Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности парадигматических отношений в лексике
(по Д.Н. Шмелеву) Неоднолинейность. Противопоставление внутри парадигмы может идти не по одному признаку. Так, канал «море и по проис- хождению, и по форме. С другой стороны, река, водопад, ключ про- тивопоставлены все вместе морю, озеру, пруду, водохранилищу по признаку ‘направленность течения воды’. С третьей, река «ручью только по размеру (ср. фонологические оппозиции). Многоступенчатость. Ряд последовательных парадигм раз- ных ступеней. Береза – ель – сосна (‘дерево’). Дерево – куст – цветок (‘растение’). Растение – животное (‘органическая природа’) и т. д. Парадигматические отношения между единицами языка представлены минимальными объединениями слов – словесными оппозициями – и максимальными – классами слов, семантическими полями, лексико-семантическими группами (ЛСГ). Семантическое поле – множество слов, соотнесенных с од- ной понятийной областью. При этом каждое слово получает смысл только как часть всего поля. Примеры семантических полей: поле времени, оценок, имен родства, цветообозначений, имен характе- ров, глаголов побуждения и т. п. Границы таких полей лишены четкости, в них включены слова разных частей речи, которые мо- гут быть представлены прямыми оппозициями, а могут соотно- ситься только ассоциативно. Ср. семантическое поле «болезнь»: бо- леть, боль, здоровье, температура, грипп, лихорадка, врач, больница и т. п. Особенность поля: наличие ядра и периферии. Ядро – слова, в которых наиболее ярко проявлен общий семантический признак, периферия – слова, в которых этот признак менее ярок и которые могут принадлежать и другим семантическим полям (находятся на их пересечении): названия болезней могут быть отнесены к СП ‘ здо- ровье ’, ‘ состояние человека ’ и т. п.). Таким образом, всю лексику можно представить себе в виде непрерывных семантических полей, граничащих и перекрывающих друг друга (вспомните правило шес- ти шагов Ю.Н. Караулова). Итак, общие свойства семантических полей (по И.М. Кобозе- вой): 1) относительная автономность самого поля; 2) непрерывность обозначения его смыслового пространства; 3) наличие семантических отношений (корреляций) между составляющими его словами; 4) системный характер этих отношений; 5) взаимозависимость и взаимоопределяемость лексических единиц – компонентов поля;
6) взаимосвязь семантических полей в пределах всей лекси- ко-семантической системы – всего словаря. ЛСГ (лексико-семантическая группа) – семантическое поле небольшого объема. ЛСГ принято выделять в рамках одной части речи (ЛСГ «названия болезней», ЛСГ «симптомы болезни» внутри семантического поля «болезнь»). ЛСГ – группы слов, связанных общностью категориально-лексической семы. Отличие категори- ально-лексических сем от всех других состоит в том, что они явля- ются также достаточно общими (‘предметность’, ‘действие’), но не имеют формальных показателей. Особенности ЛСГ (по Э.В. Кузнецовой): 1) Иерархическое строение. Единая категориально-лекси- ческая сема уточняется с помощью дифференциальных сем в каж- дом слове. Существенная особенность – повторяемость, однотип- ность дифференциальных сем (Э.В. Кузнецова пишет, что катего- риальная сема «задает» аспекты своего уточнения). Таким образом, все элементы ЛСГ связаны с базовым, опорным словом (содержат архисему). 2) Сходство словообразовательных возможностей: в рамках одной ЛСГ реализуются определенные словообразовательные мо- дели. Ср. ЛСГ ‘части тела ’: все слова а) сочетаются с приставкой без (безгубый, безрукий); в) образуют слова способом сложения (бледнолицый, синеглазый). 3) Сходство сочетаемости – и лексической, и синтаксической (однотипность синтагматических характеристик). Так, все слова с семантическим компонентом ‘обувь’ сочетаются с глаголами обуть, разуть. 4) Регулярная многозначность: у слов, семантически сходных по основным значениям, развиваются одинаковые вторичные зна- чения. Горячий, холодный, теплый – о температуре и о приеме, дружеских отношениях. В результате слова одной ЛСГ как бы пе- ресекаются друг с другом на уровне своих вторичных значений, становясь функционально-эквивалентными. Синтагматические отношения (греч. syn-tagma – вместе по- строенное, соединенное) основаны на линейном характере речи, это последовательность любых языковых элементов, образующих в речи в совокупности более сложные единицы. В лексике синтагма = сло- восочетанию, синтагматика = сочетаемости. Вспомним разграниче- ние двух статусов слова: слово в языке / слово в речи (слово-онома- тема / слово-синтагма). В языке – слово-ономатема, т. е. совокуп- ность форм и значений. В речи – слово-синтагма, содержание кото- рой – актуальный смысл. Реализация значения многозначного слова- ономатемы в речи проходит два этапа: семантическое варьирова- ние (выбор одного из нескольких ЛСВ многозначного слова) и сем- ное варьирование – корректировку семного состава словарного зна- чения в соответствии с коммуникативной ситуацией и контекстом.
