Особенности слов-предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности слов-предложений



 

Цель: дать понятие о словах-предложениях, учить правильно оформлять их на письме, отличать от вводных слов и частиц, а также самостоятельных членов предложения.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Подготовка к изучению нового материала.

— Прочитайте предложения, записанные на доске

 

Д. 1) Нет без сумерек синих и                             1) Нет, никому не отнять у нас

без розовых зорь. (М. Шолохов.)                   нашей великой русской

                                                                         гордости. (М. Шолохов.)

2) Да разлетитсягоре в                                 2) Да! Верой их сердца полны

прах. (Н. Некрасов.)                                       в реальность сказочной

                                                                             страны. (Вс. Рождественский.)

3) Я, несомненно, приму                            3) — Ты будешь участво

участие в соревнованиях.                               вать в соревнованиях?

                                                                             — Несомненно.

 

— Определите, чем являются повторяющиеся слова в предложениях обоих столбиков. (1) Сказуемым в простом и сказуемым в сложном предложении; 2) частицей и самостоятельным предложением; 3) вводным словом и самостоятельным словом -предложением.)

 

III. Объяснение нового материала.

— Таким образом, предложения могут состоять из одного слова, они так и называются — слова-предложения. Откройте § 201 учебника «Теория», с. 259, прочитайте и расскажите, в чем особенность этих предложений.

— Какие части речи наиболее часто употребляются в роли слов-предложений? (Частицы, междометия.)

— Какими знаками препинания выделяются слова-предложения?

I V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

1) Выполнение упражнения 436 в учебнике «Практика» на с. 202 (устно).

2) Выполнение упражнения 460 по заданию в учебнике.

Устно коллективно обсуждается задание перед упражнением; задание после упражнения выполняется по вариантам: 1 вариант — 1; 2 вариант — 2.

 

— Какие синонимы (слова-предложения) вы выписали?

 

Работа в парах.

— Составьте небольшой диалог, употребляя в роли предложений вводные слова:

Д. конечно                      возможно

вероятно                   по-видимому

 

— Кто готов озвучить свой диалог?

Выслушивается несколько пар, остальные учащиеся оценивают, справились ли выступающие с заданием.

 

Письмо по памяти. (Самодиктант.)

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Д. Леса вдали виднее,

Синее небеса.

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

Весна идет сторонкой,

Да где ж она сама?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна...

                              (А Блок.)

— Есть ли в тексте слова-предложения?

— Прочитайте предложение, которое является сложным. Назовите грамматические основы.

— Прочитайте предложение с однородными членами предложения, объясните знаки препинания.

— Закройте глаза, я прочитаю вам текст еще раз.

— Сами прочитайте текст вслух.

— Попробуйте рассказать друг другу стихотворение по очереди по две строчки.

— Еще раз прочитайте текст про себя.

— Напишите стихотворение по памяти. (Текст закрывается.)

— Проверьте себя. (Текст открывается.)

— Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы! Остальным нужно быть внимательнее и дополнительно работать над развитием зрительной памяти.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите под диктовку с подробным комментированием у доски предложения.

1) Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (А. Пушкин.) 2) Я бы все-таки не променял своего несчастья на их счастье, нет, нет! (Н. Островский.) 3) О, если б голос мой умел сердца тревожить! (А. Пушкин.) 4) Ого-го! Пап судья изволит сердиться. (В. Короленко.) 5) «Тьфу!» — обозлился старик, глядя на крючок без наживки. (В. Астафьев.)

— Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения. Что вы укажете в характеристике этого предложения? (Сложное, одна из частей выражена словом-предложением, то есть междометным предложением и др.)

— Прочитайте свой разбор предложения.

 

V. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: § 198—201 — повторить, упражнение 463.

 

 

Урок 92

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ:

«УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»; «ВВОДНЫЕ СЛОВА»;

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ»

 

Цель: обобщить и закрепить знания и умения по изученным темам.

О б о р у д о в а н и е: тесты.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.01 с.)