Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексический состав языка в динамическом аспекте.
Устаревшие и новые слова Контрольные вопросы 1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние факто- ры, определяющие изменения в языке (прежде всего в лексике). 2. Что такое активный и пассивный состав лексики? 3. Назовите типы и функции устаревших слов. 4. Охарактеризуйте новые слова, их типы. Что такое «потен- циальные слова»? 5. Расскажите о следующих активных процессах в современ- ном русском языке: перераспределение лексики активно- го/пассивного употребления, образование новых слов (пути их воз- никновения). 6. Познакомьтесь со статьей М.Н. Эпштейна «Типы новых слов: Опыт классификации». Какие новые типы новых слов пред- лагает выделять автор? 7. Какие словари новых слов существуют?
Задания 1. Объясните значение устаревших слов, определите их тип и подтип (для архаизмов) Армяк, вече, вкупе, виктория, выя, грамота, десятина, десница, епанча, забрало, кулак, опричник, огниво, сей, прод- налог, редут, буки, скрижаль, стольник, сонм, смерд, тать, титло, челобитная, алкать, балтический, врачевать, вития, зеница, позор, понеже, препятство, ристалище, шуйца, юдоль, купец, льзя, призирать, позор. 2. Среди новых слов много заимствованных. Проанализируй- те следующие слова по схеме: • Сфера употребления • Точное значение (по словарям новых слов или по со- четаемости) • Причины заимствования • Степень адаптации к системе русского языка • Прогноз относительно судьбы данного слова Секьюрити, мониторинг, прайм-тайм, паркинг, тату- аж, гламур, креатив, экстрим, SPA, бейджик, ресепшен, пи- ар, VIP, офис-менеджер, мерчендайзер, месседж, киднеп- пинг, экзит-пул, гастарбайтер, контент, винтаж, имхо. 3. Выпишите из свежих газет 10 слов, которые вы относите к неологизмам, поясните их значение (с помощью словарей или с помощью контекста). Каким путем они возникли: словообразова- ние, заимствование слова, развитие нового значения? Насколько они, на ваш взгляд, освоены русским языком? Есть ли в тексте разъяснение их смысла (если да, то каким образом)? 4. Разбейте следующие слова на четыре группы: 1) новая лек- сика, представленная в словарях последнего десятилетия; 2) лекси- ка, в последнее десятилетие претерпевшая стилистические, семан- тические, сочетаемостные или оценочные изменения; 3) лексика, вернувшаяся из периферии языка; 4) лексика, уходящая или ушед- шая из активного употребления. Определите их значение.
Пионер, архиерей, озвучить, банкир, бартер, безнало- говый, олигарх, бюджетник, валютчик, взломать, прогимна- зия, грант, губернатор, гуманитарный, икона, лицей, невы- ездной, негатив, неправительственный, папарацци, пиар, пи- ратский, пятак, пятилетка, ролик, рублевый, рынок, сайт, самиздат, сериальный, силовой, слоган, соцлагерь, талон, тестирование, ток-шоу, топ, уравниловка, шефствовать, чат, ЕГЭ. 5. К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти», основанной на наблюдениях за детской речью, утверждает, что «у двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны». В приведенных примерах най- дите созданные детьми окказиональные слова, которые зафиксиро- вал К. Чуковский. Что данные слова означают и что послужило ос- новой их возникновения? Исправьте примеры детской речи. 1) Трехлетняя Наташа: // – Спой мне, мама, баюльную песню. 2) – Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы. 3) – У мамы сердечко болело, и она пила болерьянку. 4) Прищемив себе руку дверью, ребенок кричит: // – Ай, задверил руку! 5) – Расширокайтесь!.. Расширокайтесь!.. – кричала своим гостям четырехлетняя девочка, требуя, чтобы они расступи- лись. 6) – Я сижу и отмухиваюсь. Сижу и отмухиваюсь. 7) Ребенок впервые очутился на даче. На соседних дачах и справа и слева лают весь вечер собаки. Он с удивлением спрашивает: // – Что это там за перелай такой? 8) Деревен- ской девочке сказали, что мы собираемся в лес, она спросила: // – Всколькером? 9) – Майя, что ты делаешь? – Я заключаю дверь. 10) – Мама сердится, но быстро удобряется. 11) – Что у тебя в голове? Сено?! А если мозги, так уж очень недодумчи- вые. 12) С сыном Эдиком мы приехали в Вильнюс. Это было в 1947 году. Тогда у вокзала стояло много извозчиков <…>. Указав на дрожки, он с восторгом воскликнул: // – Смотри, па- па, лошадист поехал. 13) – Звезды – это салютинки, которые за небо зацепились. 14) – Это – подмышки, а где же подкошки?
15) Женщине, которая вымыла голову и уничтожила следы за- вивки, один киевский мальчик сказал: // – Вы вчера были кур- чавая, а сегодня торчавая. 16) – Мамочка, – спросил Сережа, – а мамонты теперь бывают? // – Нет, деточка, мамонтов давно уже нет. // Сережа задумался. // – А папонты есть? 6. Ознакомьтесь с материалами сетевого проекта «Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна». Приведите примеры слов, созданных автором и читателями. Как вы относитесь к проек- ту и как оцениваете жизнеспособность этих слов? http://redirect. subscribe.ru/linguistics.lexicon,2503/20070128190518/7410=t=4979/m 728121/-/old.russ.ru/antolog/intelnet/bio.html Литература Основная 1. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. § 54–58. 2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003. С. 142–159. 3. Кузнецова Э.В. Лексикология современного русского язы- ка. М., 1989. Гл. X. 4. Эпштейн М.Н. Типы новых слов: Опыт классификации (см. приложение 7).
Дополнительная 1. Земская Е.А. Активные процессы современного словопро- изводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). – М., 1996. – С. 90–140. 2. Какорина Е.В. Трансформации лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995). М., 1996. С. 67–78. 3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (см. статьи: Неологизм, Окказионализм, Устаревшее слово, Арха- изм). 4. Электронная энциклопедия Кругосвет (Неологизм, Окка- зионализм, Устаревшее слово, Архаизм). URL: http://www. krugosvet.ru, свободный. 5. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М., 1973. 6. Лопатин В.В. Рождение слова. Неологизмы и окказио- нальные образования. М., 1973.
Тема 15
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.012 с.) |