, удовлетворенность самим собой, благоприятное самоощущение в процессе педагогической деятельности. Таким образом, в третьем параграфе работы были выявлены педагогические условия, способствующие организации диалогического взаимодействия в разновозрастном музыкальном творческом коллективе, рассмотрена проблема отсутствия умения детейдетского возраста общаться друг с другом и влияние разновозрастной группы на развитие этого умения. Сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу с осознанием её цели; апробированы новые программы и технологии диалогического взаимодействия; В 1 главе мы обобщили современные представления исследователей, изучающих проблемы диалогического взаимодействия, детского музыкального творческого коллектива, лидерства в коллективе, влияния разновозрастных групп на развитие личности. Обратились к истории изучения понятий: «взаимодействие», «диалог», «творческий коллектив», «лидер», «музыкальные способности», «разновозрастная группа». Выяснили, что диалогичность - ярко выраженное свойство музыкального искусства, а детский музыкальный творческий коллектив – сложный организм в котором отражаются социальные отношения современного общества, тенденции его развития. Активность детского музыкального творческого коллектива разворачивается одновременно в различных направлениях, требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое, особенно в концертной деятельности. Определили, что организация диалогического взаимодействия в разновозрастном музыкальном творческом коллективе даёт исключительные возможности для осуществления творческого процесса связанного со сменой ролей лидеров в различных видах деятельности, создания условий для развития музыкальных творческих способностей каждого ребёнка с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности и развития личности педагога и обучающегося.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.014 с.) |