Функциональность и декоративность в типографике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональность и декоративность в типографике



Классификация шрифтов

Классификация шрифтов (typeface classification) Для удобства выбора и использования шрифты принято классифицировать—делить на группы. Это можно делать в зависимости от исторических, пластических свойств и назначения шрифта. 

Текстовые шрифты (text faces)

Шрифты, предназначенные для набора сплошных текстов, принято называть текстовыми (а совсем не наборными, как о них иногда ошибочно говорят. Наборный шрифт—любой, которым можно набирать: металлический, деревянный, фотонаборный, цифровой). Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.

Заголовочные и выделительные начертания (display faces)

Заголовочные и выделительные начертания — обычно часть текстовой гарнитуры. Они встречаются в сплошном тексте и служат для того, чтобы привлечь внимание к его фрагментам или заголовку. По рисунку заголовочные начертания немногим отличаются от текстовых, но предназначены для более крупных кеглей (начиная с четырнадцатого). К заголовочным начертаниям относятся начертания более жирные, более светлые или более контрастные, чем это необходимо для набора сплошного текста.

Акцидентные шрифты (display faces) Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишноплакатных шрифтов). Их главная задача—привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.

 

Характер шрифта

Характер шрифта определяет не только чередование штрихов разной толщины, но и разнообразные мелкие детали и подробности, иногда даже неразличимые на первый взгляд. В одних шрифтах их больше, в других—меньше; есть совершенно незаменимые «части тела» буквы (выносные элементы, пламевидный элемент и пр.), а есть подробности, зависящие от характера шрифта.

 

Назначение шрифтов

В мире огромное количество шрифтов. Все они очень разные, но предназначены для одной и той же цели—дать человеку возможность прочитать текст.*

Но, как уже было сказано, человек может воспринимать тексты очень по­разному. Поэтому шрифты, за исключением неалфавитных, можно разделить на две основные группы: те, которые (в боль шей или меньшей степени) служат для чтения текста, и те, задача которых—привлечь внимание, сделать текст заметным для человека. Одна из главных возможностей привлечь к шрифту внимание— отказ от привычной формы букв или переключение внимания со смысла текста на что­то другое, например, на орнамент вокруг буквы. Если форма непривычна для человека, то он поневоле сосредотачивается на ней, а не на содержании текста. Поэтому, когда человек, далёкий от типографики, говорит о «красивом шрифте», он обычно имеет в виду шрифт декоративный, бросающийся в глаза.

Однако шрифты, облекающие в зримую форму большую часть информации, относятся к другой категории. Это шрифты текстовые (а также их заголовочные и выделительные начертания).

Главная задача текстового шрифта—не отвлекать читателя от смысла текста. Поэтому текстовый шрифт должен быть, прежде

всего, незаметным.

Человек меньше всего замечает то, к чему привык. Поэтому при проектировании текстового шрифта дизайнер сталкивается с самыми жёсткими требованиями к форме каждой буквы и к форме и размеру внутри­ и межбуквенного пространства. Лучше всего воспринимаются привычные формы.

 

Динамика и статика шрифта

Степень динамики и статики шрифта зависит от таких формальных признаков:

•     наклон осей овалов,

•     открытость или закрытость формы знаков,

•     контраст,

•     форма засечек,

•     форма капель,

•     характер примыкания соединительного штриха к основному,

•     соотношение ширин прописных знаков.

Динамический шрифт

Статический шрифт

 

Форматы цифровых файлов

Форматы цифровых шрифтов для печати*

Сейчас распространены цифровые шрифты трёх основных форматов: PostScript Type 1, TrueType и OpenType.

PostScript Type 1—самый первый из трёх этих форматов. Он был разработан компанией Adobe в середине 1980­х годов для вывода шрифтов на PostScript­принтеры и в течение долгого времени оставался лучшим

форматом для выводных устройств. Контуры знаков в нём описаны кривыми Безье, а растрирование в мелких кеглях осуществляется с применением хинтов—специальных подсказок для выводного устройства.

Вплоть до появления Mac OS X и Windows 2000 PostScript Type 1 не поддерживался непосредственно этими операционными

системами: для вывода на экран шрифтов Type 1 нужно было

установить специальную программу—Adobe Type Manager.

