VI. Слушание. «Веселая. Грустная» Бетховен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Слушание. «Веселая. Грустная» Бетховен



Педагог:

Путешествуя по волшебному лесу, мы узнали, что музыка может рассказать о грустном и радостном настроении. Но мы с вами слушали и исполняли только песенные произведения. А как вы думаете, может ли музыка без слов рассказать о чём-то?

У меня есть волшебный колокольчик, он нам поможет, закроем глаза и послушаем, как он звенит.

Какой волшебный звон! И этот звон перенес нас, как на машине времени, на 200 лет назад, в то время, когда жил один из самых великих композиторов – немецкий композитор Л. Бетховен. Трудной была жизнь у этого композитора: будучи совсем молодым, его поразила тяжелая болезнь – глухота. Но, не смотря на это, Бетховен создавал прекрасные произведения. С одним из них мы уже знакомы.

Назовите его (песня «Сурок») 2 класс

А сегодня мы слушаем еще одно произведение Л. Бетховена. «Веселая. Грустная»

Проводится прослушивание

Педагог:

В этом произведении несколько частей.

Внимательно слушаем 1 часть и определяем ее характер (используется пособие «Солнышко. Тучка»)

Дети: веселый.

Педагог:

Прослушаем 2 часть и определим ее характер

Дети: грустный.

Педагог:

Прослушаем обе части подряд и определим, о чем нам рассказала эта музыка?

Дети: после веселья наступает грусть

Педагог:

Какое будет общее впечатление от всего произведения?

Дети: грустное

А теперь давайте прослушаем произведение, как этого требует Л. Бетховен и попробуем.

О чем нам теперь рассказала музыка, как изменилась мысль этого произведения?

Дети: после веселья может наступить грусть, но после грусти обязательно вернется веселье.

Какое же теперь будет общее впечатление от всего произведения?

Дети: радостное

А как можно назвать такое произведение?

(Если дети затрудняются ответить или путают средства выразительности и настроения (называют: быстрая, медленная), то сказать, в таких словах трудно выразить настроение, надо искать более точные слова - эпитеты).

VII. Итог.

Педагог:

А вот опять звенит волшебный колокольчик. Он возвращает нас в волшебный лес и сообщает об окончании путешествия. Но здесь нас все еще ждет лисичка и просит вас ответить на ее вопрос:

«О чем может рассказать музыка?» (Музыка может рассказать о грустном и веселом настроении).

А кто помог нам ответить на этот вопрос? Какие музыкальные произведения?

Все жители волшебного леса благодарят вас и в память об этой встрече дарят вам свои портреты. А мы в свою очередь давайте поблагодарим их.

Дети кивком головы «благодарят» лесных жителей и выходят их класса под «Марш» Бетховена.

Взаимодействие старших и младших обучающихся на музыкальном  занятии осуществлялось в различных составах, формах и разными способами:

- на протяжении всего занятия, на всех его этапах в форме соревнования разновозрастных команд и др.

- на отдельных этапах занятия в целях решения общих для них учебных музыкальных задач.

- ситуативно, в случае необходимости оказания помощи, при подведении итогов;

- обучающиеся работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

Были проведены занятия:

- с постоянным составом обучающихся;

- во временных РВГ при подготовке к конкурсам и массовым мероприятиям;

- с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут

привлекаться обучающиеся других коллективов;

Таким образом, проведённая нами работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале опытно-экспериментальной работы, а именно:

1. Разработана серия музыкальных занятий на эстрадном и классическом материале, в которых диалоговая форма является ведущей во всех видах деятельности.

2. Осуществлены социометрическая сравнительная диагностика музыкальных способностей обучающихся, их артистических и творческих возможностей на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы.

3. Апробирована и проведена организация детского музыкального творческого коллектива по принципу диалогического взаимодействия педагога – руководителя и обучающихся в процессе овладения ими вокально-эстрадным искусством. 

Сводная сравнительная таблица показателей по всем критериям в процессе организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

Таблица 5

Критерии Показатели Уровни Начальный этап Заключитель-ный этап
Социометри- ческий Психологичес- кий климат коллектива   Определение ценностно-ориентационного единства коллектива         3,5 балла   ЦОЕ < 50% (54%)       4,0 балла   ЦОЕ > 50% (64%)
Лидерский потенциал обучающегося Групповая успешность Низкая (не признан группой) Высокая (лидер, организа- тор,координатор)     -       11чел.        -
Музыкально-творческий Музыкальность     Творческие способности     Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий 35% 40% 25% 65% 25% 10% 25% 45% 30% 60% 25% 15%
Диалогический- исследование одного их этапов развития муз-ого творческого коллектива Коэффициент активности - (Кпда)                    0,63           0,76  

  

Сравнительный анализ данных опытно-экспериментального исследования показывает, что на его заключительном этапе показатели по всем категориям, выделенным для проведения организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе стали выше, в сравнении с начальным этапом его проведения.

