Тема 2.2. Просвещение и просветители в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.2. Просвещение и просветители в России



Содержание учебного материала   

1.Противостояние новых и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понятие "просвещенный абсолютизм" в культурологической компаративистике. Характер европейских связей России, цивилизационное сходство и различие. Варианты европейского светского образования в екатерининское время. Устав народных училищ 1786 г. Роль Церкви в распространении и содержании образования и просветительства. Просветительская деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Появление периодических изданий и сатирической журналистики. Развитие книжного дела, европейские авторы в России. Н.М. Карамзин об итогах русского просветительства.

2.Новые сюжеты в общественной мысли и появление общественных интересов. Идеология "деятельного человеколюбия", судьба идей французской революции и масонства в русском образованном обществе. Формирование просветительства как направления общественной мысли. Соотношение понятий "просветительство", "Просвещение", просветители. Изменения в материально-бытовой и промышленной сфере культуры, их влияние на национальную психологию и духовную жизнь.

 Идеал служения Отечеству. Ценность военно-имперских символов в культуре нового времени (атрибутика новой армии, система орденов и т.д.). Динамизм изменений в культуре дворянства, значимость "женского начала" в культуре XYIII в. Создание альтернативных истоков для русского Просвещения как итог "культурного переворота" начала XYIII века.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т.2.2. «Просвещение и просветители в России». Анализ литературных произведений XVIII в.

Тема 2.3. Искусство XVIII века - архитектура, скульптура, живопись

Содержание учебного материала

1.Новые формы и жанры искусства-архитектуры, живописи, скульптуры, театра. Ордер – основа архитектуры Санкт- Петербурга. Четкая планировка новой столицы и выдающиеся памятники архитектуры – Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Воскресенский собор Смольного монастыря(арх. Франческо Бартоломео Растрелли), Зимний дворец Петра Первого (арх. Доменико Трезини) и др. Русская культура в период правления Екатерины Второй. Продолжение дела. Петра. Классицизм в русской культуре 2 пол. XVIII века.

2.Литература – классицизм - А. Сумароков, Д. Фонвизин. Сентиментализм (конец 18 века) – Г. Державин, И. Крылов, А. Радищев, Н.М. Карамзин и его роль в формировании общенародного русского разговорного языка. Архитектура (2 пол. XVIII века) – классицизм. Городской ансамбль в архитектуре классицизма. А. Кокоринов и Ж.-Б.Валлен-Деламот (Академия художеств в Петербурге). Антон Ринальди - Мраморный дворец в Петербурге, Дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме. Ю.Фельтен – Оформление набережной Невы, Ограда Летнего Сада в Петербурге, Малый, Большой Эрмитаж в Петербурге. Эрмитажный театр(арх. Джакомо Кваренги). Василий Иванович Баженов – Каменноостровский дворец, Арсенал в Петербурге, дворцовый ансамбль в Царицыне под Москвой, дом Пашкова в Москве. Иван Егорович Старов – Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Петербурге. Чарльз Камерон – Царскосельский дворец (Камеронова галерея), дворец и парк в Павловске. Джакомо Кваренги-Петербург-Смольный и Екатерининский институты, здание Академии наук на набережной Невы, Александровский дворец в Царском Селе. Матвей Федорович Казаков-Сенат в Кремле, Московское дворянское собрание, здание Московского университета.

3.Стили архитектуры конца XVIII века – параллельно с классицизмом в России существовали - «шинуазри» (китайщина) – А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме и «тюркери»(туретчина).Живопись-расцвет портрета. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, А. Антропов, Владимир Боровиковский и др. Скульптура классицизма в России – Федор Иванович Шубин (портреты Румянцева, Потемкина, Голицына, Шереметьева, Ломоносова и др.), Ф. Гордеев, И. Мартос, Ф. Щедрин, М. Козловский и др. «Медный всадник» (Э. Фальконе)

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.2.«Искусство XVIII века - архитектура, скульптура, живопись» Творческое задание: исследовать особенности русского и западного классицизма. Сообщения по вопросам культуры Красноярского края в древности. (Хакасия, Тыва)

Тема 2.4. Ампир и романтизм

Содержание учебного материала

1.Русский высокий классицизм (ампир) - архитектура и скульптура. Архитектура русского ампира – Андрей Воронихин (Казанский собор в Петербурге, Горный институт. Андреян Захаров (Адмиралтейство в Петербурге – реконструкция). Тома де Томон (Биржа на стрелке Васильевского острова в Петербурге). Карл Иванович Росси (здание Главного щтаба на Дворцовой площади в Петербурге, ансамбль Александринского театра в Петербурге, ансамбль Михайловского дворца в Петербурге, здания Синода и Сената в Петербурге).

2.В.П.Стасов (Казармы Павловского полка на Марсовом поле в Петербурге).Огюст Монферран (Исаакиевский собор в Петербурге - классицизм с элементами барокко и ренессанса).Скульптура классицизма – Иван Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, скульптуры и рельефы для Казанского собора в Петербурге). Б.Орловский (памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге).Живопись начала XIX века в России – романтизм-Орест Кипренский, Василий Кипренский, Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Александр Андреевич Иванов. Русский бытовой жанр-Алексей Венецианов, Павел Федотов.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.4. «Ампир и романтизм»

Составить сравнительную таблицу характеристик стиля Барокко и Классицизма



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.008 с.)