Начертания шрифта и гарнитуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начертания шрифта и гарнитуры



Начертание шрифта (face, style)

Комплект знаков шрифта определённо го рис унка (в том числе определённого наклона), пропорций, контраста и насы щенности.

Гарнитура шрифта (typeface, type family) Система начертаний шрифта, имеющая собственное название и объединённая общим художественным замыслом и характером рисунка.

 

 

Полигарнитура, шрифтовая система.

Полигарнитура (шрифтовая система) — это гарнитура шрифта с развитой системой начертаний. Начертания в полигарнитуре могут различаться по наклону, насыщенности и ширине.

Супергарнитура — шрифтовая система, включающая в себя согласованные начертания разного рисунка — например, с засечками и без засечек, моноширинные, рукописные, декоративные и т.д.

 

Сочетания шрифтов

Как это делается?

Прежде всего следует сказать, что никаких более или менее чётких правил подбора сочетания шрифтов не существует. Это одно из тех обстоятельств, которые делают типографику искусством, а не наукой.

Однако совсем не обязательно, что любые два шрифта, выбранные наобум, будут хорошо работать вместе—скорее всего, наоборот. Очень важно учитывать цель подбора сочетания, техни­

ческие и стилистические признаки гарнитур.

Вначале стоит обозначить «круг подозреваемых» в соответствии с целью подбора сочетания и определиться, что же нужно:

•     два текстовых шрифта для примерно одинаковых кеглей?

•     шрифт для основного текста и шрифт для очень мелкого?

•     шрифт для основного текста и заголовочный/акцидентный шрифт?

•     два заголовочных/акцидентных шрифта?

•     шрифт для основного текста и шрифт со специальными знаками?

•     или что нибудь ещё?

Подбор максимально похожего шрифта для набора заголовков или специальных символов, наверное, нельзя назвать в жёстком

смысле выбором сочетания шрифтов. Однако и это требует от типографа усилий и наблюдательности.

Шрифтов, предназначенных для набора текста в мелких кеглях, не так уж много; заголовочные и акцидентные шрифты, как правило, обладают достаточно ярко выраженным характером. Это,

особенно при сравнительно небольшом числе кириллических шрифтов, сильно уменьшает количество вариантов.

В подборе сочетания декоративных шрифтов самую важную роль играет их характер и стилистические особенности. Читатель почти наверняка заметит разницу между такими шрифтами; типографу в этом случае следует, в первую очередь, задуматься, что он хотел сказать.

Подбор сочетания текстовых шрифтов, пожалуй, сложнее всего. Впрочем, если типограф чётко представляет себе задачу этого подбора, часть проблемы уже решена.

Важно знать, чего следует добиться в подборе сочетания: сходства или принципиального различия между его составляю щими.

В случае различия контраст между шрифтами должен быть достаточным, чтобы смена гарнитуры не выглядела досадной

случайностью.

Первое, что мы видим при беглом взгляде на полосу,—общий тон текста. Он зависит как от шрифта, так и от параметров набора. При подборе шрифтов для разных по смыслу или значимости текстов важно, чтобы эта разница или иерархичность воспринималась сразу же.

Следующее, что мы заметим, глядя на текст,—контрастность шрифта и наличие засечек. Из­за этого сочетания часто подбирают по принципу «гротеск + антиква»: это может созд ать мак­

симальную разницу между текстами при сохранении одинаковой значимости.

Самое тонкое и незаметное, но и самое важное в шрифте,— его стилистические признаки и характер: статика или динамика, характер отдельных элементов знака и их соединения. Лучше,

чтобы в шрифтах одного издания наблюдалось явное сходство или явное различие этих признаков.

Именно поэтому одним из традиционных способов подбора сочетания шрифтов является выбор разных гарнитур одного автора. Как правило,они оказываются близкими по характеру: у шрифтовых дизайнеров, хоть они и представители «самого невидимого из визуальных искусств», есть свой почерк.

На сходстве или различии именно стилистических признаков основаны самые оригинальные и непредсказуемые шрифтовые пары.

 

Общая композиция набора

Общая композиция разворота или полосы определяется, с одной стороны, её функцией и функцией находящейся на ней информации, и с другой стороны, исторически сложившейся привычкой читателя воспринимать информацию того или иного рода определённым образом. К другому типу относятся сложноструктурные книги, журналы, газеты и разнообразная акциденция.

Здесь критерий качества работы дизайнера—индивидуальность и компо­

зиция каждого разворота в отдельности и структура книги в целом.

Последовательность разворотов в таком случае образует ритмическую структуру, в которой опасно как чрезмерное много­

образие, так и повторение большого числа однотипных разворотов. Примерно такой же закономерности подчиняются, например, журнальные обложки и первые поло­

сы газет: положив подряд не сколько номе­

ров, мы можем увидеть, следит ли редакция за ритмич еской структурой (не только в пространстве, но и во времени).

Для того чтобы получить ряд индивидуальных разворотов (полос) в рамках общей концепции, нужна очень гибкая и продуманная общая структура издания, функционально и стилистически отвечающая характеру информации и поставленной цели. В издании такого типа процесс вёрстки неотделим от создания композиции. Широкое распространение этого подхода в книге стало возможно только с приходом цифровых издательских систем, хотя и до этого встречались случаи объединения издательского и типографского процессов и самого внимательного отношения к каждому развороту и каждой полосе.

 

Способы выделения в тексте.

Разнообразные текстовые и графические способы выделения в тексте неравносильны по воздействию на читателя. Любое выделение должно быть достаточным, но не избыточным; не стоит слишком

явно отделять тексты друг от друга без веской причины.

Можно попытаться перечислить способы выделения в тексте, которые возможны (и приемлемы) в цифровом наборе.

Шрифтовые:

1)    изменение рисунка знаков в пределах начертания (капитель);

2)    изменение рисунка знаков в пределах гарнитуры, но с сохранением насыщенности и других пластических признаков (курсив);

3)    изменение начертания в пределах гарнитуры по насыщенности знаков или другим пластическим признакам;

4)    изменение начертания в пределах полигарнитуры;

5)    смена гарнитуры;

6)    изменение размера знаков (кегля);

7)    изменение цвета знаков;

Композиционные:

8)    изменение положения знаков на полосе (разноо­бразные отступы и отбивки); Графические:

9) выделение знаков при помощи каких­ либо графических элементов (указателей, линеек, рамок, плашек и т. п.).                                 

При выборе способа выделения лучше руководствоваться целесообразностью. Слишком сильное выделение не только чрезмерно акцентирует внимание читателя на каком­ либо фрагменте текста, но и затрудняет чтение.

К графическим способам выделения в тексте для сплошного или выборочного чтения лучше прибегать только в крайнем случае, когда шрифтовых и композиционных способов не хватает.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.31 (0.014 с.)