II. Обобщение изученного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Обобщение изученного материала.



Работа с тестами в парах.

— У вас на партах тесты. Выполните задания, работая в паре. Вы можете совещаться, выполняя каждое задание вместе, а можете выполнить, разделив задания между собой, а потом проверить друг друга.

 

Т Е С Т

1. Члены предложения, которые поясняют другие члены предложения, называют:

а) обособленными;

б) уточняющими;

в) однородными.

2. Слова, словосочетания, предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания, называют:

а) обособленными;

б) уточняющими;

в) вводными.

 

3. Обращение может быть распространенным:

а) да;

б) нет.

 

4. Я, знаете ли, пришел не с пустыми руками. Подчеркнутая конструкция является:

а) вводным словом;

б) вставной конструкцией.

 

5. Каждый человек стремится к счастью. К счастью, погода изменизась. Знаки препинания расставлены верно:

а) только в первом предложении;

б) только во втором предложении;

в) в обоих предложениях.

 

6. В каком из вариантов все знаки препинания в предложении расставлены верно:

а) Здравствуй Ветер! Ветер здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?

б) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый, что поднялся до зари?

в) Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь, вихрастый, что поднялся до зари?

 

7. Не нужно стремиться, чтобы в вазе стоял огромный букет... Научить ставить в вазу один, три, пять цветков (лучше нечетное количество), но так, чтобы они не только украшали друг друга, но и сочетались бы и с вазой, и с цветом стен, и со всей обстановкой комнаты.

В этом предложении словосочетание, заключенное в скобки, является:

а) вводным;

б) вставной конструкцией;

в) угочняющим членом предложения.

 

— Проверьте, как вы справились с этим заданием.

Одна пара называет ответы, остальные оценивают жестом: поднятый вверх большой палец руки согласны, верно; опущенньий вниз большой палец руки — не согласны, неверно.

 

О т в е т ы: 1б, 2в, 3а, 4а, 5в, 6в, 7б.

 

Беседа.

— Какие правила вы вспомнили, чтобы выполнить задание теста? Расскажите, что еще вы знаете о вводных, вставных конструкциях и уточняющих членах предложения.

— Чем необычны обращения в художественной речи? Расскажите.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 512, с. 230, составляя схемы расстановки знаков препинания в каждом предложении.

Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, один учащийся работает у доски.

 

— Проверьте, правильно ли выполнил упражнение ваш одноклассник, работавший у доски. Он читает предложения, называя знаки препинания и объясняя их выбор, а вы знаком (поднятым вверх или опущенным вниз большим пальцем руки) показываете, согласны вы с ним или нет.

 

Выборочный диктант.

— Разделите страницу тетради на три части и озаглавьте их следующим образом:

 

Вводные слова, словосочетания, предложения Вставные конструкции Уточняющие члены предложения
     

 

— Я буду читать текст по предложениям, повторяя каждое по три раза, а вы должны выписать из них только то, что требуется, то есть вводные слова, вставные конструкции и уточняющие члены предложения с теми членами, которые они уточняют. Например:

Прошлой осенью, в конце сентября, погода стояла чудная. Вы выписываете: осенью, в конце сентября.

Это было, конечно, очень интересно. — Вы выписываете: конечно.

 

Текст

Вы, друзья мои, вероятно, любите выбираться на природу. Конечно же, находясь на лоне ее, нельзя остаться равнодушным. Чувства, появляющиеся в этот миг, разумеется, противоречивы, но прекрасны. Несомненно одно — человек и природа находятся в неразрывной связи, очевидно ощущаемой.

Пребывая в лесу, мы, во-первых, отвлекаемся от одолевших городских проблем (избави Боже помнить о них в эти минуты); во-вторых, полной грудью вдыхаем чистый, ничем не загрязненный воздух; в-третьих, как будто сливаемся всем существом своим с окружающими нас вековыми деревьями, травой, расстилающейся под ногами, непролазными кустами дикой малины и смородины. Такое состояние не настораживает, а, наоборот, рассеивает тревоги, успокаивает, уводит в глубины подсознания. Если бы знать, сколько внутри нас скрывается первобытных природных инстинктов, по правде говоря, выходящих наружу только в моменты наивысшей опасности. Частое пребывание на природе поможет избежать многих неприятностей, снимет стресс, а может быть, излечит тяжелую болезнь.

Бесспорно, неповторимые пейзажи не могут не дополнять необыкновенные звуки леса: пение птиц, шорохи трав и, конечно же, шепот листьев на ветру.

Мало-помалу приближающаяся ночь наполняет лес тайной. Итак, останемся на ночевку? В красно-оранжевом пламени костра, кажется, сосредоточилась вся сила, вся энергия леса. Признаться, совсем не хочется далеко отходить от огня. Смешно сказать, но те шорохи и шепот леса, так восхищавшие меня недавно, уже пугают. Так, неровен час, из-под соседней кочки покажется леший, а из речки выйдут красавицы-русалки и затеют свои подлунные танцы.

К счастью, мы все цивилизованные люди, и страхи, всего лишь на миг, к несчастью, выбравшиеся наружу, скоро исчезнут.

И все-таки хорошо, мои дорогие, забыть на время о наступающем двадцать первом веке и хотя бы на миг оказаться так же близко к природе, как близко находился к ней наш далекий предок.

(Г. Гуревич)

 

— Прочитайте, какие вводные слова вы выписали. Каковы их значения?

— Встретилась ли хоть одна вставная конструкция?

— Какими знаками препинания она должна выделяться в предложении? (Скобками.)

— Какие уточняющие члены предложения вы выписали?

 

Самодиктант.

Письмо по памяти текста, записанного на доске.

 

— Прочитайте стихотворение Я. Козловского, записанное на доске. Определите, чем являются в предпожениях выделенные слова:

Д. Бобер, в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: — Не помешал?

Лиса в ответ: — Ах, что вы, друг, напротив! —

И села в кресло мягкое напротив,

И ложечкою чай он помешал.

— Объясните знаки препинания в этом стихотворении.

— Прочитайте текст еще раз и попробуйте рассказать его друг другу, не глядя на доску.

— Прочитайте все вместе его вслух, каждый знак препинания выделяя хлопком в ладоши.

— Напишите текст по памяти. (Текст на доске учитель закрывает.)

— Проверьте себя, сверяясь с доской (текст открывается).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.011 с.)