Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Регуляции как основы сохранения психического здоровья
«Шаг навстречу»
Объяснительная записка Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться не только с коррекционной целью для проблемных учащихся, но и для всех школьников, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья. Сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Схема работы по каждой теме предполагает определенную последовательность: 1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком. 2. Расширение представления о понятии и отработка умений. 3. Отработка навыка, включающая задание для родителей. В зависимости от особенностей конкретной группы детей, количество занятий по отработке навыков можно увеличивать или сокращать, но нежелательно нарушать общую структуру. Формирование стрессоустойчивости подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста, поэтому мы считаем целесообразным начинать работу с формирования навыков общения. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию,творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Опыт показывает, что эффективность подобных занятий выше, когда учащиеся ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Он должен служить одним из образцов правильного поведения, которое демонстрируется ученикам. Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе самого занятия или накануне в связи с поступившим запасом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей). Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем другое — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.
Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или же представлять обработку результатов теста индивидуально для каждого в письменном виде. Основные задачи занятий: • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; • развитие умения слушать других людей; • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; • обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания; • снятие негативных импульсов; • формирование позитивной моральной позиции. Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразие содержания, использование большого количества игр, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, — все это создает у ребят положительный эмоциональный фон и вызывает у них желание выполнять предлагаемые задания. На таких занятиях учащиеся имеют возможность не только много двигаться, играя в подвижные игры: «Петухи», «Толкалки без слов», «Да и нет», «Разожми кулак» и др. Игры способствуют снятию напряжения и, в то же время, дисциплинируют, организуют ребят благодаря необходимости выполнять правила. Игры можно проводить как в начале занятия, для привлечения внимания ребят, так и в середине и конце занятия, для закрепления пройденного, поднятия интереса к обсуждаемой теме, снятия напряжения. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях. Младший школьник еще находится на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход, прежде всего, через действие. Поэтому занятия по усвоению культуры поведения проводятся, как правило, в форме сюжетно-ролевых игр. Дети с помощью ведущего воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения и учатся действовать в соответствии с логикой развертывания событий. Ведущий участвует в играх в качестве одного из действующих лиц; особенно важно это при проведении новой игры. Чтобы игры носили творческий характер, руководство игрой младших подростков осуществляется, чаще всего, в форме советов, предложений и помощи в реализации замысла игры.
В процессе проведения занятий ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, и формирует дружеские взаимоотношения среди детей и необходимые личностные качества каждого из них. На занятиях учащиеся выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер. Для достижения развивающего эффекта многие игры и упражнения можно включать в занятия неоднократно и повторять в течение курса. Чтобы предотвратить снижение интереса ребят к выполнению одного и того же упражнения (игры), важно, возвращаясь к одному и тому же заданию, вводить усложнения в знакомые сюжеты. В конце каждого занятия учащиеся получают задания на дом. Нам представляется существенным тот факт, что ребята, получая домашнее задание, имеют возможность обсудить его дома с родителями, закрепить полученные знания и навыки вне школы, подготовиться к восприятию и обсуждению новой темы. На уроках общения у каждого участника имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это необходимо тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на предметных уроках. Мы стараемся, чтобы на наших занятиях каждый ученик мог пережить состояние успешности, обязательное для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность ребят в своих силах, можно ставить перед ними задачи, связанные с преодолением трудностей. Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей. Занятия предполагают определенную взаимосвязь — как в подборе тем, так и в последовательности усвоения учащимися понятий, в приобретении ими навыков общения. Темы занятий могут дублироваться в следу ющем классе с целью закрепления, расширения и углубления понятий в зависимости от особенностей учащихся конкретного класса. Педагоги сами могут определить, какие темы надо дублировать, вводить новые. По отзывам учителей, после уроков психологического развития ученики более активны на других школьных уроках, внимательнее и успешнее справляются с учебными заданиями. Косвенным показателем эффективности данных уроков служит повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности учащихся. Кроме того, представляется важным давать оценку воздействия коррекционно-развивающих занятий с психологом на эмоциональное состояние учеников. С этой целью можно использовать прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя свое настроение на конкретный момент. Сравнение результатов в начале и в конце урока, а также изменение предполагаемой цветовой гаммы на протяжении некоторого времени, позволяло наблюдать изменения эмоционального состояния учеников под влиянием психологических занятий. Так, выбор красного цвета может свидетельствовать о приподнятом, активном настроении; зеленого — о спокойном, уравновешенном; фиолетового — о тревожности, напряженности; оранжевого — о радостном настроении, черного — об унынии и упадке сил.
Проверка эффективности принятых мер (внесение своевременной корректировки по использованию тех или иных методов и рекомендаций, выявление динамики развития) обсуждается на школьных психолого-педагогических консилиумах (ППК). Чтобы успешно решать вопросы социализации и решения социально-эмоциональных проблем подростков, необходим комплексный подход к использованию различных психолого-педагогических средств, включение их в развивающую и воспитательную среду. В противном случае трудно рассчитывать на успех. Литература: Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. Тематический план занятий с учащимися 1 класса по программе «Шаг навстречу» Раздел 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.255.234 (0.009 с.) |