Показатели уровня психологического климата коллектива поднялись с 3,5 до 4.0 балла, а  ценностно-ориентационного единства коллектива с 54% до 64%

Лидерский потенциал каждого обучающегося оказался постоянно высоким, но работа с лидерами проводилась с целью утверждения их в лидерских позициях в других видах деятельности.

Показатели высокого уровня развития музыкальности возросли с 25% до 30%, среднего уровня развития снизились с 40% до 45%, низкого уровня развития – с 25% до 35%. Показатели высокого уровня развития творческих способностей возросли с 10% до 15%, показатели среднего уровня остались без изменения, показатели низкого уровня снизились с 65% до 60%.

Коэффициент активности обучающихся в процессе подготовки и проведении занятий в разновозрастной группе поднялся с 0,63, до 0,76.

Таким образом, реализация педагогических условий по организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе позволила обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям музыкального образования.

 

 

Заключение.

1. В исследовании проведено теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.Поставлена цель и решены задачи.

2. Теоретически осмыслена научная литература по проблеме диалогического взаимодействия в музыкальном творческом коллективе и внедрении его в современную педагогику.

3. Выявлены исключительные возможности диалогического взаимодействия для осуществления творческого процесса связанного со сменой ролей лидеров в различных видах деятельности и условий для выявления творческих способностей каждого ребёнка с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности,

4. Рассмотрено влияние разновозрастных групп на развитие личности, открывающего перспективный подход к новой образовательной форме взаимодействия.

5. Определены понятия: «взаимодействие», «диалог», «коллектив», «лидер», «музыкальные способности», «разновозрастная группа». Даны характеристики «творческого коллектива».

6. Выявлена и проверена эффективность педагогических условий, способствующих организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

7. Сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу с осознанием её цели.

8. Апробированы новые программы и технологии диалогического взаимодействия, разработана серия музыкальных занятий на эстрадном и классическом материале, в которых диалоговая форма является ведущей во всех видах деятельности.

9. Проведена социометрия с целью выявления разных типов лидеров, наблюдалось их поведение при смене ролей, осуществлялась сравнительная диагностика музыкальных способностей обучающихся, их артистических и творческих возможностей на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы.

10. Апробирована и проведена организация детского музыкального творческого коллектива по принципу диалогического взаимодействия. 

В процессе проведения опытно-экспериментального исследования были изучены особенности и методы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе, и признание их одними из самых привлекательных, активно обсуждаемых проблем современной науки и практики.

Были выявлены и рассмотрены противоречия между:

1​) целевыми установками коллектива и смысловыми установками его членов, а так же внутри коллектива между отдельными обучающимися или группами обучающихся, находящихся на разных этапах личностного и музыкального развития,  опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающие от его развития;

2) существующими в педагогике и методике музыкального образования

накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами, музыкантами в своей практической деятельности;

3)поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося, педагога и объединения детей).

Выяснили, что взаимодействие педагога и детей - это особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнёрских), которые зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.

Взаимодействие и всё многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, особенностей его педагогического стиля и его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать педагога, от условий в которых будет развиваться это взаимодействие.

Методы, приёмы, средства воздействия, самовоспитания, саморазвития, с которыми мы познакомились - это только инструмент с помощью которого можно направлять творчество обучающихся в нужное русло и вырабатывать ответственность за их судьбы. Необходимо анализировать не только детское, но и своё собственное поведение, поскольку для успешного влияния на обучающегося необходимо не только добиться изменения его поведения, но и изменить собственное.

Таким образом, проблема организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе является актуальной в настоящее время, так как обращает внимание педагогов – музыкантов на процесс формирования полисубъекта творческой активности со сменой лидеров, обладающей единой логикой, направленностью развития и выстраиванием глубинных отношений внутри общности.

Умение организовать детский музыкальный творческий коллектив на основе диалога является одним из основных условий формирования и развития профессионально-педагогических способностей, исполнительского и педагогического мастерства педагога – музыканта. 

Воспитывая, мы воспитываемся сами!

 

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр Академия, 2004. – 336 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (б-ка учителя музыки) [Текст] / Э.Б. Алиев - М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии [Текст] / А.Д. Алферов - Ростов н /Д.: Феникс, 2000. – 384 с.

