ОП. 02 История отечественной культуры. ОП. 02 История отечественной культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОП. 02 История отечественной культуры. ОП. 02 История отечественной культуры



ОП.02 История отечественной культуры

Методические указания и контрольные задания

Для обучающихся на заочном отделении

Специальности 51.02.02  Социально-культурная деятельность

(по видам)

 

Минусинск

2020

 

 

Одобрено предметно-цикловой комиссией ОГСЭ

Протокол № _________

«____» __________ 20____г.

 

Председатель ПЦК                                            ________________ О.Г.Косова

 

 

Зам. директора по учебно - методической работе      _____________ Т.В. Сас

 

 

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой

по дисциплине ОП.02 История отечественной культуры

по специальности  51.02.02. Социально-культурная деятельность (по видам)

 

 

Разработчик:

Иванова Ирина Павловна, преподаватель высшей квалификационной категории; кандидат культурологии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ   3
  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
5
  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
15
4. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 20
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ 23

 

ПАСПОРТ

 

Область применения

          Методические указания и контрольные задания по дисциплине ОП.02 История отечественной культуры разработаны с целью оказания помощи обучающихся на заочном отделении в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Задачи методических указаний:

- изложение рациональных методов самостоятельного изучения дисциплины;

- методические рекомендации по выполнению контрольных работ.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл. Общепрофессиональные дисциплины.

 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- применять знания истории отечественной культуры в работе с творческим коллективом;

- сохранять культурное наследие региона;

знать:

- понятие, виды и формы культуры;

- значение и место отечественной культуры, как части мировой культуры;

- основные этапы истории отечественной культуры

- выдающихся деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной культуры   

Изучение дисциплины ОП.02 История отечественной культуры способствует формированию следующих компетенций:

 

Код Наименование результата обучения
ОК 1  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.  
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.  
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

 

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 158 часа, в том числе:

обзорные лекции -  110 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 48 часов.

 

Дисциплина изучается в 3-5 семестрах.

Формы промежуточной аттестации:

Зачет – 3,4 семестр

Экзамен - 5 семестр.

В течение всего срока обучения обучающиеся выполняют 2 контрольные работы в  3, 4 семестрах.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Самостоятельная работа обучающихся

 Конспектирование литературы по т.1.2 «Храмовая архитектура». Самостоятельное изучение компьютерного варианта лекции. Подготовка презентации по древней архитектуре Руси

Содержание учебного материала

Великие иконописцы - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и Симон Ушаков. Великие школы живописи (иконописи). Живопись - фрески и иконы. Андрей Рублев и его иконы («Троица» и др.- шедевры мировой живописи.).

Русский высокий иконостас.

Дионисий – продолжатель традиций московской школы живописи.

Иконы XVI-XVII веков. Иконографический канон и усиление декоративного оформления икон. Прокопий Чирин, Назарий Савин, Степан Арефьев и т.н. мастера «Строгановского письма».

Иконы конца XVII века. Влияние барокко (голубые и розовые тона). Мастер – Симон Ушаков.

 Использование масляных красок. История создания Московского Кремля и знаменитые его памятники.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т.1.3. «Живопись - иконография». Творческое задание: подобрать примеры по теме, иллюстрирующие культурные нормы и традиции. Подготовка к тесту

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т.2.1. «Влияние петровских преобразований на развитие культуры в XVIII в». Анализ литературных произведений XVIIIв.

Содержание учебного материала   

1.Противостояние новых и традиционных духовно-нравственных ценностей. Понятие "просвещенный абсолютизм" в культурологической компаративистике. Характер европейских связей России, цивилизационное сходство и различие. Варианты европейского светского образования в екатерининское время. Устав народных училищ 1786 г. Роль Церкви в распространении и содержании образования и просветительства. Просветительская деятельность Н.И. Новикова и А.Н. Радищева. Появление периодических изданий и сатирической журналистики. Развитие книжного дела, европейские авторы в России. Н.М. Карамзин об итогах русского просветительства.

2.Новые сюжеты в общественной мысли и появление общественных интересов. Идеология "деятельного человеколюбия", судьба идей французской революции и масонства в русском образованном обществе. Формирование просветительства как направления общественной мысли. Соотношение понятий "просветительство", "Просвещение", просветители. Изменения в материально-бытовой и промышленной сфере культуры, их влияние на национальную психологию и духовную жизнь.

 Идеал служения Отечеству. Ценность военно-имперских символов в культуре нового времени (атрибутика новой армии, система орденов и т.д.). Динамизм изменений в культуре дворянства, значимость "женского начала" в культуре XYIII в. Создание альтернативных истоков для русского Просвещения как итог "культурного переворота" начала XYIII века.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т.2.2. «Просвещение и просветители в России». Анализ литературных произведений XVIII в.

Содержание учебного материала

1.Новые формы и жанры искусства-архитектуры, живописи, скульптуры, театра. Ордер – основа архитектуры Санкт- Петербурга. Четкая планировка новой столицы и выдающиеся памятники архитектуры – Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Воскресенский собор Смольного монастыря(арх. Франческо Бартоломео Растрелли), Зимний дворец Петра Первого (арх. Доменико Трезини) и др. Русская культура в период правления Екатерины Второй. Продолжение дела. Петра. Классицизм в русской культуре 2 пол. XVIII века.