Соответственно двум статусам слова (слово-ономатема и сло- во-синтагма) обычно различают валентность и сочетаемость. Валентность – потенциальная сочетаемость, свойство слова- ономатемы. Сочетаемость – реализованная валентность, харак- терная для слова-синтагмы. Сочетаемость – это информация о требованиях, которые предъявляет слово А к слову В, синтак- сически связанному со словом А. Три вида сочетаемости (по Ю.Д. Апресяну): морфо-синтакси- ческая сочетаемость слова А (информация о части речи слова В и о его грамматической форме), семантическая (информация о том, какими семантическими признаками должно обладать слово В, синтаксически связанное со словом А) и лексическая (информация о том, каким должно быть слово В). Основной закон лексической синтагматики – закон семан- тического согласования (согласования смыслов), который требует, чтобы сочетающиеся слова имели в своих значениях общие (явные или скрытые) семантические компоненты (синтагмемы). Закон ре- гулирует правильное понимание: выбирается такое осмысление, при котором повторяемость сем была бы максимальной. По сути, понимание переносного значения есть восстановление повторяемо- сти сем, семантической сочетаемости: первая ракетка мира (син- тагмема ‘о человеке’); вчера правительство говорило о борьбе с инфляцией (‘способность говорить’). Этот закон способствует от- бору значений многозначного слова. Синтагматика – важнейший показатель и стимулятор разви- тия новых значений в слове. Новое значение требует новой соче- таемости, но и нестандартная сочетаемость – сигнал нового значе- ния. Новое значение может быть и фактом языка, и фактом речи, не создающим новых значений. Третий тип системных отношений в лексике (наряду с син- тагматическим и парадигматическим) – так называемые дериваци- онные (мотивационные) отношения (лат. derivatio – образование, отведение). Это отношения производности слова. Деривация в са- мом общем смысле – процесс образования одних языковых единиц на базе других. Семантическая деривация – возникновение нового значения (лопух1 ® лопух2), формальная деривация – возникнове- ние нового слова (лопух1 ® лопушиный, лопух2 ® лопухнуться (жарг.). Результат деривации – появление мотивированных единиц (мотиватором которых является исходная), поэтому деривацион- ные отношения иначе могут быть названы мотивационными. Важно отметить, что формальная и семантическая мотивация слова связаны: если изменяется значение (процесс семантической дери- вации), то и у родственных (словообразовательно мотивированных слов) тоже с большой вероятностью изменится значение. Ср. Пы- лать1 – ‘гореть’ (огонь пылает в камине) ® пылать2 – ‘испыты- вать сильное чувство’ (пылать любовью, страстью). То же самое у словообразовательно (формально) производных: пыл, пылающий. Это обстоятельство дает основание сделать вывод: внутренние и внешние мотивационные моменты в слове сливаются в единую, глубинную ось характеристики значений, которую Д.Н. Шмелев назвал третьим измерением лексики.
В языке (лексике) происходит непрерывный деривационно- мотивационный процесс (Н.Д. Голев): с одной стороны, действует тенденция к немотивации (стиранию ВФ слова), с другой – тенден- ция к мотивации. Слово рождается с живой ВФ, которая необходи- мо стирается в процессе коммуникации, поскольку препятствует процессу мышления. Однако постоянно и в разговорной речи, и в художественной речи происходит обратный процесс – восстанов- ление ВФ (реальной или вымышленной – народная и поэтическая этимология).
Контрольные вопросы 1. Дайте определение парадигматических отношений единиц языка. В чем специфика лексической парадигматики? 2. Охарактеризуйте основные типы парадигматических от- ношений слов: синонимию, антонимию, паронимию, гипонимию, меронимию, конверсию. 3. Специфика синтагматических и деривационных (мотива- ционных) отношений в лексике.
Задания 1. Найдите в тексте все слова, связанные разными типами па- радигматических отношений. Лукашенко справит инаугурацию по-домашнему (потому что зарубежные гости на неё не поехали) Сегодня в белорусской столице состоится инаугурация Александра Лукашенко. Власть (случайно или намеренно?) проведет церемонию на Октябрьской площади, где ещё вчера стоял палаточный лагерь оппозиции. Сначала Батька проше- ствует по особой 200-метровой красной ковровой дорожке, принесет присягу на специальном экземпляре конституции, произнесет речь. Потом по мостовой промаршируют войска. Военные всех званий (солдаты, офицеры, сержанты и стар- шины) и всех родов войск (воздушных, морских и сухопут- ных) эффектно пройдут по брусчатке, эффективно демонст- рируя силу и мощь независимого государства. И будут флаги развеваться, а бронзовые наконечники сверкать на солнце (если, конечно, его не закроют тучи). Словом, с «новым» пре- зидентом всё пройдет по старому сценарию. 2. Из приведенных ниже слов выберите подходящее и по- ставьте его в нужной форме вместо многоточия. Назовите пара- дигматическое отношение, связывающее его с некоторыми словами во фразе и определяющее его уместность.
