III. Изучение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение нового материала.



— Как вы думаете, для чего служат обращения в речи? (Для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику.) Докажите это, опираясь на следующий пример:

Д. — Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека.

— А! Здорово, соколики! Что, голубчики, как поживаете? Что, самоварчики, аршинники, жаловаться?

(Н.В. Гоголь «Ревизор».)

— Обратите внимание на способ выражения обращений. Чем, как вы думаете, могут выражаться обращения?

— Сделайте в тетрадях заголовок: «Способы выражения обращений». Начертите таблицу:

 

Способ выражения Пример
   

 

— Прочитайте внимательно § 200 и заполните таблицу.

— Прочитайте, что вы вписали в таблицу.

Учитель может дополнить, по своему усмотрению, следующим материалом:

 

4. Личными местоимениями

«ты», «вы»:

а) сами по себе;                                       Эй, вы! Заканчивайте побыстрей!

б) в составе сочетания определе-            Да неужели вам мало, ненасытный 

ния с определяемым словом, меж-               вы этакой!

ду которыми личное местоимение.

5. Повторяющимся обращением с           Микит, а Микита! Оглох?

частицей «а».

 

— Что вы можете сказать о положении обращения в предложении и знаках препинания в разных позициях?

 

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с поэтическими текстами.

— У вас на партах сборники стихотворений М. Лермонтова и С. Есенина, в их произведениях достаточно часто употребляются обращения. Выпишите по одному примеру на каждую возможную позицию обращения в предложении, а также один пример употребления восклицательного знака при обращении. Вверху над обращениями поставьте букву — о.

— Прочитайте, какие предложения вы выписали?

 

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 440 в учебнике «Практика» на с. 193.

2) Выполнение упражнения 448 на с. 197 учебника «Практика» с комментированием с места.

Работа по заданию к упражнению, но сначала, на наш взгляд, лучше обсудить вопросы в 1-м задании после упражнения, а затем выполнить письменное задание, данное перед упражнением.

 

Работа в парах.

— Составьте небольшой диалог, используя различные способы выражения обращений, на одну из тем: «В литературной гостиной», «Разговор поэта со своей возлюбленной», «На светском приеме».

— Как вы думаете, будут ли отличаться по стилю речи эти диалоги? Учитывайте это при подборе слов для высказываний и собственно обращений.

— Кто готов озвучить свой диалог?

Выслушиваются все желающие пары, остальные определяют, какие способы выражения обращений были использованы.

 

V. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что повторили?

 

Домашнее задание: § 200 — учить; упражнение 446 (письменно), упражнение 445 (устно).

 

 

Урок 88

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ

 

Цель: закрепить знания об обращениях и знаках препинания при них, совершенствовать умение применять эти знания при письме.

О б о р у д о в а н и е: индивидуальные карточки-задания.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Закрепление изученного материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что такое обращение. Чем может быть выражено обращение? Что вы можете рассказать об обращениях в художественных текстах?

— Какие знаки препинания могут быть при обращениях? Расскажите правило их постановки.

— Прочитайте, какие предложения вы составили по заданию в упражнении 446?

 

Предупредительный диктант.

— Объясните знаки препинания в упражнении 445.

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Как вы думаете, какова роль обращений в этом тексте?

— Закройте учебники. Напишите текст под диктовку.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, сверяясь с учебником. Поставьте оценки.

По своему усмотрению учитель может задать вопросы по теоретическому материалу и поставить оценки в журнал.

 

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 449 на с. 198 учебника «Практика». Прочитайте текст, найдите обращения.

— Какова роль этих обращений? К кому, или точнее, к чему обращается автор? (К неодушевленному предмету, это обращение не имеет своего прямого значения: привлечь внимание собеседника, оно служит для усиления вьгразительности речи.)

— Такие обращения называются риторическими. Прочитайте теоретический материал на с. 199 «Практики».

2) Выполнение упражнения 452 устно.

Работа по заданию упражнения.

 

3) Письменное выполнение упражнения 453. Двое учащихся работают у доски по индивидуальным карточкам-заданиям.

 

К а р т о ч к а № 1

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. в следующем порядке: 1) обращения относятся к одному лицу (или предмету); 2) обращения относятся к разным лицам.