Шрифт формата PostScript Type 1 хранится в двух (иногда больше) файлах (в одном собственно контуры знаков, в другом информация об апрошах и кернинге), причём для разных операционных систем эти файлы разные.

В PostScript­шрифтах используется однобайтная (8­битная) кодировка, то есть один шрифтовой файл может содержать не больше 255 символов (как правило, 224). Из­за этого в одном файле не может быть одновременно, например, кириллицы и акцентированной латиницы, или строчных знаков и капители.

Если нужно набирать текст по­русски и по­французски, с выделениями капителью в обоих языках, в Mac OS X и Windows, понадобится четыре комплекта по два файла для двух платформ, то

есть 16 файлов, для одного начертания шрифта.

Последние шрифты формата PostScript Type 1 были выпущены компанией Adobe в 1999 году.

TrueType был разработан в 1991 году совместными усилиями Appl e и Microsoft, так как нужен был шрифтовой формат, воспринимаемый непосредственно операционными системами, а технологию растрирования PostScript Type 1 Adobe хранила в секрете.

Поэтому TrueType изначально поддерживался Mac OS и Windows и встраивался в них, но зато мог не выводиться на ранних PostScript­принтерах.

ОpenType был задуман и анонсирован Adobe совмест но с Micro soft в 1996 году, а первые шрифты

этого формата появились на сайте Adobe с 2000 года.

OpenType встраивается непосредственно в операционную систему, так как использует технологию, близкую к TrueType. Однако он может содержать знаки, описанные

с помощью как кривых Безье, так и квадратичных сплайнов, и, соответственно, использовать любую технологию отображения

на экране.

Один и тот же шрифтовой файл в формате OpenType можно установить как в Mac OS, так и в Windows. Формат OpenType по строен на базе двухбайтного (16­битного) стандарта Unicode, который включает в себя около 64 000 знаков. Всего же в OpenType­шрифте может быть до 65 535 символов.

Это значительно упрощает поддержку арабского, китайского, корейского и других языков, где требуется большое количество знаков и возможность заменять один знак другим в зависимости от контекста.

В шрифт OpenType могут быть встроены элементы программирования, позволяющие заменять одни знаки другими автоматически или по желанию пользователя, так же автоматически сдвигать их (например, менять высоту тире при наборе одними прописными) и проектировать несколько разных глифов для

одного и того же знака.

Единственный недостаток формата OpenType состоит в том, что он может не вполне корректно работать (или совсем не работать) в приложениях, разработанных не Adobe или Microsoft, напри мер, в старых версиях QuarkXPress.

 

Типометрическая система

Системы измерений в типографике. С ее помощью определяют размеры наборного шрифта и пробельных элементов внутри полосы набора.

 

Части буквы

Глиф – один знак в одном начертании конкретного шрифта.

Полуовал – форма части знака, образованная вертикальными и зогнутыми штрихами, близкая к полуокружности.

Засечка – коротки штрих или расширение на конце основного или дополнительного, обычно перпендикулярный к нему.

Дуга – изогнутый штрих, напоминающий по форме часть окружности с диаметром в высоту буквы.

Капля – вариант концевого элемента в виде утолщения на конце дополнительного или соединительного штриха, обычно округлой формы.

Петля – округлая форма, обычно образованная замкнутым штрихом.

Концевой элемент – в шрифте с засечками форма окончания основного штриха без засечки. В шрифте без засечек концевые элементы соответствуют по положению концевым элементам шрифта с засечками.

Диакритические знаки, акценты – специальные знаки, расположенные над или под строкой и влияющие на чтение буквы. В русском языке используются кратка на й и две точки над ё.

Основной штрих – в контрастном шрифте прямой или изогнутый элемент буквы максимальной для рисунка шрифта толщины.

Соединительный штрих – в контрастном шрифте прямой или изогнутый элемент буквы меньшей толщины, чем основной штрих.

Перекладина – тонкий горизонтальный штрих, соединяющий два основных штриха или примыкающий к основному.

Рост строчных – высота строчного знака без выносных или свисающих элементов.

Свисающие элементы – тонкие штрихи, выступающие за базовую линию вниз, обычно короче нижних выносных элементов.