4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова. [Текст] / Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 384 с.

6. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие [Текст] / И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 156 с.

7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев – М.: Музыка, 1973. - 151 с.

8. Арчажникова, Л.Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта [Текст]: [монография] / Л. Г. Арчажникова, З. В. Румянцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 255 с.

9. Байбородова, Л.В, Рожков, М И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов воспитательного учебного заведения [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 256 с.

10. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. [Текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007 - 319 с.

11. Батербиев, М. М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения [Текст] / М. М. Батербиев // Школьные технологии. - 2008. - №1. - С. 65.

12. Бахтин, М.М. как философ отв. ред. Л. А. Гогогтишвили, П. С. Гуревич [Текст] / М.М. Бахтин. - М: Наука, 1992. –С. 26.

13. Белкин, А. С. Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути ее создания [Текст] / А. С. Белкин // Воспитание школьников. – 1989. – № 1. – С. 70-79.

14. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 314 с.

15. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. №5.

16. Бочкарева, О.В. Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей музыки [Текст]: монография / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.─ 320 с.(20 п.л.).

17.  Бочкарева, О.В. Музыка и диалог: научно-методическое пособие [Текст] / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.─ 137 с. (9 п.л.).

18. Бочкарева, О.В. Развитие эмпатии в дидактическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник.─ 2008.─ №.2─ с.13 – 17─ (0,7 п.л.).

19. Бочкарева, О.В. Творческая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук - Ярославль: ИРО.-2003.- С.95-100 (0,5 пл.)

20. Ван Хань Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство освоения музыки разных народов [Текст] / Ван Хань //Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. Том. 2, №4. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2011. -С. 44-47. (0,25 п.л.).

21. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологи [Текст] / Под ред. Н. Е. Щурковой.2000 [Электронный ресурс].

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: 2001.

23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

24.  Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998. - 480 с.

25. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1997. - с.261 [Электронный ресурс]

26. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология [Текст] / Ф.Д. Горбов // Проблемы инженерной психологии. - Л.: ЛГУ, 1966. - Вып.4

27. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1984

28. Горюнова, Л.В. На пути к педагогике искусства [Текст] / Л.В. Горюнова // Музыка в школе. - 2008. - № 2.

29. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко // кн. для учителя. - М.: Просвещение, - 1991.- 192 с.

30. Евладова Е.Б., Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст] Е.Б. Евладова - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

31. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.

32. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения [Текст] / А.С. Залужный. -  М.—Л.: Госиздат, 1931.

33. Зимина, О.В. Диалог как многоаспектный музыкально-педагогический феномен [Текст] / О. В. Зимина // Методология педагогики музыкального образования. – М.: МПГУ, 2007.

34.  Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов [Текст] / И.П. Иванов. - М., 1984.

35.  Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П.Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - с. 29-30.

36. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]  / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

37. Каган, М. С. Искусство и общение [Текст] / М. С. Каган // Искусство и общение: сб. научн. трудов. – Л., 1984.

38. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2010

39. Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - с.21-28.

40. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. - №1.

41. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Знание. - 1979. – 46 с.

42.  Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев - М., 1977. – 304 с.

44. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с

45. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений [Текст] / А.Ф. Лосев - М.,1990.

46. Луначарский, А.В. О воспитании нового человека [Текст] / А.В. Луначарский // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск, 1971. – C. 513–516.

47. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании [Текст] / А.В. Луначарский. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.

48. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.

49. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №1 (22), 2008. – С. 181–185. – 0,46 п.л.

50. Майковская, Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки [Текст] / Л.С. Майковская // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №2. – М.: МАНПО, 2007. – С.13-16. – 0,55 п.л.

51. Майковская, Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения //Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [Текст] / Л.С. Майковская // Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.16-27. – 23 п.л., авт. – 1 п.л.

52. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

53. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8т. [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: 1983-1986.

54. Малинин, Г.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого [Текст] / Г.А. Малинин - М.: Прометей, 1993. -176 с.

55. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: 1996.

56. Маркова, А.К. Психология труда учителя. [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1993.

57. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхин. – М., 1984.

58. Методологическая культура педагога-музыканта: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ваншшхина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

59. Морозов, А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

60. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗ / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

61. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 1986.

62. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – Москва.: Академия, 1979.

63. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т.В. Надолинская. - М., 2003.

64. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е изд. — М.: Гуманит.      изд. центр ВЛАДОС, 2003.

65. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн. 2: Психология образования. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995.

66. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

67. Немов, Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст] / Р.С. Немов – М.: Педагогика, 1988. -144 с.

68. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова. - М., 1978.

69. Обозов, Н.Н. О трёхкомпонентной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания / Под ред. А.А Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. с 80-92.

70. Обозов Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы [Текст] / Н.Н. Обозов. // Вопросы психологии, - 1977. - №4.

71. Орлов, А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Орлов. - М., 2004.

72. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.

73. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского. - 2006. - С. 263-269.

74. Петровский, А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1993.

75. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый // Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2003.

76. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.

77. Поляк Н.Ф. Диалог в развитии познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Поляк // Из опыта работы по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова. - Владимир: Маркарт. - 2000. - 80 с.

78. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М., - 2000.

79. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] / В.Я. Синенко // Педагогика. - 1999. - №5.

80. Сластенин, В.А. Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2007. 576с.

81. Смирнов, С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии [Текст] / С.А. Смирнов. – М., 2006.

82. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников [Текст] / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1986

83. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева Издательства: Сибирское соглашение, - Инфра-М, 2001 г)].

84. Стоянова, Г.И. Художественная эмпатия – индикатор профессионального уровня педагога-музыканта. [Текст] / Г. Стоянова // Методологические проблемы музыкальной педагогики: сб. научн. статей. – М., 1991.

85. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1981. - Т. 3. - С. 208.

86. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива.). [Текст] / В.А. Сухомлинмкий. - М., «Молодая гвардия», 1975, с. 6 1

87. Сухомлинский, В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

88. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

89. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М.- Л., 1947, вып.2.

90. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. [Текст] / А. Л. Уманский. - Кострома: КГУ, 2004. - 290 с.

91. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

92. Философский словарь. - М., 1991.

93. Фопель Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / Клаус Фопель. – М.: Генезис, 2006. - 336 стр.

94. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: [Текст] / Учеб. пособие В.Н. Холопова. – СПб. Лань, 2000. – с. 7.

95. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

96. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности [Текст] / А.С. Чернышев. - М.: ИП РАН, 2005.

97. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

98. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: 1960.

99. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. пр. - М., 1989.]

100. Яковлев, Д.Е. Организация и управление деятельностью учащихся дополнительного образования детей [Текст] / Д.Е. Яковлев – М., 2004.

101. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой познавательной среде [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 1997.

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Задания для выявления лидеров при смене ими ролей.

Необходимое оборудование: стол, секундомер, ножницы (3), листочки бумаги разной величины.

Инструкция экспериментатору

Текст заданий

Ребятам зачитывался только текст «Инструкция», взятый в кавычки и выделенный курсивом, в скобках же даны пояснения для экспериментатора - того, кто проводит игру.

Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

Мы останавливали секундомер только тогда, когда число вставших составляло либо половину группы, либо половину плюс один человек — при нечетном количестве участников. Лидером считался тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об

этом другим.

Снежинки

Инструкция: «Вам дано задание вырезать 20 новогодних снежинок. У вас имеется 3 пары ножниц и 7 листов бумаги. Начали!»

Мы заранее приготовили эти предметы. Секундомер останавливался, когда группа давала сигнал, что она выполнила задание, и мы убеждались, что снежинок 20 или больше, если же меньше — работа продолжалась. Лидер обязательно находился рядом с игровым столом и либо сам вырезал снежинки, следя за остальными, либо считал, сколько уже сделано, торопил и подбадривал других участников.

Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всем коллективом на конкурс. Вам надо поселиться в гостиницу по «комнатам» рядом так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальныечетырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

Мы останавливали секундомер, когда задание было выполнено и при этом никто не заявил, что его желание не учли. Лидером считался тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Настоящий лидер должен был обращать внимание на мнения других участников.

Кино

Инструкция: «Ваша группа идет на концерт. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

Мы заранее заготовили листочки бумаги с написанными на них цифрами.

Лидер или раздает «билеты» или выясняет, кто пойдет на концерт.

Собрание

Инструкция: «Представьте, что вам надо провести собрание, где будут обсуждаться важные для группы вопросы. Выберите голосованием председателя собрания. Начали!»

Как правило, предлагают выбрать того, кто пользуется авторитетом. Но лидером также может считаться тот, кто выдвинул предложение и скомандовал, чтобы подняли руки.

Пословица

Инструкция: «Вам необходимо сказать хором пословицу, которая точно характеризует вашу группу (команду, класс). Начали!»

Лидером считался тот, чье предложение было принято группой, и тот, кто дал команду говорить вместе; но также и те, кто высказывал предложение, но на него не обратили внимание.