 

1) Москва России дочь любима где равную тебе сыскать. (И. Дмитриев.) 2) Где же вы теперь друзья однополчане боевые спутники мои? (А. Фатьянов.) 3) Здравствуй солнце да утро веселое! (И. Никитин.) 4) Город чудный город древний ты вместил в свои концы и посады и деревни и палаты и дворцы. (Ф. Глинка.) 5) Ой ты Дон ли мой родимый Волга матушка река Помяните добрым словом атамана казака. (И. Суриков.) 6) Соловьи соловьи не тревожьте солдат. (А. Фатьянов.)

• Найдите в тексте приложения. Назовите правила написания дефиса при приложениях. • Почему выделенное слово воспринимается как архаизм? В какой форме употребили бы это слово теперь?

 

К а р т о ч к а № 2

Спишите, поставьте знаки препинания, подчеркните все члены предложения.

 

1. Скажи-ка дядя ведь недаром

Москва спаленная пожаром,

Французу отдана?... (М. Лермонтов.)

 

2. Скажи мне ветка Палестины

Где ты росла где ты цвела? (М. Лермонтов.)

 

3. Кто бы ни был ты печальный мой сосед

Люблю тебя как друга юных лет

Тебя товарищ мой случайный... (М. Лермонтов.)

 

4. Дробись дробись волна ночная

И пеной орошай брега в туманной мгле. (М. Лермонтов.)

 

5. Люблю тебя булатный мой кинжал

Товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов.)

 

6. Приветствую тебя опустошенный дом

Завядшие дубы лежащие кругом

И море синее и вас крутые скалы

И пышный прежде сад — глухой и одичалый. (А. К Толстой.)

 

— Прочитайте, как вы расставили знаки препинания. Объясните орфограммы.

— Теперь проверьте своих одноклассников, работавших у доски.

Учащиеся, работавшие по карточкам, читают свое задание всем учащимся и объясняют, как выполнили его, одноклассники высказывают свое мнение: согласны или не согласны с ответом учащегося, работавшего с карточкой.

 

Речевая разминка.

Наблюдение обращений в разговорном стиле.

— Умеете ли вы писать письма? Каким стилем речи пользуетесь в дружеской переписке?

— Оцените с точки зрения стиля следующую юмористическую миниатюру В. Чайковского. Найдите в тексте обращения, характерные для этого стиля.

 

Дорогая тетушка!

Получил ваше письмо и спешу ответить.

Очень хорошо, что вы собираетесь приехать весной отдыхать к нам, к Черному морю. Мы с женой очень рады. Погода в мае должна быть, согласно моим многолетним наблюдениям, хорошей.

Сейчас у нас прохладно, но в первой декаде мая возможно потепление. Ветер северный, слабый до умеренного, переходящий в сильный, временами в штормовой. В начале второй декады еще больше потеплеет. Установится преимущественно облачная погода, грозы, по ночам незначительное потепление, переходящее днем в значительное. Четвертая и пятая пятидневки мая будут самыми жаркими.

Такая, тетушка, будет у нас погода, так что приезжайте обязательно. Мы с женой будем очень рады. Укрепите здоровье, подышите морским воздухом, позагораете. Если только не испортит все циклон из Скандинавии.

Ваш Володя.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите предложения под диктовку. Будьте внимательны: не путайте обращения с подлежащими, правильно определяйте границы у распространенных обращений.

1) Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу. (С. Есенин.) 2) Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. (С. Есенин.) 3) Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев.) 4) Распахни мне объятья твои, густолистый развесистый клен, чтоб в лицо и горячую грудь хлынул вэдох твой студеной волной. (А. Фет.) 5) Весна золотобровая, весна золотоносная, бедовая, суровая, не приставай с вопросами. (А. Прокофьев.) 6) Капли жемчужные, капли прекрасные, как хороши вы в лучах золотых, и как печальны вы, капли ненастные, осенью черной на окнах сырых4. (С. Есенин.)

— Назовите предложения с обособленными определениями. Подчеркните их.

— Как вы понимаете эпитет к слову весна в пятом предложении?

— Выполните полный синтаксический разбор 6-го предложения.

— Прочитайте, как вы разобрали это предложение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.016 с.)