Выносные элементы – элементы в строчных буквах, сильно выступающие над высотой роста строчных знаков или свисающие ниже базовой линии.

Овал – форма знака или части знака, близкая к окружности или эллипсису.

Свисания – незначительные выступы выше роста строчных или ниже базовой линии у круглых и треугольных знаков, а также у вертикальных засечек.

 

Сочетания шрифтов

Как это делается?

Прежде всего следует сказать, что никаких более или менее чётких правил подбора сочетания шрифтов не существует. Это одно из тех обстоятельств, которые делают типографику искусством, а не наукой.

Однако совсем не обязательно, что любые два шрифта, выбранные наобум, будут хорошо работать вместе—скорее всего, наоборот. Очень важно учитывать цель подбора сочетания, техни­

ческие и стилистические признаки гарнитур.

Вначале стоит обозначить «круг подозреваемых» в соответствии с целью подбора сочетания и определиться, что же нужно:

•     два текстовых шрифта для примерно одинаковых кеглей?

•     шрифт для основного текста и шрифт для очень мелкого?

•     шрифт для основного текста и заголовочный/акцидентный шрифт?

•     два заголовочных/акцидентных шрифта?

•     шрифт для основного текста и шрифт со специальными знаками?

•     или что нибудь ещё?

Подбор максимально похожего шрифта для набора заголовков или специальных символов, наверное, нельзя назвать в жёстком

смысле выбором сочетания шрифтов. Однако и это требует от типографа усилий и наблюдательности.

Шрифтов, предназначенных для набора текста в мелких кеглях, не так уж много; заголовочные и акцидентные шрифты, как правило, обладают достаточно ярко выраженным характером. Это,

особенно при сравнительно небольшом числе кириллических шрифтов, сильно уменьшает количество вариантов.

В подборе сочетания декоративных шрифтов самую важную роль играет их характер и стилистические особенности. Читатель почти наверняка заметит разницу между такими шрифтами; типографу в этом случае следует, в первую очередь, задуматься, что он хотел сказать.

Подбор сочетания текстовых шрифтов, пожалуй, сложнее всего. Впрочем, если типограф чётко представляет себе задачу этого подбора, часть проблемы уже решена.

Важно знать, чего следует добиться в подборе сочетания: сходства или принципиального различия между его составляю щими.

В случае различия контраст между шрифтами должен быть достаточным, чтобы смена гарнитуры не выглядела досадной

случайностью.

Первое, что мы видим при беглом взгляде на полосу,—общий тон текста. Он зависит как от шрифта, так и от параметров набора. При подборе шрифтов для разных по смыслу или значимости текстов важно, чтобы эта разница или иерархичность воспринималась сразу же.

Следующее, что мы заметим, глядя на текст,—контрастность шрифта и наличие засечек. Из­за этого сочетания часто подбирают по принципу «гротеск + антиква»: это может созд ать мак­

симальную разницу между текстами при сохранении одинаковой значимости.

Самое тонкое и незаметное, но и самое важное в шрифте,— его стилистические признаки и характер: статика или динамика, характер отдельных элементов знака и их соединения. Лучше,

чтобы в шрифтах одного издания наблюдалось явное сходство или явное различие этих признаков.

Именно поэтому одним из традиционных способов подбора сочетания шрифтов является выбор разных гарнитур одного автора. Как правило,они оказываются близкими по характеру: у шрифтовых дизайнеров, хоть они и представители «самого невидимого из визуальных искусств», есть свой почерк.

На сходстве или различии именно стилистических признаков основаны самые оригинальные и непредсказуемые шрифтовые пары.

 

Общая композиция набора

Общая композиция разворота или полосы определяется, с одной стороны, её функцией и функцией находящейся на ней информации, и с другой стороны, исторически сложившейся привычкой читателя воспринимать информацию того или иного рода определённым образом. К другому типу относятся сложноструктурные книги, журналы, газеты и разнообразная акциденция.

Здесь критерий качества работы дизайнера—индивидуальность и компо­

зиция каждого разворота в отдельности и структура книги в целом.

