I V . Подведение итога урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I V . Подведение итога урока.



— Скажите, что вы вспомнили на сегодняшнем уроке.

 

Домашнее задание: упражнение 33, с. 18. Выполнить только основное задание перед текстом письменно и повторить к следующему уроку материал о словосочетании и простом предложении.

 

Урок 6

СИНТАКСИС

 

Цели: активизировать знания учащихся о том, что изучается в разделе «Синтаксис»; совершенствовать умение различать виды словосочетаний и отличать их от выражений, не являющихся словосочетанием; закрепить умение выделять грамматическую основу предложения и выполнять синтаксический разбор простого предложения.

О б о р у д о в а н и е: плакат «Словосочетание»; карточки для работы с плакатом.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение изученного материала.

Беседа.

— Вспомните что изучается в разделе «Синтаксис».

— Чем отличаются словосочетание и предложение?

Посмотрите на схему. Перенесите ее в тетрадь.

 

 

— Охарактеризуйте словосочетание по этой схеме.

— О цельных словосочетаниях вы узнаете на уроках изучения нового материала.

 

Распределительный диктант.

Учащийся у доски работает самостоятельно, раскладывает карточки со словосочетаниями по конвертам, а все учащиеся в тетрадях записывают под схемой словосочетания, которые диктует учитель.

Ветка дерева; горят огни; с негодованием и гордостью; зарылась в пыль; драгоценный гривенник; пришел, но опоздал; через рощу; дачный поселок; шестьсот пятнадцать; как будто бы.

 

К а р т о ч к и:

1) услышав разговор; 2) а то, кабы; 3) перед обедом; 4) яблоко или груша; 5) не действует на них; б) владелица дачи; 7) повернулся и побежал; 8) пошел снег; 9) вышла на балкон; 10) неопределенные, но заманчивые; 11) глаза щурились; 12) сто пятнадцать.

— Проверьте, как вы справились с заданием, сравнив с правильной записью на доске.

(Учитель открывает заранее подготовленное выполненное задание.)

— А теперь проверьте, как разложил по конвертам свои карточки со словосочетаниями ваш товарищ.

Учащиеся условным знаком (хлопком, поднятым вверх или опущенным большим пальцем) показывают, согласны ли они с тем что он сделал.

 

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 36 на с. 19.

Работа по заданию к упражнению.

— Определите грамматическую основу предложения (мчались потоки). Что называется грамматической основой? Чем могут быть выражены подлежащее и сказуемое?

 

Объяснительный диктант.

1) В синем небе звезды блещут. 2) Владимир начинал сильно беспокоиться. 3) Тут он было вышел, но остановился в дверях. (А.С. Пушкин.) 4) Сытый голодного не разумеет. (Пословица.) 5) Снова что-то зашумело в лесу. (И.С. Тургенев.) 6) С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной. 7) Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий. (А.С. Пушкин.) 8) Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.Я. Маршак.)

Учащиеся выделяют в предложениях грамматическую основу и определяют, чем выражены подлежащее и сказуемое, выполняют синтаксический разбор последнего предложения.

 

Выпишите из записанных предложений все словосочетания, укажите в них главное слово.

                    х           х                                              х                          х                                          х

В синем небе; блещут в небе, сильно беспокоиться; остановился в дверях; не разумеет 

                        х                     х                                х                                                   х                

голодного; снова зашумело; зашумело в лесу; не заговаривал с тех пор; не заговаривал с Татьяной;

                  х            х                       х                          х                                 х                               х

 невидимкою освещает; освещает снег; снег летучий; стучится в дверь; стучится с сумкой; стучит-

                            х           х 

ся ко мне; с толстой сумкой; с сумкой на ремне.

 

I V. Итог урока.

— Какие вопросы вы разобрали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: упражнение 38, с. 19, подготовиться к диктанту.

 

Урок 7

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

РАССВЕТ

Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, на долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубится водяная пыль.

Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

(З. Воскресенская.) (106 слов.)

 

(Текст взят из «Сборника диктантов по пунктуации: 8—9 классы» Т.А. Костяевой, Г.М. Чурикова.)

 

Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:

      I вариант                                  II вариант

1. Выполните морфемный разбор слов:

проглядывает                        разгорается

водопадом                             водяная

 

2. Выполните морфологический разбор слов:

      обращенный к востоку3       сдувает с деревьев3

 

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиреневатый цвет. (Для обоих вариантов.)

 

4. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию

 

Уроки 8—9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.008 с.)