Человечек

Инструкция: «Вы должны нарисовать на доске красивого человечка (все вместе — одного) с использованием самого малого числа элементов (линий,

кружочков и т. п.) и при условии, что каждый член группы примет участие в рисовании. Стирать нарисованное нельзя. Начали!»

Эксперимент можно проводить на классной доске или на листе бумаги.

Лидер следит за тем, все ли участвовали в выполнении задания; подсказывает, что рисовать, в какой очередности подходить к доске.

Алфавит

Инструкция: «В русском алфавите 33 буквы. Вам необходимо написать их все, без пропусков и повторений, на листочках бумаги (по одной букве на каждом листочке) и сложить их на столе столбиком по порядку, от «а» до «я», причем каждый из вас должен написать, как минимум, одну букву. Начали!»

Перед началом эксперимента мы положили на стол заготовленные заранее 33 одинаковых листочка бумаги размером 3х3 см. Секундомер останавливали только после того, как вы убедились, что порядок букв правилен.

Лидер распределял, кто какую букву будет писать, следит, чтобы не было пропусков и повторений.

Рассказ

Инструкция: «Все вместе придумайте рассказ на любую тему. Кто -_нибудь из вас первый начинает, второй продолжает и т. д., каждый должен сказать одно предложение. Начали!»

Лидер распределял очередность высказываний, торопит участников, подсказывает идеи.

Эстафета

Инструкция: «Вы разбиваетесь на «тройки» и устанавливаете очередность работы «троек». Первая «тройка» подходит к столу, остальные в это время отвернулись и не подслушивают, что там происходит.

Первая «тройка» получает в конверте карточку с изображенными музыкальными знаками; в течение одной минуты ее члены запоминают в точности, что там нарисовано, учитывая цвет, форму фигур, расположение и примерные размеры. Затем у них отбирают карточку, и они рисуют на листе бумаги то, что запомнили, совещаться можно только шепотом. После окончания работы первая «тройка» отходит в сторону и не вмешивается в ход выполнения задания.

Вторая «тройка» действует аналогично первой, только вместо первоначального рисунка ей предлагается тот, что нарисовала первая «тройка», третьей - то, что нарисовала вторая «тройка» и т. д., до последней «тройки». Начали!»

Перед началом задания мы заготовили несколько листов бумаги, цветные карандаши и карточку_- образец с музыкальными знаками: 9 фигур, расположенных по 3 в ряд.

В верхнем ряду мы расположили слева направо: коричневую восьмую, красную половинку и синюю четверть; в среднем ряду — зеленый скрипичный ключ, черные знаки форте и пиано, расположенные один под другим, и зеленый басовый ключ; в нижнем ряду - синяя шестнадцатая, желтый диез и красный бемоль; все знаки примерно одинакового размера. После того как очередная «тройка» заканчивала рисовать, мы помечали ее номер на обратной стороне листка.

В заключении, нами сравнивался полученный рисунок с первоначальным и выявлены допущенные ошибки. Было очень весело, как при игре в «испорченный телефон».

Лидер решал, кто в какой «тройке» будет работать. Причём в каждой «тройке» был свой лидер, он распределял роли — кто и что будет запоминать, кто и что рисовать и т. п.

Картинка

Инструкция: «Вам необходимо сложить музыкальную картинку, состоящую из отдельных кусочков. Начали!»

Были использованы пазлы, с изображением музыкального домика, где имелось множество одинаковых элементов.

Лидер проявлял свои качества,  назначая участников задания, распределяя их функции, выдвигая идеи о наилучшем способе решения задачи, следя за временем и  подбадривая участников, когда они затруднялись в выполнении задания, или даже хотели от него отказаться, а также и в конфликтной ситуации.

Приложение 2

Диагностика уровня развития музыкальных творческих способностей обучающихся (констатирующий этап).

Таблица 1

ФИО обучающихся   музыкальность  творческие способности
       А           н                  н
       Б           н                  н
       В           с                  н
       Г           н                  н
       Д           с                  н
       Ж           с                  н
        З           с                  н
        И           н                  н
        Ки           с                  с
        Ко           в                  в
        М           в                  с
        Мл           с                  с
        Н           в                  с
        О           н                   н
        П           с                  н
        С           н                  н
        Св           в                  в
        У           с                  в
        Ш           в                  с
        Шип           н                  н

 

Приложение 3

Игры на сплочение

«Снежный ком»

Группа встает в круг и сидя на месте, первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.

«Мы с тобой одна семья»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.163 с.)