Последовательность разворотов в таком случае образует ритмическую структуру, в которой опасно как чрезмерное много­

образие, так и повторение большого числа однотипных разворотов. Примерно такой же закономерности подчиняются, например, журнальные обложки и первые поло­

сы газет: положив подряд не сколько номе­

ров, мы можем увидеть, следит ли редакция за ритмич еской структурой (не только в пространстве, но и во времени).

Для того чтобы получить ряд индивидуальных разворотов (полос) в рамках общей концепции, нужна очень гибкая и продуманная общая структура издания, функционально и стилистически отвечающая характеру информации и поставленной цели. В издании такого типа процесс вёрстки неотделим от создания композиции. Широкое распространение этого подхода в книге стало возможно только с приходом цифровых издательских систем, хотя и до этого встречались случаи объединения издательского и типографского процессов и самого внимательного отношения к каждому развороту и каждой полосе.

 

Способы выделения в тексте.

Разнообразные текстовые и графические способы выделения в тексте неравносильны по воздействию на читателя. Любое выделение должно быть достаточным, но не избыточным; не стоит слишком

явно отделять тексты друг от друга без веской причины.

Можно попытаться перечислить способы выделения в тексте, которые возможны (и приемлемы) в цифровом наборе.

Шрифтовые:

1)    изменение рисунка знаков в пределах начертания (капитель);

2)    изменение рисунка знаков в пределах гарнитуры, но с сохранением насыщенности и других пластических признаков (курсив);

3)    изменение начертания в пределах гарнитуры по насыщенности знаков или другим пластическим признакам;

4)    изменение начертания в пределах полигарнитуры;

5)    смена гарнитуры;

6)    изменение размера знаков (кегля);

7)    изменение цвета знаков;

Композиционные:

8)    изменение положения знаков на полосе (разноо­бразные отступы и отбивки); Графические:

9) выделение знаков при помощи каких­ либо графических элементов (указателей, линеек, рамок, плашек и т. п.).                                 

При выборе способа выделения лучше руководствоваться целесообразностью. Слишком сильное выделение не только чрезмерно акцентирует внимание читателя на каком­ либо фрагменте текста, но и затрудняет чтение.

К графическим способам выделения в тексте для сплошного или выборочного чтения лучше прибегать только в крайнем случае, когда шрифтовых и композиционных способов не хватает.

 

Верстка (make-up).

Вёрсткой называют окончательную подготовку текста к печати.

В процессе вёрстки типограф располагает и обрабатывает текст наиболее удобным для читателя образом. Хорошо свёрстанный текст отличается оптической равномерностью (ровным серым тоном, который не рябит в глазах) и отсутствием нежелательных пауз, сбивающих внимание читателя.

К таким паузам относятся, например, висячие строки или перенос в конце нечётной страницы; несколько переносов подряд; несколько пробелов, расположенных один под другим.

Типографика

Искусство расположения, создания композиции из наборного материала на плоскости листа. Работа с текстом, со шрифтом

 

Различимость (legibility).

Свойство текста и шрифта, особенно важное для восприятия в нестандартных условиях: с большого расстояния, при слабом освещении или за очень короткое время. Надпись должна быть достаточно крупной, а буквы очень ясной формы и максимально отличаться друг от друга.

 

Заметность (visibility).

Важна в тексте, который должен привлекать к себе внимание. Это можно сделать с помощью крупного кегля, цвета, выделительного начертания или акцидентного шрифта. Такой текст мы, прежде всего, видим и только потом читаем.

 

Графема

Графемой называют идею, базовую форму знака. Графема позволяет отличать конкретный знак как от беспорядочного сочетания форм, так и от любого другого осмысленного знака

 

Текст для сплошного чтения

Когда мы долго, спокойно и равномерно читаем от начала до конца длинный связный текст, это называется сплошным чтением. Текст для сплошного чтения должен быть максимально удобочитаемым, а для поиска в нём нужного места (как правило, того, где мы остановились в прошлый раз) достаточно номера страницы или даже закладки. систематические выделения в тексте усложняют сплошное чтение

 

Каллиграфия

Использует те же средства, что и письмо. Но её цель — не только передача информации, но и достижение пластического или декоративного эффекта.

 

Наборный шрифт

В набранном тексте буква представляет собой отпечаток с заранее подготовленной формы. Текст наносится на поверхность не вручную, а с помощью специальных технических устройств. Одна и та же буква обычно отображается одинаково с поправкой на несовершенство техники воспроизведения.

