Текст. Микротекст. Микротема. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текст. Микротекст. Микротема.



ИЗЛОЖЕНИЕ, БЛИЗКОЕ К ТЕКСТУ

 

Цели: дать понятие «микротекста» и «микротемы», активизируя уже знакомые понятия «текст» и «тема»; совершенствовать умение излагать мысли в соответствии с темой и планом исходного текста; отрабатывать умение составлять сложный план, вычленяя главное из общего материала микротемы.

О б о р у д о в а н и е: плакат с цитатами: 1) Всегда следует стремиться к прекрасному. (Оноре Бальзак); 2) Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. (М. Горький.); текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Два богача» — на доске.

 

Ход уроков

I. Организационный момент.

— Сегодня урок развития речи. Ваша задача — вспомнить, что такое текст, тема, познакомиться с понятиями «микротема», «микротекст».

 

II. Основная часть урока развития речи.

1. Подготовка к объяснению нового материала.

— Как вы думаете, нужно ли совершенствовать умение красиво излагать свои мысли? Прочитайте цитаты известных писателей. Как вы понимаете смысл этих высказываний? О каких трех языковых понятиях говорил М. Горький? (Тема, средства языка, основная мысль идея произведения.) Это основные понятия, без которых не может быть текста. Вспомните, что называется текстом. Прочитайте записанные на доске предложения. Можно ли назвать их текстом? Почему?

Д.                                                           Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, На призрение старых — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля, и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут — не на что будет соли добыть, похлебку посолить.

— А мы её... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика.

(И.С. Тургенев.)

 

— Перечислите признаки текста. Охарактеризуйте данный текст по тем признакам. (Заглавие (или его возможность), тема, идея; делимость — начало, основная часть, конец; связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.)

Признаки текста можно записать заранее на доске.

 

Объяснение нового материала.

— Определите тему текста. (Богатство материальное и духовное.) Из каких ключевых слов она складывается? (1 — «из громадных своих доходов уделяет тысячи...»; 2 — «... об одном убогом семействе, принявшем сироту-племянницу…»)

— Эти наименьшие составные части темы целого текста Называются микротемами. А часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.

— Запишите определения понятий в тетради.

— Скажите, если бы вы составляли план этого стихотворения в прозе, могли бы использовать данные микротемы в качестве пунктов плана?

В ы в о д:   Пунктов в плане текста не может быть меньше, чем микротем (в сложном плане микротема выступает в роли подпункта).

— Обратите внимание, в тексте содержится два микротекста, раскрывающих микротемы, и два абзаца. Это обстоятельство нужно учитывать при оформлении своих текстов: Каждый микротекст пишется с красной (новой) строки.

 

Подготовка к изложению.

— Прочитайте отрывок из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи» в упражнении 70 учебника «Развитие речи», с. 51.

Учащиеся составляют сложный план коллективно под руководством учителя.

В о з м о ж н ы й   в а р и а н т   п л а н а.

1 Пушкинский заповедник.

2. Тригорский парк:

1) «...свет лежит золотыми полянами на... обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина...»;

2) «...как будто создан для семейных праздников...»

3. Михайловский парк:

1) «...немного угрюм..., высок, молчалив...»;

2) «…Главная прелесть... в обрыве над Соротью и в домике няни...».

4. Петровский парк:

1) «…дом пушкинского деда — строптивого и мрачного Ганнибала…»;

2) «…черен, сыр, зарос лопухами... стонет от гомона лягушек…».

 

— Прочитайте еще раз текст, найдите ключевые слова, то есть слова, наиболее характерные для данной темы. Работайте над каждой микротемой отдельно, а затем над темой в целом. Перескажите текст по пунктам плана.

Прочитайте текст последний раз. Напишите изложение, близкое к исходному тексту.

 

Самостоятельная творческая работа учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.)