Тема 3. 3. Проект «пролетарской культуры» как реализация философии авангарда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 3. Проект «пролетарской культуры» как реализация философии авангарда



Содержание учебного материала

1.Истоки революционного романтизма, его художественные символы в 1917-1920 годов. Роль авангардизма и конструктивизма как фантомов "нового искусства". Образы "монументальной пропаганды" (Н.И. Альтман, В.Е. Татлин). Истоки новой символики бытовой культуры. Газета и литературное творчество. Функции политического плаката, частушки, лозунга, механизм формирования массовой культуры. Окна "Роста", "Серапионовы братья", "Лефовцы". "Театр революции". Феномен политического плаката Гражданской войны.

2.Диалог коммунистической власти и деятелей культуры в 1920-е гг. План "монументальной пропаганды" как попытка проведения культурной политики новой государственной власти. Идея "новой пролетарской культуры" в понимании партийного руководства и творческой интеллигенции. Деятельность Академии Художественных наук. Эстетические теории Г.Г. Шпета. Создание органов контроля за культурой и органов управления культурой. Главлит. Агитпроп.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет

Раздел 4 Советская модель тоталитарной культуры.

 Тема 4.1.Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.

Содержание учебного материала

1.Проблема культурного наследования в ситуации цивилизационного сдвига. Дискуссии о будущем отечественной культуры в контексте социально-политической переструктуризации общества. Партийно-государственная программа становления новой "пролетарской культуры" в 20-30-х годах и механизм ее осуществления. Процесс идеологизации и милитаризации культуры. Перелом в общественных науках 1924-1927 годов. Принцип "культурной селекции" как механизм формирования классовой культуры. Антирелигиозное движение и культурный выбор Русской православной церкви.

2."Культурный НЭП" и огосударствление культурного процесса. Идея управления культурой. Цензурная политика и появление альтернативных культурных тенденций. Сталинская культурная революция 1928-1932 годов, "большевизация" официальной культуры. Мифологизация истории и культуры, создание социокультурных мифов в общественном сознании. Централизация в управлении культурой. От АХРР, ОСТ и организации "Четыре искусства" до монопольных творческих союзов. Трансформация интеллигенции по социальному происхождению, образованности, ценностным ориентациям. Писательский съезд 1935 года.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет

Тема 4.2. Сюжеты, герои и мифология советской культуры

Содержание учебного материала

1.Героическая и "вождистская" тема в советском изобразительном искусстве 20-30 годов. Тенденция монументализма и сакрализации образов. Изменение архитектурно-художественного облика Москвы. Демократизация просветительской работы. Партийно-государственная программа распространения грамотности, образования, культуры; сближение культуры деревни и города. Распространение массовой бытовой культуры, роль кино, ритуализация новых праздников.

2.Структура русской литературы в 1920-50 годы: от А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака до А.М. Горького и А.А. Фадеева. Образы нового мира в произведениях Е.И. Замятина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама. Выпадение художественной культуры из европейских стилевых тенденций. Новые нравственные принципы и героические образы "социалистического реализма" (Н.А. Островский, М.М. Штраух, М.А. Шолохов и др.). Агрессивное внедрение социальных мифов и коммунистических нравственных ценностей в общественное сознание. Технократические приоритеты в оценках культуры. Стереотипы и догмы тоталитарного сознания. Феномен "советского кино" 30-х годов. Ментальные изменения в личности "советского человека".

3.Искусство 30-40-х г.г. Поворот от беспредметного искусства к изобразительности – соцреализм. Реабилитация станковой формы живописи. Формирование портрет нового человека – герои труда, выдающиеся ученые, деятели культуры. Художники – М. Нестеров, А. Дейнеко. Разработка промышленного и городского пейзажа. Формирование национальных изобразительных школ. Архитектура 30-х г.г. – ампир – торжественный и помпезный, выражающий идею всевластия государства и партии. (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен). Идейность-черта официально признаваемого искусства – создание «образа вождя». Художники – Александр Герасимов, Василий Ефанов.

4.Годы ВОВ – графика,плакат, карикатура, фронтовая зарисовка. Живопись – Аркадий Пластов, Сергей Герасимов. Укрепление центростремительных сил в национальной культуре в результате военных и политических потрясений 1930-50 годов, формирование приоритета целостности культуры. Выделение "военного" направления в литературе и живописи. "Ждановские" репрессии против культуры, механизм культурной политики тоталитаризма. Судьбы Д.Д. Шостаковича, М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой и др. Послевоенное время. Скульптура мемориалы воинской славы. (Евгений Вучетич). 1947 год-создание Академии художеств СССР. Соцреализм остается главным течение советского искусства. Александр Лактионов, Федор Решетников. Разрыв между Отечественной культурой послевоенного времени и мировыми тенденциями в культуре. Неформальное искусство СССР (после 1953 г.). Художники - Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Оскар Рабин и др. Скульптура-Эрнст Неизвестный. Искусство 60-х г.г.- «суровый стиль» - основная тема- суровая окопная правда войны, напряженный труд.(Евсей Моисеенко, Гелий Коржев, Таир Салахов, Виктор Иванов, Андрей Васнецов).Противоположности - «Манежная живопись» и неформальная живопись. Соц – арт (Виталий Комар, Александр Меламид)..Экспрессионизм- Лев Кропивницкий, Олег Целков. Концептуализм-Илья Кабаков.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на темы:

«Великая Отечественная война и духовно-нравственные изменения русского общества».

«Декабризм и его последствия для отечественной культуры. Программа единства самодержавия, православия и народности».

«Мысль России: культурологические программы славянофилов и западников. Расцвет отечественной науки»

«Слово России: расцвет русской литературы и искусства»

«Основная идея эпохи - освобождение крестьян в сознании элиты и народа»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.005 с.)