 

Дуктальные шрифты

Дуктальные шрифты (ductal typefaces) Словом дукт (ductus) называют одно движение руки при письме (то есть за один дукт появляется один штрих буквы).

Дуктальные шрифты имеют в своей основе письмо каким-либо инструментом.

Следует помнить, что никакой наборный шрифт, кроме имитации почерка, не является буквальным воспроизведением написанных знаков. Речь идёт только о сохранении логики чередования штрихов и образования формы элементов знака.

 

 

Глиптальные шрифты

Глиптальные шрифты (glyphic typefaces) В строгом смысле понятие «глиптальный шрифт» обозначает шрифт, вырезанный в камне или другом твёрдом материале (например, вырезанный из стали пуансон).

В глиптальном шрифте форма знаков изначально нарисована (построена, спроектирована) и подчиняется исключительно замыслу дизайнера.

 

Антиква (serif).

I. Антиква

1. Динамическая антиква (антиква старого стиля)

Отличается самой «неправильной» формой среди текстовых шрифтов. Это объясняется относительной близостью (по времени и по форме) шрифтов этого типа к рукописному гуманистическому минускулу. Как правило, для динамической антиквы характерен умеренный контраст (1:2–1:3), открытость форм, наклонные оси округлых знаков, несимметричные (особенно в венецианской антикве) засечки и общая негеометричность.

Динамические антиквы с ярко выраженным характером больше всего подходят для набора текстов своего времени (от Ренессанса до барокко). Более нейтральная динамическая антиква—пожалуй, самый удобочитаемый текстовый шрифт (из-за небольшого кон траста и открытости форм) и подходит почти для любого сплошного текста. а) Ренессансная антиква

1)    Венецианская антиква (конец XV в.)

(Jenson во всех вариациях, Centaur Брюса Роджерса, отчасти гарнитура Лазурского)

Тип антиквы, самый близкий к письму ширококонечным пером. Венецианская антиква — самая неконтрастная из динамических. Для неё характерны несимметричные засечки, обратный энтазис, «каллиграфические изломы» в самых тонких местах знаков, капли в форме следа от ширококонечного пера и наклонная перекладина в букве е.

2)    Итало-французская антиква (XVI в.)

(Garamond во всех вариациях, Bembo и другие шрифты на основе шрифтов Франческо Гриффо/типографии Альда Мануция, Кристофера Плантена, Якоба Сабона, Жана Жаннона и т. д.)

Итало-французская антиква по форме мягче венецианской. В знаках уже меньше каллиграфических изломов, а капли и другие элементы округлой, хотя и далёкой от геометрии формы. Однако общий рисунок шрифта всё ещё близок к рукописному прототипу.

б) Барочная антиква (XVII–XVIII в.)

Барочная антиква уже почти не напоминает гуманистический минускул. Она заметно контрастнее венецианской и итало-французской, форма капель и других элементов в ней ближе к геометрически правильной, а засечки симметричные. В барочной антикве часто сочетаются вертикальная ось овала буквы о и наклонные — с и е. 

Однако открытой формы знаков и общего характера набора достаточно, чтобы барочная антиква оставалась динамической. Разница в форме разновидностей барочной антиквы — голландской и английской — невелика.

1)    Голландская антиква

(на основе шрифтов Кристофеля ван Дейка, Миклоша Киша, Иоганна Флейшмана и т. д.)

2)    Английская антиква

в) Современные динамические антиквы, не подходящие полностью под исторические определения

2. Переходная антиква

Уже очень далеко отошла от рукописных прототипов. Для неё, как правило, характерен больший контраст, чем для динамической, вертикальные оси овалов, симметричные скруглённые засечки, полузакрытые формы знаков; капли и другие элементы приобретают ещё более правильную форму.

Переходная антиква, наверное, самый нейтральный текстовый шрифт. Её можно применять для набора практически любог о сплошного текста.

а) Антиква XVIII в.

(Baskerville во всех вариантах, а также шрифты, основанные на шрифтах Пьера-Симона Фурнье и т. д.)

