I V . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I V . Подведение итога урока.



— Что вы можете рассказать об обращении?

 

Домашнее задание: § 200, упражнение 455, принести учебник «Развитие речи», тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Уроки 89—90

ОБРАЩЕНИЕ КАК СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

СОЧИНЕНИЕ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УПОТРЕБЛЕНИЕМ ОБРАЩЕНИЯ

КАК СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Цели: закрепить понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте; учить умело использовать данное средство в собственной письменной речи в форме сочинения на определенную тему.

О б о р у д о в а н и е: тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Ход уроков

 

I. Организационный момент.

— Сегодня вы рассмотрите обращение с точки зрения его функции в речи, а затем вы должны будете написать сочинение с обязательным использованием обращений как средства выразительности и связи предложений в тексте.

 

II. Подготовка к сочинению.

Беседа.

— На прошлых уроках вы работали с обращениями, которые используются в поэтических текстах и не несут прямого назначения — привлечь внимание собеседника, а служат особым средством выразительности речи. Как они называются? (Риторические обращения.)

На доску заранее выносится стихотворение В.А. Жуковского «Море» со с. 103 учебника «Развитие речи».

 

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Есть ли в нем риторические обращения? Назовите их.

Учащиеся называют, учитель подчеркивает их в тексте на доске.

 

— А теперь подумайте, какую роль они играют в строении текста. (Они повторяются в начале каждой строфы, усиливая тем самым связь предложений в данном тексте.)

— Как называется стилистическая фигура, или фигура речи, когда слово или словосочетание повторяется в начале предложений или стихотворных строк или строф? (Анафора.)

— Такие обращения тоже называются анафористическими, или повторяющимися.

 

Работа с учебником.

— Выясните еще одну особенность обращения в организации текста и связи предложений внутри него. Откройте учебники «Развитие речи» нас. 102, упражнение 170.

Работа устно по заданию к упражнению.

 

— Запишите вывод, выделенный значком  («Теоретические сведения») на с. 102, в тетрадь.

 

Работа с художественным текстом.

— У вас на партах тексты поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Вы читали ее на уроках литературы и знакомы с содержанием. Откройте «Песнь третью».

— Найдите такой фрагмент, в котором связь предложений усилена обращением, называющим предмет речи. Зачитайте этот фрагмент. Поясните, как он связан с предыдущим содержанием поэмы (устно).

— Какая картина В.М. Васнецова вспоминается вам при чтении этого фрагмента? («После побоища Игоря Святославовича с половцами».) Рассмотрите на вклейке в учебнике «Развитие речи» репродукцию этой картины.

— Прочитайте описание картины на с. 104—105 учебника «Развитие речи» и перескажите этот текст, добавив в него 1—2 предложения с риторическим обращением.

— Откройте упражнение 178, с. 106 учебника «Развитие речи».

Работа по заданию к упражнению.

 

— Назовите речевые функции обращения в художественных текстах.

— Если обращение выполняет роль первого предложения, организующего текст и называющего предмет речи, с которым связана вся последующая часть текста, от какого лица тогда ведется повествование? (От второго лица.)

 

III. Самостоятельная творческая работа учащихся — сочинение.

— Прочитайте задание к упражнению 179, с. 107 учебника «Практика». Определитесь, по какой из предложенных тем вы будете писать сочинение.

— Подумайте, какой будет основная мысль вашего сочинения? В чем смысл вашего текста-обращения, что вы хотите донести до читателя?

— Вначале обязательно пишите сочинение на черновике. Затем отредактируйте его и только потом переписывайте в чистовую тетрадь.

 

I V. Итог урока.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— В чем практическая ценность этого учебного материала?

 

Домашнее задание: упражнение 270, с. 178 учебника «Практика». Повторить материал об анафоре, эпифоре, композиционном стыке, изученных средствах выразительности речи.

 

 

Урок 91



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.006 с.)