Постановка на работу и распределение на группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка на работу и распределение на группы



Постановку на работу осуществляет ведущий модератор, отвечающий за целостный сценарий работы. Как правило, ведущим модератором выступает или предприниматель (тот, кто осуществлял контакт с заказчиком работ) или технолог (отвечающий за методологию работы и дальнейшую сборку материала).

Постановка на работу делится на содержательную и организационную. Содержательная постановка

Организационно ведущий рассказывает участникам как будет устроена работа (тайминг), кратко формулирует задачу сессии, делает краткое введение в метод Rapid Fоresight, называет рабочие группы и фокусы их внимания (темы), закрепляет участников за тематическими группами, представляет команду модераторов.

Содержательно ведущий описывает контекст, в рамках которого проводится работа, формулирует проблему и ситуацию, которая инициировала проведение сессии, описывает требования к содержательному результату и дальнейшие шаги.

Рисунок 8 Способ демонстрации тактов работы ведущим во время постановки и промежуточных пленаров

 

В ходе форсайт сессии применяются следующие способы разделения на группы:

· По предварительному распределению, в том случае если организаторы заранее знают кто из участников по какой теме должен работать. Это применяется или в случае

· По разделению на равные группы, в том случае если все группы работают по одинаковой постановке;

· По самоидентификации участников (самозапись по заявленным темам), в том случае если группы работают по разным фокусам внимания (разным темам). В этом случае часто применяют ограничение на численность группы, чтобы не произошло так, что в одной группе много участников, в другой их нет.

· По объединению участников вокруг предложенных принципов, в том случае если необходимо сформировать предметные или позиционный группы, а исходная экспертиза/квалификация участников не ясна. В этом случае участникам предлагается вначале определится со своим отношением к какому-либо тезису («растяжка»), а потом из них формируются группы.

Карта будущего и ее основные элементы

Вначале проведения сессии ведущий кратко рассказывает о тактах работы, о принципе визуализации всего сказанного в группе, о карте будущего и ее основных элементах.

В дальнейшем модератор в группе при начале каждого такта работы дополнительно и более подробно описывает группе элементы, используемые в ходе конкретного такта работы.

Рисунок 9 Краткое описание основных элементов карты будущего

Подробное определение элементов карты будущего содержится в следующем разделе методички.

Разметка карты будущего

Вначале сессии модератор вместе с группой размечает карту будущего.

Размеры карты определяются удобством работы с ней группы. Оптимальный, с этой точки зрения, размер карты - от 1 до 1,2 м в высоту и от 2 до 2,5 м в ширину. Узнайте заранее о том, где и как вы сможете расположить карту. Это может подсказать вам организационное решение (например: составить рядом три флипчарта при невозможности крепить бумагу на стену или использовать доску).  

В стандартном варианте выделяются три временных горизонта: ближний, средний и дальний.

На карте будущего выделяются три основных временных горизонта:

· Ближний – для явлений, которые большинство участников наблюдают уже сейчас. Фактически, разнообразие материалов этого горизонта определяется мерой профессионализма и осведомленности в актуальных процессах собственной предметной области.

· Средний – для явлений, предпосылки к которым есть уже сейчас, но произойдут они (по предположению участников) в ближайшем будущем, которые сами эксперты считают значимыми и прорывными уже для сегодняшнего дня, однако хорошо осведомлены о неоднозначных условиях их появления, поэтому верят и не верят в них одновременно, сдвигая их в результате в будущее. Размещение карточек в среднем горизонте может быть результатом уверенности экспертов в том, что именно в данный момент будут проявлены все предпосылки: например, наберет силу тот или иной социальный тренд или попадут в массовое использование технологии-предшественники.

· Дальний – для явлений, чье появление предполагается участниками на основе их представлений. Здесь могут быть объекты двух категорий. Первая: объекты, появление которых на карте диктуется развитием того или иного технологического тренда. Вторая: получившие развитие на новом технологическом уровне знакомые продукты.

 

Временные отсечки определяются или модераторами заранее (на основании поставленной задачи в ходе проектирования сессии) или обсуждаются модератором вместе с группой.

При выделении временных горизонтов необходимо руководствоваться двумя правилами:

· Учет вероятности наступления событий – для ближнего горизонта описывается то, что точно произойдет, вопрос только в конкретном воплощении; для среднего горизонта – то, что произойдет при определенных условиях, для дальнего – то, что желается или то к чему может привести развитие трендов.

· Учет жизненного цикла элементов (технологий, форматов), находящихся в области объекта форсайта – в первую очередь необходимо учитывать инвестиционный цикл и срок эксплуатации.

Например: инвестиционный цикл крупной электростанции 4-6 лет, срок эксплуатации до 50 лет, а затраты на смену технологии и ликвидацию высоки. Это означает, что на протяжении этого периода будут субъекты, заинтересованные в сохранении использования этой технологии.

Например: цена входа в легкую промышленность низка, инвестиционные циклы короткие (до года), а цикл эксплуатации 3-7 лет. Это означает, что изменения в потребительском сегменте могут происходить каждые два года.

 

Рисунок 10 Карта будущего и ее описание

Поле «очевидное-невероятное» («черные лебеди») находится в правой части карты, за границей дальнего горизонта. Это четвертый, особый «горизонт». В это поле может быть отправлена карточка любого типа, нахождение которой на карте не находит поддержку большинства участников группы. Для того, чтобы карточка оказалась в этой части карты, необходимо, чтобы один из участников работы предложил ее, но большинством она была бы отвергнута. Карточки, оказывающиеся в этой части карты, как правило, относятся к одному из двух типов. Первый тип – легковесные фантазии, не связанные системно с картой событий, не проходящие экспертный уровень группы. Второй тип – это карточки, за которыми стоит экспертиза в группе, компетенцией по данному вопросу не обладающей или, напротив, с довлеющими традиционными представлениями.

Интересно, что в зоне «никогда» карточки могут появляться в тот момент, когда их реализация является уже фактом сегодняшнего или даже вчерашнего дня. Интересно также, что для некоторых типов субъектов именно карточки, попадающие в эту зону, являются наиболее интересными и информативными. Фактически, в этой зоне находятся объекты, которые уже осознаны и названы, но им, по той или иной причине, не нашлось места в реальности участников группы. В тех случаях, когда группу составляет сплоченный коллектив консерваторов, именно эти карточки являют действительную карту будущего предметной сферы.

В ходе работы участники при помощи модератора заполняют карту времени различными объектами (сущностями), которые представлены карточками, крепящимися к карте.

Карточки должны быть ясно заполнены, легко читаемы (хороший почерк или печатные буквы) и понятны стороннему участнику с минимальными пояснениями, то есть формулировка должна быть понятна каждому участнику форсайт-сессии, включая участников других групп, не присутствовавших на обсуждении данной карточки. На карте не должно быть слишком много объектов: в процессе работы модератор оценивает карту на читаемость, т. к. она является не только результатом совместной работы, но и ее главным инструментом на протяжении всей форсайт-сессии. На карте обычно размещается от 50 до 150 объектов всех типов, а также комментариев к ним, которые в этом случае входят в число объектов карты. Главной функцией модератора в этом аспекте является задача обеспечения такой дискуссии между участниками, в результате которой на карте размещаются достойные, важные и интересные предложения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.005 с.)