б) Современные версии переходной антиквы

3. Статическая антиква (антиква нового стиля)

Статическая, особенно классицистическая антиква,— самая правильная и геометричная из всех типов антиквы. Она характеризуется вертикальными осями овалов, закрытыми формами знаков, круглыми каплями, правильностью и чёткостью всех элементов.

К промежуточному типу между переходной и классицистической относится англо-шотландская антиква (более регулярная и контрастная, чем переходная). 

С конца XVIII до начала XX века статическая антиква была основным типом шрифтов для набора сплошного текста. Она может при ме нять ся для этой цели и сейчас, но проигрывает в удобочитаемости динамической и переходной антиквам. Поэтому лучше использовать её либо там, где она нужна для создания колорита эпохи, либо точно зная причину такого использования.

а) Классицистическая антиква (конец XVIII в.)

(Bodoni, Didot, Walbaum во всех вариациях и т. д.)

Характерные черты классицистической антиквы (кроме тех, котор ые уже были перечислены в общем описании статических антикв) — очень большой контраст (до 1:10) и засечки в виде горизонтальных чёрточек, часто без скругления.

б) Менее контрастные шрифты, приближающиеся к брусковым шрифтам типа Clarendon (конец XIX в.)

(Шрифты вроде Cheltenham или Excelsior, а в переводе на русский язык — Академической, Школьной или Журнальной гарнитуры) Эта разновидность статической антиквы, появившаяся в конце XIX ве ка в основном для набора газет, отличается меньшим кон трастом и скруглёнными засечками. По форме она близка к брусковому шрифту.

в) Современные версии статической антиквы

 

Геометрические гротески

  Геометрические гротески (I пол. XX в.)

Геометрические гротески появились в Германии в рамках конструктивизма (20–30-е годы XX в.). Для них характерны формы, которые

выглядят составленными из простых геометрических фигур, в основном дуг и линий. Однако в действительности формы геометрических гротесков обычно далеки от геометрии, чтобы соответствовать особенностям нашего зрения.

Геометрические гротески лучше не использовать для набора сплошных текстов. Это допустимо только в очень редких случаях, наприм ер, для создания нужной стилистики.

5.    Разнообразные переходные формы гротесков

Деревянные литеры, служившие для набора афиш и плакатов. Гарнитура Квадратный гротеск

Для акциденции, кроме декоративных, можно использовать практически все текстовые шрифты, особенно их заголовочные и выделительные начертания.

Попытки применить к декоративным шрифтам почти любую привычную классификацию обычно относят многие из них в разряд «прочих»—слишком часто форма букв не подчиняет­

ся «нормальным» шрифтовым законам.Однако можно попытаться выделить среди декоративных шрифтов некоторое число разновидностей, чтобы ориентироваться среди них было чуть­чуть легче.

Приводка.

Приводностью вёрстки называют совпадение базовых линий строк на разных страницах. Это достигается при помощи одинакового интерлиньяжа во всех текстах. Приводность строк была необходима в металлическом наборе, так как все полосы набора должны были быть одной высоты.

Требование приводности задаёт очень жёсткие рамки

 

Шрифтовой файл.

Шрифтовой файл—это файл, содержащий комплект знаков одного рисунка и распознаваемый операционной системой как одно начертание шрифта. Называть шрифт, пусть даже и цифровой, словом «фонт» неправильно. Понятие шрифта значительно шире.

 

Локализованный шрифт

Производный шрифт имеет под собой какую-либо основу. Как правило, это дополнение знаков или начертаний существующего цифрового шрифта (extension). Разновидность производного шрифта. Иногда в шрифтовой файл добавляют символы, чтобы можно было набирать им на языке, первоначально не предусмотренном автором. Часто этим занимается не автор шрифта, а другой дизайнер, лучше знакомый с особенностями нужной графической системы. Локализация шрифта для использования в России называется русификацией (добавление русских знаков) или «кириллизацией» (добавление всех знаков кириллической кодировки), а полученный файл русифицированным или кириллической версией.

