Кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания



Кафедра теории и методики музыкально-художественного воспитания

Специальность 050601 Музыкальное образование

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе»

 

 

Работа выполнена студентом

Шаровой Наталией Олеговной

Научный руководитель

д. п. н., доцент кафедры Т и ММХВ

Бочкарева Ольга Васильевна

 Допустить к защите

Зав. кафедрой

 доцент, канд. искусств.

  Плохов Александр Васильевич

«____»__________________2013 г.

 

Ярославль 2013 г.

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

Глава I. Теоретическое осмысление проблемы организации  диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе………………………………………………………………………..7

1.1 Сущность, основные характеристики диалогического взаимодействия

в музыкальной педагогической деятельности………………..............................7

1.2 Особенности детского творческого коллектива …………………………..12

1.3 Педагогические условия организации диалогического взаимодействия

в детском музыкальном творческом коллективе………………………………21

Глава II. Опытно-практическое исследование организации

диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе…………………………………………………………………........30

2.1Цель, задачи и методы проведения опытно-практического исследования……………………………………………………………….........30

2.2 Ход, описание и результаты опытно-практического исследования ….....40

Заключение ……………………………………………………………………..55

Список литературы …………………………………………………………....58

Приложение…………………………………………………………………......68

Введение

Диалог, как одна из форм взаимодействия педагога и обучающегося, в настоящее время является одной из самых активно обсуждаемых проблем современной науки и практики. Развитие новых информационных технологий даёт возможность использования современных каналов общения таких как: Интернет, телемосты, телеконференции и т.д. и влияет на характер мышления, мировоззрение, духовный склад личности.

Взаимодействие педагога и обучающихся - особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнёрских), где ценность индивидуальности воспитанника стоит на первом месте. Такое взаимодействие зависит от качеств, индивидуальных особенностей педагога в той же степени, как и от личности самого ребенка.

Актуальность выбранной темы объясняется существующими противоречиями между:

1​) целевыми установками коллектива и смысловыми установками его членов, а так же внутри коллектива между отдельными обучающимися или группами обучающихся, находящихся на разных этапах личностного и музыкального развития,  опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающие от его развития;

2) существующими в педагогике и методике музыкального образования

накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами, музыкантами в своей практической деятельности;

3)поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося, педагога и объединения детей).

Одной из сложившихся тенденций обсуждения проблемы педагогического взаимодействия можно назвать постоянство творческих поисков педагогов в адекватном раскрытии сложного мира ребёнка, его способностей через диалогическое взаимодействие. Происходит постепенный переход от традиционного понимания педагогической деятельности, только как формы диалогического воздействия взрослого на ребёнка, связанных с развитием в нём музыкальных способностей, к педагогическому пути, направленному на диалог, самореализацию в общих целях и задачах на современном этапе. Многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, стремления его быть в курсе современных возможностей и технологий, особенностей его педагогического стиля, такта, мастерства, его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать его, от условий в которых будет развиваться это сотрудничество.

В связи с вышесказанным нами была определена тема данной работы: «Организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе».

Цель исследования: теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. ​ Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования

организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

2. Выявить и проверить эффективность педагогических условий, способствующих организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

3. ​ Разработать серию занятий, выявляющих возможности диалогического

взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

Объект исследования: музыкально-педагогический процесс, направленный на организацию диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие организации и развитию диалогического взаимодействия педагогов и обучающихся в детском музыкальном творческом коллективе.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что организация диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе будет проводиться успешнее, если выполняются следующие условия:

1. осуществляется творческий процесс, связанный со сменой ролей и лидеров в различных видах деятельности в музыкальном творческом коллективе;

2. создаются условия для развития музыкальных творческих способностей каждого ребёнка, с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности;

3. учитываются особенности работы в разновозрастном музыкальном творческом коллективе и наблюдается стремление к его развитию.

Методологической базой исследования являются труды о диалоге,  диалогическом взаимодействии М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева и др. Направление исследования определили работы Б.В.Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Г.М.Цыпина, Л.Г.Арчажниковой, Ю.Б.Алиева, Л.С.Майковской, В.Г.Ражникова, О.В.Зиминой, и др. в области музыкальной педагогики, теории музыкального восприятия, развития музыкальных и творческих способностей личности определили направление исследования.

Концептуальное значение имели исследования: Л.В.Байбородовой, М.И.Рожкова по педагогическому взаимодействию; труды А.В.Морозова  и А.Л.Уманского по психологии коллектива и лидерства детском творческом коллективе, Х.Вана и О.В.Бочкарёвой о диалогичности музыкально-педагогического процесса.

