Ручной набор, механический набор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ручной набор, механический набор



Краеугольным камнем в системе книгопечатания Гутенберга была подвижная литера, металлический брусок, на котором был изображён один знак шрифта (буква, лигатура, знак препинания и т. д.). Для удобства набора литера была в сечении прямоугольной, и знак располагался на её торце—кегельной площадке. На кегельной площадке располагался знак с учётом выносных элементов (или возможности выносных элементов—сверху и снизу), а также полуапроши справа и слева от знака.

Литературная гарнитура,

Поэтому разрядка и увеличенный интерлиньяж были возможны, а «минусовой трекинг» и «отрицательный интерлиньяж»—нет.** И то и другое в классической типографике не принято, хотя в реальности встречается на каждом шагу. Разговор о целесообразности уменьшения апрошей и заплечиков пойдёт в третьей части этой книги. Сначала литеры собирали в строку на специальной полочке— верстатке, потом строки объединялись в наборную полосу. Наборная полоса, составленная из прямоугольных литер, естественно, тоже должна была быть прямоугольной, чтобы с ней удобнее было обращаться: перевязывать, переносить с места на место, обкладывать пробельным материалом для полей, накатывать краску и печатать. Практически одновременно с книгопечатанием появилось понятие выключки строк: все стремились к тому, чтобы у колонки текста был ровным не только левый край, но и правый. Иоганн Гутенберг добивался такого эффекта с помощью использования лигатур и вариантов одного знака, различающихся по ширине. Впоследствии этот способ не применяли: во­первых, вырезание дополнительных знаков значительно прибавляло труда пуансонисту, а во­вторых, в антикве изменения ширины знаков гораздо заметнее, чем в готическом гутенберговском шрифте, и затрудняют чтение. Строки выравнивались по длине за счёт увеличения или уменьшения межсловных пробелов. Требование приводности строк тоже восходит к металлическому набору, когда все полосы в издании должны были быть одинаковой высоты. По этой же причине хорошим тоном считается система кеглей и интерлиньяжей, кратных друг другу. Карл Эрнст Пёшель: При внимательном созерцании изданий Гутенберга нам очень скоро бросится в глаза плотный и в то же время всегда равномерный набор. Пробелы между словами по большей части равны ширине строчного i, а порою даже меньше. С первого взгляда профессионалу может показаться загадочным вопрос, каким образом мастеру с его довольно жирным и широким шрифтом удалось добиться столь единообразной выключки. Однако при детальном рассмотрении мы обнаружим, что Гутенберг нашёл остроумный выход из положения: он вырезал буквы различной ширины.

Механический набор

Первоначально пуансоны для изготовления литер вырезали вручную в натуральную величину. Текст тоже набирали вручную из отдельных литер, а потом вручную же разбирали, и литеры

складывали обратно в наборные кассы. Это был долгий, скучный и трудоёмкий процесс.

В конце XIX века появились машины, позволявшие автоматизировать процесс набора и устранить «разбор» (линотип и монотип) и упростить изготовление пуансонов (гравировальная машина/пантограф).

В 1886 году Оттмар Мергенталер запатентовал линотип (и открыл фирму Mergenthaler Linotype)—машину, отливавашую сразу целую строку набора.  

Линотип Н 14 производства Ленинградского завода полиграфических машин, стоит сейчас в витрине за стеклом на первом этаже Университета печати

Линотип при последовательном нажатии клавиш собирал строку из матриц, с помощью изменения величины межсловных пробелов придавал ей нужную длину, а затем отливал целую строку текста (line of type).

В линотипном наборе свисания были невозможны. На линотипной матрице находились два (иногда три) варианта знака, например, прямой и курсивный. Поэтому дизайнеры были вынуждены делать одноимённые знаки из разных начертаний шрифта примерно одной ширины.

В 1887 году Толберт Лэнстон изобрёл монотип. Он отличался от линотипа тем, что отливал не целую строку, а отдельные литеры в нужной последовательности (это несколько упрощало

Клавиатура линотипа: видны кнопки для набора круглой, полукруглой и тонкой шпаций

Слева: гарнитура Школьная, цифровая версия шрифта, предназначенного изначально для металлического набора Справа: Adobe Jenson спроектирован специально для цифрового набора по мотивам шрифта Иенсона

исправление опечаток), и состоял из двух частей—устройства ввода, снабжённого клавиатурой, и машины для отливки литер. Информация между этими частями передавалась с помощью бумажной перфорированной ленты. Ширина знаков для монотипного набора должна была быть кратной монотипной единице (1/18 высоты кегля), и составляла для разных знаков от 5 до 18 монотипных единиц.

Использованный набор не разбирали, а переплавляли.

В раскладку клавиатуры для набора на русском языке не входила буква ё. Матрицы для этой буквы, как и для некоторых других знаков, нужно было вставлять в строку вручную. Мало у кого хватало энтузиазма это делать, поэтому ё почти совсем исчезла из русских книг.

Пантограф (гравировальную машину для механического уменьшения рисунка знаков) разработал в 80­х годах XIX века Линн Бойд Бентон.

Пантограф избавлял пуансониста (или шрифтового дизайнера) от необходимости вырезать пуансоны в натуральную вели­

чину для каждого кегля. Таким образом литеры разных кеглей, от самых мелких до самых крупных, могли делаться по одному шаблону знака, который назывался базовым.

 О двухпунктовой шпации

В металлическом наборе существовал предмет, из­за которого до сих пор ведутся ожесточённые споры.

Это двухпунктовая (тонкая) шпация—кусочек пробельного мате риала толщиной в два пункта, используемый внутри строки. Тон кой шпацией пользовались в тех случаях, когда обычный пробел был слишком велик, а обойтись совсем без него было нельзя.

С появлением компьютерного набора всё изменилось. Первоначально в издательских программах тонкой шпации не было: меж словный пробел—или ничего.

Поэтому шрифтовые дизайнеры (из российской фирмы ParaGraph, то есть авторы большей части качественных цифровых кириллических шрифтов) договорились, например, делать у длинного тире (которое положено отбивать тонкой шпацией) полуапроши нужного размера.

Общая закономерность примерно такая: если в программе вёрстки есть тонкая шпация, лучше пользоваться ею, а если нет, то разрядкой или пробелами меньшего кегля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.62.219 (0.011 с.)