 

Кегль шрифта (poiпt size)

Кегельная площадка (em square) Кегельной площадкой во времена металлического набора назывался торец литеры с выпуклым изображением знака. На кегельной площадке располагалось очко литеры (изображение глифа). По бокам от него находились правый и левый полуапроши, служившие для уравновешивания промежутков между знаками. Сверху и снизу кегельной площадки были верхние и нижние заплечики. Они нужны были для того, чтобы элементы знаков соседних строк не соприкасались. Приблизительно высота кегельной площадки равна сумме высоты строчных букв, верхних и нижних выносных элементов. Высота строчных равна в среднем половине высоты кегельной площадки. Кегль измеряется в пунктах. Кегль шрифта—это высота кегельной площадки, а не знака.

 

Кернинг

Для нормального чтения нужно, чтобы межбуквенные пробелы в строке были визуально одинаковыми. Однако существуют такие сочетания знаков, между которыми возникают «дырки».

Чтобы от них избавиться, при проектировании цифрового шрифта в него закладывают информацию о конкретных парах знаков, расстояния между которыми надо корректировать. Такая корректировка называется кернингом.

 

Лигатура

Бывают случаи, когда межбуквенные пробелы не поддаются корректировке. Если пробел выровнять с остальными, знаки слипаются в нечитаемую путаницу, а если отодвинуть их друг от друга, возникает дыра. Для таких буквосочетаний разрабатывают специальные знаки—лигатуры. В них на одной кегельной площадке находится два знака (иногда три) несколько изменённого рисунка, обычно соединённые между собой.

 

50. Пункт (point). Кегль измеряется в пунктах. Кегль шрифта—это высота кегельной площадки, а не знака. Основой типографической системы является 1 пункт (1 point), равный 1/72 дюйма (1/72 inch). Таким образом, пункт равен примерно 0,35 мм. 12 пунктов составляют 1 пику (1 pica), которая в свою очередь равняется примерно 4,2 мм. Дело в том, что пунктов существует несколько — американский пункт равен 0,3514 мм, российский — 0,3759 мм, «компьютерный» — 0,3527 мм и т. д.

Строчные буквы.

Буквы, принятые для набора сплошного текста. В просторечии строчные буквы называют «маленькими». Строчные буквы окончательно сформировались во времена Карла Великого (каролингский минускул, упорядоченный и доработанный монахом Алкуином). Первоначально их использовали отдельно от прописных.

 

Прописной набор

Прописные буквы в просторечии называют «большими». Они выше строчных и отличаются от них по рисунку. Прописные буквы современного вида (естественно, латиница) сформировались в Древнем Риме. Самый известный их образец находится на постаменте колонны Траяна.

Совмещать прописные и строчные буквы в наборной антикве догадались в Италии в эпоху Возрождения.

 

Капитель

Капителью называют буквы чуть выше строчных, но

с рисунком прописных. Капитель применяется для выделений в тексте, а также для того, чтобы в начале главы смягчить переход от инициала к строчным буквам. В качестве капители нельзя использовать прописные меньшего кегля, так как они заметно отличаются по насыщенности, контрасту и ширине.

 

54. Курсив (italic)

Курсивом называют особый (как правило, наклонный вправо) рисунок шрифта, более близкий к рукописному.

Курсив—одно из главных средств выделения в тексте. Впервые наборный курсив вырезал Франческо Гриффо для типографии Альда Мануция в 1501 году.

 

Маюскульные цифры

Самые распространённые и привычные нам—маюскульные цифры: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Цифрами одного роста (сначала чуть ниже прописных букв, а потом одной с ними высоты) начали пользоваться в Англии в конце XVIII века.

 

Минускульных цифры

Кроме маюскульных цифр, есть ещё минускульные (или строчные, или старостильные, или медиевальные): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0. Ими пользовались примерно до конца XVIII века, потом они существовали параллельно с маюскульными (иногда реже), а с переходом к компьютерному набору возвращаются в широкое применение. Строчные цифры обычно чуть выше строчных букв;

семь из них имеют верхние или нижние выносные элементы.

Строчные цифры органичнее смотрятся в сплошном тексте.

 

Табличные цифры

Табличные цифры—это цифры с одинаковой шириной кегельной площадки. В сплошном наборе их апроши выглядят неравномерными, например, у единицы они слишком большие. Зато при набо ре столбца цифр табличные цифры всегда стоят одна под другой.

 

58. Знаки препинания:,;. …:!?

