Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ручной набор, механический набор
Краеугольным камнем в системе книгопечатания Гутенберга была подвижная литера, металлический брусок, на котором был изображён один знак шрифта (буква, лигатура, знак препинания и т. д.). Для удобства набора литера была в сечении прямоугольной, и знак располагался на её торце—кегельной площадке. На кегельной площадке располагался знак с учётом выносных элементов (или возможности выносных элементов—сверху и снизу), а также полуапроши справа и слева от знака. Литературная гарнитура, Поэтому разрядка и увеличенный интерлиньяж были возможны, а «минусовой трекинг» и «отрицательный интерлиньяж»—нет.** И то и другое в классической типографике не принято, хотя в реальности встречается на каждом шагу. Разговор о целесообразности уменьшения апрошей и заплечиков пойдёт в третьей части этой книги. Сначала литеры собирали в строку на специальной полочке— верстатке, потом строки объединялись в наборную полосу. Наборная полоса, составленная из прямоугольных литер, естественно, тоже должна была быть прямоугольной, чтобы с ней удобнее было обращаться: перевязывать, переносить с места на место, обкладывать пробельным материалом для полей, накатывать краску и печатать. Практически одновременно с книгопечатанием появилось понятие выключки строк: все стремились к тому, чтобы у колонки текста был ровным не только левый край, но и правый. Иоганн Гутенберг добивался такого эффекта с помощью использования лигатур и вариантов одного знака, различающихся по ширине. Впоследствии этот способ не применяли: вопервых, вырезание дополнительных знаков значительно прибавляло труда пуансонисту, а вовторых, в антикве изменения ширины знаков гораздо заметнее, чем в готическом гутенберговском шрифте, и затрудняют чтение. Строки выравнивались по длине за счёт увеличения или уменьшения межсловных пробелов. Требование приводности строк тоже восходит к металлическому набору, когда все полосы в издании должны были быть одинаковой высоты. По этой же причине хорошим тоном считается система кеглей и интерлиньяжей, кратных друг другу. Карл Эрнст Пёшель: При внимательном созерцании изданий Гутенберга нам очень скоро бросится в глаза плотный и в то же время всегда равномерный набор. Пробелы между словами по большей части равны ширине строчного i, а порою даже меньше. С первого взгляда профессионалу может показаться загадочным вопрос, каким образом мастеру с его довольно жирным и широким шрифтом удалось добиться столь единообразной выключки. Однако при детальном рассмотрении мы обнаружим, что Гутенберг нашёл остроумный выход из положения: он вырезал буквы различной ширины.
Механический набор Первоначально пуансоны для изготовления литер вырезали вручную в натуральную величину. Текст тоже набирали вручную из отдельных литер, а потом вручную же разбирали, и литеры складывали обратно в наборные кассы. Это был долгий, скучный и трудоёмкий процесс. В конце XIX века появились машины, позволявшие автоматизировать процесс набора и устранить «разбор» (линотип и монотип) и упростить изготовление пуансонов (гравировальная машина/пантограф). В 1886 году Оттмар Мергенталер запатентовал линотип (и открыл фирму Mergenthaler Linotype)—машину, отливавашую сразу целую строку набора. Линотип Н 14 производства Ленинградского завода полиграфических машин, стоит сейчас в витрине за стеклом на первом этаже Университета печати Линотип при последовательном нажатии клавиш собирал строку из матриц, с помощью изменения величины межсловных пробелов придавал ей нужную длину, а затем отливал целую строку текста (line of type). В линотипном наборе свисания были невозможны. На линотипной матрице находились два (иногда три) варианта знака, например, прямой и курсивный. Поэтому дизайнеры были вынуждены делать одноимённые знаки из разных начертаний шрифта примерно одной ширины. В 1887 году Толберт Лэнстон изобрёл монотип. Он отличался от линотипа тем, что отливал не целую строку, а отдельные литеры в нужной последовательности (это несколько упрощало Клавиатура линотипа: видны кнопки для набора круглой, полукруглой и тонкой шпаций Слева: гарнитура Школьная, цифровая версия шрифта, предназначенного изначально для металлического набора Справа: Adobe Jenson спроектирован специально для цифрового набора по мотивам шрифта Иенсона исправление опечаток), и состоял из двух частей—устройства ввода, снабжённого клавиатурой, и машины для отливки литер. Информация между этими частями передавалась с помощью бумажной перфорированной ленты. Ширина знаков для монотипного набора должна была быть кратной монотипной единице (1/18 высоты кегля), и составляла для разных знаков от 5 до 18 монотипных единиц.
Использованный набор не разбирали, а переплавляли. В раскладку клавиатуры для набора на русском языке не входила буква ё. Матрицы для этой буквы, как и для некоторых других знаков, нужно было вставлять в строку вручную. Мало у кого хватало энтузиазма это делать, поэтому ё почти совсем исчезла из русских книг. Пантограф (гравировальную машину для механического уменьшения рисунка знаков) разработал в 80х годах XIX века Линн Бойд Бентон. Пантограф избавлял пуансониста (или шрифтового дизайнера) от необходимости вырезать пуансоны в натуральную вели чину для каждого кегля. Таким образом литеры разных кеглей, от самых мелких до самых крупных, могли делаться по одному шаблону знака, который назывался базовым. О двухпунктовой шпации В металлическом наборе существовал предмет, изза которого до сих пор ведутся ожесточённые споры. Это двухпунктовая (тонкая) шпация—кусочек пробельного мате риала толщиной в два пункта, используемый внутри строки. Тон кой шпацией пользовались в тех случаях, когда обычный пробел был слишком велик, а обойтись совсем без него было нельзя. С появлением компьютерного набора всё изменилось. Первоначально в издательских программах тонкой шпации не было: меж словный пробел—или ничего. Поэтому шрифтовые дизайнеры (из российской фирмы ParaGraph, то есть авторы большей части качественных цифровых кириллических шрифтов) договорились, например, делать у длинного тире (которое положено отбивать тонкой шпацией) полуапроши нужного размера. Общая закономерность примерно такая: если в программе вёрстки есть тонкая шпация, лучше пользоваться ею, а если нет, то разрядкой или пробелами меньшего кегля.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.62.219 (0.011 с.) |