Особый интерес вызвали работы Д.Е.Яковлева, Е.Б.Евладовой, Л.Г.Логиновой об учебно-воспитательном процессе в дополнительном образовании, реализующем развивающие и культурообразующие функции как приоритетные.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

- изучение, систематизация, обобщение научной литературы по философии, социологии, культурологии, психологии, педагогике, эстетике, музыкознанию, лингвистике, аксиологии, детскому музыкальному образованию;

- педагогическое наблюдение за деятельностью обучающихся с целью изучения состояния проблемы в практике работы, включённое наблюдение автора в процесс педагогической работы, беседа;

- опытно-педагогическое исследование, включающее в себя социометрический метод, первоначальную, текущую и итоговую диагностику.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучена и обобщена литература по теме исследования, выявлен научный аппарат, изучены такие категории как «взаимодействие», «диалог», «творческий коллектив», «лидерство», «музыкальные способности».

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и рекомендации по организации (применению) диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе могут быть использованы в профессиональной деятельности учителей и педагогов дополнительного образования.

База исследования МОУДОД ДЮЦ «Ярославич» объединение школа вокала «Контрасты».

 

 

Наблюдение за организацией диалогического взаимодействия в разновозрастном детском музыкальном творческом коллективе проводилось с помощью проектирование учебных ситуаций разновозрастного сотрудничества на каждом занятии в группе-комплекте.

Поляк Н.Ф. считает важнейшим показателем продуктивности использования различных сочетаний индивидуальной, парной, групповой форм диалогического взаимодействия является коэффициент познавательной диалогической активности (Кпда) [77].

Выявленное нами его значительное повышение, особенно в сравнении с итоговыми показателями, есть свидетельство действительной эффективности использования системы специально разработанных заданий диалогического характера. На одном музыкальном занятии в группе-комплекте реализуются одновременно два или три вида музыкальной деятельности. Содержание музыкального учебного материала в каждом возрасте различно. Интеграция его содержания возможна в отдельных случаях в большей, в других в меньшей степени. Поэтому для всех занятий мы продумывали учебные ситуации совместной работы обучающихся разного возраста. Эти ситуации рассматривались нами как способ реализации системно-деятельностного подхода, как особая единица творческого музыкального процесса, в которой дети обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершают разнообразные учебные, творческие музыкальные действия, преобразуют его, предлагают свое описание и т.д.

В музыкальных учебных ситуациях мы решали различные задачи на разных этапах занятия. Это были ситуации: совместного целеполагания, планирования деятельности, поиска ответа на вопрос, рефлексивные учебные ситуации и др. В каждой ситуации осуществлялось взаимодействие младших и старших школьников, формировались универсальные музыкальные учебные действия. Ситуации разновозрастного сотрудничества в детском музыкальном творческом эстрадном коллективе реализовывались нами на одном или нескольких этапах занятия, позволили сформировать коммуникативные умения обучающихся. Мы создавали такие ситуации систематически, с определенной последовательностью. Например, в течение ряда занятий мы организовывали только ситуации совместного целеполагания, затем расширяли время разновозрастного сотрудничества и включали в них рефлексивные ситуации, в которых задействовали обучающихся старших и младших классов. Затем предлагали детям действия, связанные с контролем и оценкой в разновозрастных парах и группах, и развитием информационных умений [38].

Разновозрастное сотрудничество осуществлялось на основе организации пар сменного состава. Данная технология широко известна и описана в работах профессора В.К. Дьяченко. Все обучающиеся и старшего, и младшего возраста выступают на уроке в роли преподавателя и обучающегося попеременно. Каждый обучающийся в течение музыкального занятия выступает в роли преподавателя по одному вопросу 3–5 раз и в роли обучающегося такое же количество раз. Именно в такой ситуации формируются коммуникативные и регулятивные музыкальные учебные действия, умение сотрудничать, самостоятельно выбирать и осмысливать свою деятельность [29].

 

Детям:

Как вы думаете почему музыка так нужна людям?

Ответы детей:

Учитель:

Музыка оказывает огромное влияние на людей, воздействует на их эмоциональное состояние, поднимает настроение или навевает грусть, пробуждает энергию или заставляет задуматься, объединяет и поддерживает, помогает отдыхать и трудиться.

Заключение.

1. В исследовании проведено теоретическое и практическое осмысление проблемы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе.Поставлена цель и решены задачи.

