Особенности детского творческого коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детского творческого коллектива



Создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников – одна из центральных задач общеобразовательной школы. В современной педагогической литературе он рассматриваются как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспитания.

История коллектива начинается с первых школ-коммун, которые оказали большое влияние на становление коллективистической системы воспитания в масштабах всей страны.

Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие видные педагоги и общественные деятели.

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики А.С.Макаренко, Н.К.Крупской и А.В.Луначарским. Они считали основной целью воспитания всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить и содружествовать в гармонии с другими и связана с другими сочувствием и мыслью социально [52; 46; 80].

 А.С.Макаренко первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперед.

Согласно данной теории, роль коллектива в развитии личности проявляется в следующих моментах:

· Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, поскольку только в школьном коллективе его освоение специально планируется и направляется.

· Коллектив обеспечивает воспитаннику возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в нем формируются самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

· В коллективе формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации, гражданская позиция воспитанника.

· Трудовая деятельность в условиях коллектива стимулирует проявление ответственности за результаты труда.

· Коллективная деятельность открывает возможности для реализации и развития физического и творческого потенциала воспитанников, их эмоционального развития.

· Коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов.

· Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

· Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

Первой опытной станцией по народному образованию руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребёнка субъектной позиции и сформулировал совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива:  

• организационное единство школьного коллектива;

• руководящая роль школьного коллектива;

• руководящая роль педагога;

• богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами;

• ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей;

• самодеятельность, творчество, инициатива;

• постоянное умножение духовных богатств;

• гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний;

• создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения к поколению как духовного достояния;

• интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества;

• эмоциональное богатство коллективной жизни;

• дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение [86, С. 61].

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление: наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик Л.И.Новикова и др.) [80,60,68], на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин и др.)[27], развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.)[80], разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Н.Е.Щуркова и др.) [97].

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А.Куракин, Л.И.Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями [80].

Исследуются такие вопросы теории коллектива, как:  массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание [28].

Человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу — богатство связей общения, определяющее общественную, коллективную силу человека.

Детский музыкальный творческий коллектив рассматривается нами как модель, в которой отражаются социальные отношения современного общества и тенденции его развития. Для ребенка социум выступает, прежде всего, как среда его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

В ряду специфических характеристик системы дополнительного образования детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие педагога и ребёнка» как соподчиненные педагогические принципы и явления. Добрая воля ребёнка - это то, что авансирует, делает реальной педагогическую деятельность.

В существующем многообразии человеческих связей самым распространённым является взаимодействие человека с людьми разного возраста, а самыми многочисленными в обществе – разновозрастные объединения.

Важность постоянного общения детей разного возраста и воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а также многих современных педагогов (Л.В.Байбородова, И.С. Кон, Т.Е. Конникова, Л.Н. Новикова, С.Ж. Заке, Е.Н. Старостина и др.). Они утверждают, что такое взаимодействие формирует опыт многообразных отношений, где ролевое участие обучающегося как старшего или младшего в групповой деятельности постоянно изменяется в пространстве и во времени, поэтому изменяются и механизмы, активизирующие поведение личности, способствующие развитию важнейших нравственных качеств, освоению культурных ценностей. Если обучающийся вступает во взаимодействие как младший, то чаще всего действует механизм подражания[80].

Взаимодействие обучающихся разного возраста выполняет функцию социальной и социально-психологической защиты в виде помощи старших младшим при организации их жизнедеятельности, обеспечивает поддержку тех обучающихся, которые не могут реализовывать себя по самым разным причинам в группе сверстников. В процессе взаимодействия осуществляется подготовка к социальной самозащите, предполагающая обучение принятию самостоятельных решений в сложных ситуациях, умению устанавливать контакты с различными людьми в постоянно меняющихся условиях. Такое взаимодействие способствует взаимообогащению обучающихся разных возрастов; овладению социальными ролями взрослого, ответственного за младшего. Создаются благоприятные условия для реализации стимулирующей функции, то есть тех качеств личности, которые остались бы незамеченными в одновозрастном коллективе и не получили бы источника своего проявления и развития.

Детский музыкальный творческий коллектив представляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которого разворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий по сохранению целенаправленности групповых усилий, объединения индивидуальных активностей в единое целое, особенно в концертной деятельности. Функция социального управления реализуется через феномены лидерства и руководства.

А.В. Морозов определяет «лидерство в группе» как «систему межличностных связей, которая формируется и определяется целями детского творческого коллектива, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися» [59, С. 279]. Именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер данного коллектива. Им становится тот, чьи установки и ориентации соответствуют исходным эталонам для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов её жизнедеятельности.

Лидер часто определяется через систему социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член коллектива, но это не всегда оправданный подход, так как лидерство в музыкальном творческом коллективе - многоликий процесс и в нём могут быть выделены виды лидерства, близкие по своим задачам к социометрической «звезде».

В реальном коллективе могут существовать несколько разноплановых лидеров, занимая в нём свои собственные позиции, и не вступая друг с другом в серьёзные противоречия, кроме того и сам лидер может меняться в процессе музыкально-педагогического общения. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей.

А.В. Морозов выделяет групповые деятельности инструментального и экспрессивного вида [59].

Инструментальные деятельности направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач.

 Экспрессивные деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение. Соответственно и роль экспрессивного лидерства – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.

Лидер всегда находится как бы в оппозиции либо к членам группы, ориентированным на общение, либо к задачам и целям группы. Ориентированный на эффективность выполнения групповой цели – инструментальный лидер, вынужден идти на ухудшение взаимоотношений с членами группы, которыми общегрупповые цели полностью или частично не принимаются. Лидеру же экспрессивного типа, направленному на интересы отдельных лиц и их взаимоотношения, приходится заниматься улучшением взаимоотношений в ущерб общим целям и задачам. Например, преподаватель, ориентированный на хорошие отношения с обучающимися, часто идет на снижение к ним требований в процессе учебы, выставляя им завышенные оценки.

Внутри инструментального лидерства можно выявить: лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. Среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения (социометрическая "звезда"), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д. Чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть различных проявлений процесса лидерского влияния.

Организации лидерства, как одному из видов сплочения в детском музыкальном творческом коллективе, необходимо уделять специальное внимание, так как оно раскрывает не столько личные качества лидера или их особое сочетание, сколько структуру взаимоотношений в данной конкретной группе.

А.Л. Уманский обращает внимание на важность знания педагога об особенностях работы с лидерами, понимания феноменов лидерства в современных условиях, умения диагностировать лидерский потенциал воспитанника, организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе [90].

Развитие лидерского потенциала предполагает умение и способность педагога конструировать систему мотивов личности, направленные на включение его в социально значимые отношения с позиции лидера. Руководитель, организующий музыкальный творческий коллектив, может справиться с этой задачей только в том случае, если воспитанники будут воспринимать его в качестве лидера (в этом случае лидерство служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Эффективность работы детского творческого коллектива зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров-детей, на диалог с ними. Искусство руководства — это в известном смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять устойчивость и жизненность творческого коллектива, умело, используя и направляя в нужное русло развитие межличностных связей и отношений.

Таким образом, во втором параграфе работы мы рассмотрели следующие вопросы: обобщили современные представления исследователей, изучающих проблемы детского музыкального творческого коллектива, лидерства в коллективе, влияния разновозрастных групп на развитие личности. Обратились к истории изучения коллектива, выяснили, что детский музыкальный творческий коллектив рассматривается нами как модель, в которой отражаются социальные отношения современного общества и тенденции его развития, а эффективность работы детского музыкального творческого коллектива зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров-детей, на диалог с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.024 с.)