а) У меня есть несколько знакомых юристов: один про- курор и два… (адвокат, бандит, милиционер, охранник, тю- ремщик). б) Он мне после этого не друг, а самый настоящий (враг, приятель, родственник, товарищ, человек). в) Он педант и ненавидит любую неточность и… (акку- ратность, мысль, неаккуратность, поступок, точность). г) Дерево состоит из корней, ствола и… (зелень, крона, пальма, растение). д) Хотя он мне давно не начальник, я всё ещё ощущаю себя его… (босс, друг, нижестоящий, племянник, подчинен- ный). (Примеры из: М.А. Кронгауз. Семантика. Задачи. Зада- ния. Тесты. М., 2006.) 3. Какое лексико-семантическое явление (полисемия, омони- мия, паронимия, синонимия, меронимия, антонимия, конверсия, гипонимия) представлено следующими парами слов? 1) бережный – бережливый; 2) бережливый – экономный; 3) экономный (хозяин) – экономный (образ жизни); 4) чувство – сострадание; 5) править (государством) – править (ошибки); 6) правые – левые (о политических взглядах, политиче- ских партиях); 7) продавать – покупать; 8) собака – хвост. 4. В предложении Трубы передовой колонны играют марш все слова многозначны. Объясните, как при отборе значений для этого предложения действует семантический закон сочетаемости, охарактеризованный Ю.Д. Апресяном. Как этот же закон «работа- ет» при понимании метафоры? Прокомментируйте с этой точки зрения предложение Причин для «выздоровления» доллара в этом году нет, хотя специалисты утверждают, что «реанимация» бак- са через пару лет вполне возможна и «зеленый» снова начнет на- бирать в весе. 5. У ряда слов в современном русском языке расширилась сочетаемость. Проанализируйте приведенные примеры и установи- те, как изменилось их лексическое значение: Успешный человек, бизнесмен; отдых по бюджетным ценам, бюджетная квартира; комфортные отношения, мне с ним ком- фортно; гуманитарные продукты; рублевая зона; валютный биз- нес, валютная проститутка; информационная война, информацион- ное поле, информационное пространство; элитная школа, элитная недвижимость. 6. Л.Ю. Максимов установил следующую закономерность: чем слабее синтагматические связи слова в речи, тем богаче спектр ассоциаций, которые оно вызывает, и наоборот. Почему, на ваш взгляд, так происходит? Чем различаются два фрагмента? 1) Сейчас ночь. На улице горит фонарь над аптекой. 2) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Проанализируйте механизмы языковой игры в стихотворе- нии О. Молоткова «Человеческая комедия», учитывая своеобразие репрезентации парадигматических и синтагматических связей слов в именительном падеже. Попробуйте создать свои тексты на лю- бую тему, поэтические или прозаические, основанные на тех же принципах. Мама, сказка, каша, кошка, книжка, яркая обложка, Буратино, Карабас, ранец, школа, первый класс, грязь в тетради, тройка, двойка, папа, крик, головомойка, лето, труд, колхоз, солома, осень, сбор металлолома, Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом, Ганнибал, Наполеон, Менделеев, Герострат,
бал прощальный, аттестат, институт, экзамен, нервы, конкурс, лекция, курс первый, тренировки, семинары, песни, танцы, тары-бары, прочность знаний, чет-нечет, радость, сессия, зачет, целина, жара, работа, волейбол, газета, фото, общежитье, взятка, мизер, кинотеатр, телевизор, карандаш, лопата, лом, пятый курс, проект, диплом, отпуск, море, пароход, по Кавказу турпоход, кульман, шеф, конец квартала, цех, участок, план по валу, ЖСК, гараж, квартира, теща, юмор и сатира, детский сад, велосипед, шашки, шахматы, сосед, шашлыки, рыбалка, лодка, раки, пиво, вобла, водка, сердце, печень, лишний вес, возраст, пенсия, собес, юбилей, банкет, награда, речи, памятник, ограда.
7. Какую тенденцию в плане мотивации демонстрируют на- звания цвета предметов декоративной косметики (помада, лак для ногтей) в одном из современных каталогов: ягодный чизкейк, зем- ляничный крем, клубничный мусс, мраморная роза, снежок, кремо- вый мокко, сладкая корица. Можно ли, на ваш взгляд, догадаться о цвете продукта? Что при выборе наименования важно для состави- телей каталога? 8. Какой процесс демонстрируют распространенные в разго- ворной речи шутливые преобразования слов: филолух, метеоролух, импузантность, общежутие, интём, дефектив, брехинг, чубаучер, прихватизация, демокрады, истребьютер и под.? 9. Продемонстрируйте все три типа системных отношений на примере многозначного слова легкий (первые пять значений по МАС). Укажите парадигматические, синтагматические и дериваци- онные связи каждого лексико-семантического варианта. Образец Короткий. 1. Небольшой в длину. Парадигматические отношения: антоним длинный. Синтагматические отношения: короткие волосы, пальто. Деривационные отношения: короткий – укоротить (формальная мотивированность).
2. Непродолжительный по времени. Парадигматические отношения: синонимы недолгий, краткий, антоним – долгий. Синтагматические отношения: короткое время, лето, встреча. Деривационные отношения: краткосрочный, сокра- тить (пребывание) – формальная мотивированность; корот- кий2 (день) ← короткий1 (пиджак) – семантическая мотивация.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.033 с.) |