2. Теоретически осмыслена научная литература по проблеме диалогического взаимодействия в музыкальном творческом коллективе и внедрении его в современную педагогику.

3. Выявлены исключительные возможности диалогического взаимодействия для осуществления творческого процесса связанного со сменой ролей лидеров в различных видах деятельности и условий для выявления творческих способностей каждого ребёнка с дальнейшим их проявлением в концертной деятельности,

4. Рассмотрено влияние разновозрастных групп на развитие личности, открывающего перспективный подход к новой образовательной форме взаимодействия.

5. Определены понятия: «взаимодействие», «диалог», «коллектив», «лидер», «музыкальные способности», «разновозрастная группа». Даны характеристики «творческого коллектива».

6. Выявлена и проверена эффективность педагогических условий, способствующих организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе.

7. Сформирована положительная установка педагога и детей на совместную работу с осознанием её цели.

8. Апробированы новые программы и технологии диалогического взаимодействия, разработана серия музыкальных занятий на эстрадном и классическом материале, в которых диалоговая форма является ведущей во всех видах деятельности.

9. Проведена социометрия с целью выявления разных типов лидеров, наблюдалось их поведение при смене ролей, осуществлялась сравнительная диагностика музыкальных способностей обучающихся, их артистических и творческих возможностей на начальном и заключительном этапах опытно-экспериментальной работы.

10. Апробирована и проведена организация детского музыкального творческого коллектива по принципу диалогического взаимодействия. 

В процессе проведения опытно-экспериментального исследования были изучены особенности и методы организации диалогического взаимодействия педагога и обучающегося в детском музыкальном творческом коллективе, и признание их одними из самых привлекательных, активно обсуждаемых проблем современной науки и практики.

Были выявлены и рассмотрены противоречия между:

1​) целевыми установками коллектива и смысловыми установками его членов, а так же внутри коллектива между отдельными обучающимися или группами обучающихся, находящихся на разных этапах личностного и музыкального развития,  опережающими его в своём развитии или, наоборот, отстающие от его развития;

2) существующими в педагогике и методике музыкального образования

накопленными научными разработками и малой востребованностью их педагогами, музыкантами в своей практической деятельности;

3)поставленными педагогом задачами и реальным выполнением их обучающимися, где эффективность педагогического процесса зависит от состояния реального взаимодействия его участников (педагога и обучающегося, педагога и объединения детей).

Выяснили, что взаимодействие педагога и детей - это особый вид общественных отношений, демократичных по своей сути (партнёрских), которые зависят от качеств, индивидуальных особенностей детей в той же степени, как и от личности педагога.

Взаимодействие и всё многообразие взаимоотношений между педагогом и детьми зависит от профессионализма педагога, особенностей его педагогического стиля и его авторитета как руководителя, от готовности обучающихся воспринимать и понимать педагога, от условий в которых будет развиваться это взаимодействие.

Методы, приёмы, средства воздействия, самовоспитания, саморазвития, с которыми мы познакомились - это только инструмент с помощью которого можно направлять творчество обучающихся в нужное русло и вырабатывать ответственность за их судьбы. Необходимо анализировать не только детское, но и своё собственное поведение, поскольку для успешного влияния на обучающегося необходимо не только добиться изменения его поведения, но и изменить собственное.

Таким образом, проблема организации диалогического взаимодействия в детском музыкальном творческом коллективе является актуальной в настоящее время, так как обращает внимание педагогов – музыкантов на процесс формирования полисубъекта творческой активности со сменой лидеров, обладающей единой логикой, направленностью развития и выстраиванием глубинных отношений внутри общности.

Умение организовать детский музыкальный творческий коллектив на основе диалога является одним из основных условий формирования и развития профессионально-педагогических способностей, исполнительского и педагогического мастерства педагога – музыканта. 

Воспитывая, мы воспитываемся сами!

 

Список литературы

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [текст] / Э.Б. Абдуллин. - М.: Издательский центр Академия, 2004. – 336 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта (б-ка учителя музыки) [Текст] / Э.Б. Алиев - М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.

3. Алферов, А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии [Текст] / А.Д. Алферов - Ростов н /Д.: Феникс, 2000. – 384 с.

4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1 / Под. ред. А. А. Бодалева Б. Ф. Ломова. [Текст] / Б.Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 230 с.

5. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2005. – 384 с.

6. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие [Текст] / И.П. Андриади. – М.: Академия, 1999. – 156 с.

7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б.В. Асафьев – М.: Музыка, 1973. - 151 с.