Специальные знаки, служащие для передачи на письме интонаций речи. Рисунок знаков препинания в шрифте всегда соответствует рисунку букв. Многоточие (ellIpsIs)

Многоточие иногда ошибочно называют троеточием.

Знак препинания «многоточие» обычно отличается по ширине от трёх точек, набранных подряд. В шрифтовом файле проекти­

руют специальный знак для многоточия, а также устанавливают положительный кернинг для сочетаний знаков препинания вроде?.. или!..

 

59. Кавычки «» («елочки») или „ “(„лапки“).

Кавычки, принятые в наборе на русском языке, выглядят так: «» («ёлочки») или так: „ “(„лапки“).

В издании нужно использовать один рисунок кавычек, кроме «случаев „цитаты в цитате“».

В Windows кавычки­«ёлочки» можно вызвать с помощью сочетания клавиш Alt+0171 для «и Alt+0187 для».

В Maс OS—Alt+: и Shift+Alt+: (в кириллической раскладке

Shift+Alt+= и Alt+=)

В разных языках принятые в наборе кавычки выглядят по­разному. Поэтому при наборе на иностранном языке следует

обращаться к правилам набора, характерным именно для него.

Например, английские кавычки выглядят “так” или ‘так’, а немецкие»так«.

 

Знак «дефис» (hypheп)

Знак «дефис» (hyphen)—это самая короткая чёрточка в шрифто вом файле. Дефис используется при переносах и в составных словах. Дефис ни в коем случае не должен отбиваться пробелами!

 

Шрифт прямой курсив

По рисунку знаков начертания бывают прямыми или курсивными. Как уже было сказано, в шрифте могут быть наклонные начертания, повторяющие по рисунку прямые. Кроме того, наклонные и курсивные начертания иногда различаются по углу наклона; встречаются даже начертания с наклоном влево (для использования, например, на географических картах) или прямой курсив.

Курсивные знаки обычно несколько уже и светлее прямых. Это об условлено постановкой пера в прототипе курсивного шрифта.

 

Моноширинный шрифт

Шрифт, у которого все кегельные площадки одной ширины.

 

Пропорциональный шрифт

Пропорциональным называют шрифт с кегельными площадками разной ширины, в зависимости от необходимой ширины знаков. Большинство существующих шрифтов—пропорциональные.

 

Равноширинный шрифт

Равноширинный шрифт—тот, знаки которого стремятся к одной ширине, кроме самых узких и самых широких.

 

Разноширинный шрифт

Шрифт, у которого ярче всего выражена разница между самыми узкими и самыми широкими буквами.

 

Начертание шрифта.

Начертание шрифта (face, style)

Комплект знаков шрифта определённого рисунка (в том числе определённого наклона), пропорций, контраста и насыщенности.

 

Насыщенность шрифта.

Отношение толщины основного штриха к высоте буквы.

 

Плотность шрифта

Плотность шрифта определяется пропорциями знаков (ширина к высоте) и влияет на ёмкость шрифта. Плотность шрифта зависит, в первую очередь, от ширины букв. В гарнитуре может быть несколько начертаний разной плотности (например, сверхузкое, узкое, нормальное, широкое).

 

Контрастность шрифта

Соотношение толщин основного и соединительного штрихов. Если основные и соединительные штрихи визуально одинаковые, шрифт неконтрастный; если соотношение толщины основных и соединительных штрихов меньше 2:1, то малоконтрастный; если больше, то контрастный. Если соединительные штрихи в шрифте ощутимо толще основных, это явление называют обратным контрастом, а шрифт—итальянским.

 

Поля и маргиналии.

Поля обрамляют систему объектов, расположенных на полосе.

 

Внутрибуквенный просвет

Внутрибуквенный просвет — внутренняя часть знака, ограниченная со всех, или почти со всех сторон другими элементами знака.

 

Интерлиньяж

Интерлиньяж (leading) Интерлиньяж—это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Базовый интерлиньяж равен кеглю, т. е. расстояние между базовыми линиями при таком интерлиньяж е равно высоте кегельной площадки. По умолчанию в программах вёрстки интерлиньяж равен 120 % кегля. Интерлиньяж определяют, исходя из кегля шрифта, длины строки и сетки на странице.

 

Длина строки и интерлиньяж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.182 с.)