8. Арчажникова, Л.Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта [Текст]: [монография] / Л. Г. Арчажникова, З. В. Румянцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. - 255 с.

9. Байбородова, Л.В, Рожков, М И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов воспитательного учебного заведения [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 256 с.

10. Байбородова, Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. [Текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007 - 319 с.

11. Батербиев, М. М. Мировой и отечественный опыт разновозрастного обучения [Текст] / М. М. Батербиев // Школьные технологии. - 2008. - №1. - С. 65.

12. Бахтин, М.М. как философ отв. ред. Л. А. Гогогтишвили, П. С. Гуревич [Текст] / М.М. Бахтин. - М: Наука, 1992. –С. 26.

13. Белкин, А. С. Ситуация успеха в учебной деятельности школьников и пути ее создания [Текст] / А. С. Белкин // Воспитание школьников. – 1989. – № 1. – С. 70-79.

14. Бодалев А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 314 с.

15. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психологические проблемы воспитания в современных условиях //Советская педагогика. 1991. №5.

16. Бочкарева, О.В. Дидактический диалог в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей музыки [Текст]: монография / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.─ 320 с.(20 п.л.).

17.  Бочкарева, О.В. Музыка и диалог: научно-методическое пособие [Текст] / О.В.Бочкарева.− Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.─ 137 с. (9 п.л.).

18. Бочкарева, О.В. Развитие эмпатии в дидактическом диалоге [Текст] / О.В.Бочкарева // Ярославский педагогический вестник.─ 2008.─ №.2─ с.13 – 17─ (0,7 п.л.).

19. Бочкарева, О.В. Творческая природа музыкально-педагогического диалога [Текст] / О.В.Бочкарева // Развитие и саморазвитие личности учащихся средствами искусства в современной школе: сборник статей научно-практической конференции / Под ред. Г.К. Селевко, М.Д. Солдатенковой, С.А. Томчук - Ярославль: ИРО.-2003.- С.95-100 (0,5 пл.)

20. Ван Хань Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство освоения музыки разных народов [Текст] / Ван Хань //Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. Том. 2, №4. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2011. -С. 44-47. (0,25 п.л.).

21. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологи [Текст] / Под ред. Н. Е. Щурковой.2000 [Электронный ресурс].

22. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.: 2001.

23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

24.  Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998. - 480 с.

25. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком, КАК [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1997. - с.261 [Электронный ресурс]

26. Горбов Ф.Д. Экспериментальная групповая психология [Текст] / Ф.Д. Горбов // Проблемы инженерной психологии. - Л.: ЛГУ, 1966. - Вып.4

27. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива [Текст] / Л.Ю. Гордин. - М.: Просвещение, 1984

28. Горюнова, Л.В. На пути к педагогике искусства [Текст] / Л.В. Горюнова // Музыка в школе. - 2008. - № 2.

29. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы [Текст] / В.К. Дьяченко // кн. для учителя. - М.: Просвещение, - 1991.- 192 с.

30. Евладова Е.Б., Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования [Текст] Е.Б. Евладова - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

31. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование в школе: проблемы и специфика [Текст] / Е.Б. Евладова // Дополнительное образование детей - фактор развития творческой личности. – СПб., 1998.

32. Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения [Текст] / А.С. Залужный. -  М.—Л.: Госиздат, 1931.

33. Зимина, О.В. Диалог как многоаспектный музыкально-педагогический феномен [Текст] / О. В. Зимина // Методология педагогики музыкального образования. – М.: МПГУ, 2007.

34.  Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов [Текст] / И.П. Иванов. - М., 1984.

35.  Иванов, И.П. Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П.Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - с. 29-30.

36. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]  / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

37. Каган, М. С. Искусство и общение [Текст] / М. С. Каган // Искусство и общение: сб. научн. трудов. – Л., 1984.

38. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М., 2010

39. Критская, Е.Д. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика [Текст] / Е.Д. Критская // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - с.21-28.

40. Кузьмина, Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. - 1984. - №1.

41. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Знание. - 1979. – 46 с.

42.  Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 392 с., ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

43. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев - М., 1977. – 304 с.

44. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст] / Б.Т. Лихачев. – М.: «Юрайт», 1999. – 464 с

45. Лосев, А.Ф. Из ранних произведений [Текст] / А.Ф. Лосев - М.,1990.

46. Луначарский, А.В. О воспитании нового человека [Текст] / А.В. Луначарский // Хрестоматия по истории педагогики; сост. И.Е. Лакин [и др.]. – Минск, 1971. – C. 513–516.

47. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании [Текст] / А.В. Луначарский. – М.: Педагогика, 1976. – 640 с.

48. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.

49. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – №1 (22), 2008. – С. 181–185. – 0,46 п.л.

50. Майковская, Л.С. Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки [Текст] / Л.С. Майковская // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. №2. – М.: МАНПО, 2007. – С.13-16. – 0,55 п.л.

51. Майковская, Л.С. Педагогическое общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы общения //Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: [Текст] / Л.С. Майковская // Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.16-27. – 23 п.л., авт. – 1 п.л.

52. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

53. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8т. [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: 1983-1986.

54. Малинин, Г.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого [Текст] / Г.А. Малинин - М.: Прометей, 1993. -176 с.

55. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: 1996.

56. Маркова, А.К. Психология труда учителя. [Текст] / А.К. Маркова. - М., 1993.

57. Матюхин, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхин. – М., 1984.

58. Методологическая культура педагога-музыканта: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ваншшхина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

59. Морозов, А.В. Деловая психология: Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений [Текст] / А.В. Морозов. – СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

60. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗ / А. В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

61. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 1986.

62. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – Москва.: Академия, 1979.

63. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе [Текст] / Т.В. Надолинская. - М., 2003.

64. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е изд. — М.: Гуманит.      изд. центр ВЛАДОС, 2003.

65. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн. 2: Психология образования. — 2-е изд. — М.: ВЛАДОС, 1995.

66. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

в 3 кн. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

67. Немов, Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст] / Р.С. Немов – М.: Педагогика, 1988. -144 с.

68. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова. - М., 1978.

69. Обозов, Н.Н. О трёхкомпонентной структуре межличностного взаимодействия [Текст] / Н.Н. Обозов // Психология межличностного познания / Под ред. А.А Бодалева. - М.: Педагогика, 1981. с 80-92.

70. Обозов Н.Н. Психологические методы исследования совместной работы [Текст] / Н.Н. Обозов. // Вопросы психологии, - 1977. - №4.

71. Орлов, А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / А.А. Орлов. - М., 2004.

72. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.

73. Педагогические условия музыкально-творческой самореализации учащихся [Текст] / Кузьмина С.В. // Современное музыкальное образование: перспективы развития: Материалы всероссийской научно-практической конференции 23-24 ноября 2006 г. - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского. - 2006. - С. 263-269.

74. Петровский, А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие [Текст] / А.В. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1993.

75. Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый // Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2003.

76. Подласый, И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов [Текст] / И.П. Подласый. – М., 2004.

77. Поляк Н.Ф. Диалог в развитии познавательной активности младших школьников [Текст] / Н.Ф. Поляк // Из опыта работы по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова. - Владимир: Маркарт. - 2000. - 80 с.

78. Ражников, В.Г. Дневник творческого развития [Текст] / В.Г. Ражников. - М., - 2000.

79. Синенко, В.Я. Профессионализм учителя [Текст] / В.Я. Синенко // Педагогика. - 1999. - №5.

80. Сластенин, В.А. Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 6-е изд., стер. – М.: Изд-кий центр «Академия», 2007. 576с.

81. Смирнов, С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии [Текст] / С.А. Смирнов. – М., 2006.

82. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников [Текст] / Ю.П. Сокольников. - М.: Педагогика, 1986

83. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева Издательства: Сибирское соглашение, - Инфра-М, 2001 г)].

84. Стоянова, Г.И. Художественная эмпатия – индикатор профессионального уровня педагога-музыканта. [Текст] / Г. Стоянова // Методологические проблемы музыкальной педагогики: сб. научн. статей. – М., 1991.

85. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., 1981. - Т. 3. - С. 208.

86. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива.). [Текст] / В.А. Сухомлинмкий. - М., «Молодая гвардия», 1975, с. 6 1

87. Сухомлинский, В.А. О Воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.

88. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.// Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

89. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР./ М.- Л., 1947, вып.2.

90. Уманский, А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства. [Текст] / А. Л. Уманский. - Кострома: КГУ, 2004. - 290 с.

91. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.

92. Философский словарь. - М., 1991.

93. Фопель Клаус Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] / Клаус Фопель. – М.: Генезис, 2006. - 336 стр.

94. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: [Текст] / Учеб. пособие В.Н. Холопова. – СПб. Лань, 2000. – с. 7.

95. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся [Текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

96. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности [Текст] / А.С. Чернышев. - М.: ИП РАН, 2005.

97. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

98. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: 1960.

99. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Избр. психол. пр. - М., 1989.]

100. Яковлев, Д.Е. Организация и управление деятельностью учащихся дополнительного образования детей [Текст] / Д.Е. Яковлев – М., 2004.

101. Ясвин, В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой познавательной среде [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 1997.

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Задания для выявления лидеров при смене ими ролей.

Необходимое оборудование: стол, секундомер, ножницы (3), листочки бумаги разной величины.

Инструкция экспериментатору

Текст заданий

Ребятам зачитывался только текст «Инструкция», взятый в кавычки и выделенный курсивом, в скобках же даны пояснения для экспериментатора - того, кто проводит игру.

Встать

Инструкция: «Половина из вас сейчас должна встать. Начали!»

Мы останавливали секундомер только тогда, когда число вставших составляло либо половину группы, либо половину плюс один человек — при нечетном количестве участников. Лидером считался тот, кто давал команду «Встать» или «Сесть», а также тот, кто подсчитывал, сколько всего человек присутствует, и сообщил об

этом другим.

Снежинки

Инструкция: «Вам дано задание вырезать 20 новогодних снежинок. У вас имеется 3 пары ножниц и 7 листов бумаги. Начали!»

Мы заранее приготовили эти предметы. Секундомер останавливался, когда группа давала сигнал, что она выполнила задание, и мы убеждались, что снежинок 20 или больше, если же меньше — работа продолжалась. Лидер обязательно находился рядом с игровым столом и либо сам вырезал снежинки, следя за остальными, либо считал, сколько уже сделано, торопил и подбадривал других участников.

Гостиница

Инструкция: «Представьте, что вы поехали всем коллективом на конкурс. Вам надо поселиться в гостиницу по «комнатам» рядом так, чтобы все были довольны. Имеются две двухместные, две трехместные, остальныечетырехместные комнаты (их надо заполнить в последнюю очередь). Начали!»

Мы останавливали секундомер, когда задание было выполнено и при этом никто не заявил, что его желание не учли. Лидером считался тот, кто отдавал команды, кому куда пересесть, и объявлял, что задание выполнено. Настоящий лидер должен был обращать внимание на мнения других участников.

Кино

Инструкция: «Ваша группа идет на концерт. Узнайте, все ли хотят идти, и раздайте билеты так, чтобы все были довольны. Начали!»

Мы заранее заготовили листочки бумаги с написанными на них цифрами.

Лидер или раздает «билеты» или выясняет, кто пойдет на концерт.

Собрание

Инструкция: «Представьте, что вам надо провести собрание, где будут обсуждаться важные для группы вопросы. Выберите голосованием председателя собрания. Начали!»

Как правило, предлагают выбрать того, кто пользуется авторитетом. Но лидером также может считаться тот, кто выдвинул предложение и скомандовал, чтобы подняли руки.

Пословица

Инструкция: «Вам необходимо сказать хором пословицу, которая точно характеризует вашу группу (команду, класс). Начали!»

Лидером считался тот, чье предложение было принято группой, и тот, кто дал команду говорить вместе; но также и те, кто высказывал предложение, но на него не обратили внимание.

Человечек

Инструкция: «Вы должны нарисовать на доске красивого человечка (все вместе — одного) с использованием самого малого числа элементов (линий,

кружочков и т. п.) и при условии, что каждый член группы примет участие в рисовании. Стирать нарисованное нельзя. Начали!»

Эксперимент можно проводить на классной доске или на листе бумаги.

Лидер следит за тем, все ли участвовали в выполнении задания; подсказывает, что рисовать, в какой очередности подходить к доске.

Алфавит

Инструкция: «В русском алфавите 33 буквы. Вам необходимо написать их все, без пропусков и повторений, на листочках бумаги (по одной букве на каждом листочке) и сложить их на столе столбиком по порядку, от «а» до «я», причем каждый из вас должен написать, как минимум, одну букву. Начали!»

Перед началом эксперимента мы положили на стол заготовленные заранее 33 одинаковых листочка бумаги размером 3х3 см. Секундомер останавливали только после того, как вы убедились, что порядок букв правилен.

Лидер распределял, кто какую букву будет писать, следит, чтобы не было пропусков и повторений.

Рассказ

Инструкция: «Все вместе придумайте рассказ на любую тему. Кто -_нибудь из вас первый начинает, второй продолжает и т. д., каждый должен сказать одно предложение. Начали!»

Лидер распределял очередно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.165 с.)