2.Литература – классицизм - А. Сумароков, Д. Фонвизин. Сентиментализм (конец 18 века) – Г. Державин, И. Крылов, А. Радищев, Н.М. Карамзин и его роль в формировании общенародного русского разговорного языка. Архитектура (2 пол. XVIII века) – классицизм. Городской ансамбль в архитектуре классицизма. А. Кокоринов и Ж.-Б.Валлен-Деламот (Академия художеств в Петербурге). Антон Ринальди - Мраморный дворец в Петербурге, Дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме. Ю.Фельтен – Оформление набережной Невы, Ограда Летнего Сада в Петербурге, Малый, Большой Эрмитаж в Петербурге. Эрмитажный театр(арх. Джакомо Кваренги). Василий Иванович Баженов – Каменноостровский дворец, Арсенал в Петербурге, дворцовый ансамбль в Царицыне под Москвой, дом Пашкова в Москве. Иван Егорович Старов – Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор Александро-Невской Лавры в Петербурге. Чарльз Камерон – Царскосельский дворец (Камеронова галерея), дворец и парк в Павловске. Джакомо Кваренги-Петербург-Смольный и Екатерининский институты, здание Академии наук на набережной Невы, Александровский дворец в Царском Селе. Матвей Федорович Казаков-Сенат в Кремле, Московское дворянское собрание, здание Московского университета.

3.Стили архитектуры конца XVIII века – параллельно с классицизмом в России существовали - «шинуазри» (китайщина) – А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме и «тюркери»(туретчина).Живопись-расцвет портрета. Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, А. Антропов, Владимир Боровиковский и др. Скульптура классицизма в России – Федор Иванович Шубин (портреты Румянцева, Потемкина, Голицына, Шереметьева, Ломоносова и др.), Ф. Гордеев, И. Мартос, Ф. Щедрин, М. Козловский и др. «Медный всадник» (Э. Фальконе)

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.2.«Искусство XVIII века - архитектура, скульптура, живопись» Творческое задание: исследовать особенности русского и западного классицизма. Сообщения по вопросам культуры Красноярского края в древности. (Хакасия, Тыва)

Тема 2.4. Ампир и романтизм

Содержание учебного материала

1.Русский высокий классицизм (ампир) - архитектура и скульптура. Архитектура русского ампира – Андрей Воронихин (Казанский собор в Петербурге, Горный институт. Андреян Захаров (Адмиралтейство в Петербурге – реконструкция). Тома де Томон (Биржа на стрелке Васильевского острова в Петербурге). Карл Иванович Росси (здание Главного щтаба на Дворцовой площади в Петербурге, ансамбль Александринского театра в Петербурге, ансамбль Михайловского дворца в Петербурге, здания Синода и Сената в Петербурге).

2.В.П.Стасов (Казармы Павловского полка на Марсовом поле в Петербурге).Огюст Монферран (Исаакиевский собор в Петербурге - классицизм с элементами барокко и ренессанса).Скульптура классицизма – Иван Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, скульптуры и рельефы для Казанского собора в Петербурге). Б.Орловский (памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором в Петербурге).Живопись начала XIX века в России – романтизм-Орест Кипренский, Василий Кипренский, Сильвестр Щедрин, Карл Брюллов, Александр Андреевич Иванов. Русский бытовой жанр-Алексей Венецианов, Павел Федотов.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.4. «Ампир и романтизм»

Составить сравнительную таблицу характеристик стиля Барокко и Классицизма

Содержание учебного материала

1.Значение Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания русского общества. Характеристика культуры этапа дворянского освободительного движения. Декабристы – передовые мыслители, деятели культуры, искусства, науки.

Русские просветители, их взгляды на культуру России. Создание университетов, библиотек и издательств при них. Обучение, состояние школы, общий уровень просвещения. Развитие науки, литературы. Культурная жизнь России накануне падения крепостного права. Театр.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. Тема 2.5 «Культура России в первой половине XIX века». Обосновать научные принципы познания в культуре

Содержание учебного материала

1.Падение крепостного права и быстрый рост капиталистических отношений в России как условие и предпосылка достижений русской культуры во второй половине 19 века. Петербург и Москва – важнейшие очаги культурной жизни пореформенной России. Реформы 60-70-х годов (земская, судебная, городская, военная, в области образования и печати) и их благотворное влияние на общественную и культурную жизнь страны. Успехи в науке: естествознание, физико – математических и технических отраслей. Выдающиеся изобретатели. Общественные и гуманитарные науки. Расцвет литературы как ведущей отрасли русской духовной культуры XIX века. Творчество Ф,М, Достоевского и Л.Н. Толстого – величайший вклад в мировую культуру. Демократическая национальная драматургия. Малый театр и А. Островский. Творчество композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Культура в период освободительного движения на третьем пролетарском этапе.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.5.»Культура пореформенной России» (60 – 90 гг. XIX в.) Подобрать примеры на различные динамические процессы в России.

Содержание учебного материала

1. Реализм в русской живописи 2 половины XIX века. Сатирическая графика и книжная иллюстрация. Художники – В.Г. Перов – один из самых ярких художников – обличителей. Создание реалистической исторической картины – В.Г. Шварц. Живопись «передвижников» - И. Крамской, Н.Н. Ге, А. Саврасов, В. Максимов, К.Савицкий, В. Маковский, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Шишкин, А. Архипов, А. Рябушкин, В. Верещагин, А. Серов, Г. Мясоедов, В. Поленов, Н. Касаткин, И. Прянишнико, Н. Ярошенко. Архитектура 2 половины XIX века – высокий классицизм и эклектизм. – К. Тон, Р. Желязевич, А. Штакеншнейдер. Творчество М. Глинки и «Могучая кучка», П.И. Чайковский. «Золотой век» русской литературы-А.С. Пушкин, М.Ю, Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.7.»Русская культура 2 половины XIX века» Реализм

Подготовить доклады по теме: Трансформация культуры в советский период:

- состояние религии и церкви;

- нравы элиты и народа;

- состояние образования и науки;

- правовая культура и институты;

- искусство соцреализма: истоки, идеалы.

Содержание учебного материала

1.«Серебряный век» - поэтическая метафора, не отражающая противоречивой сути развития русской культуры как целостного явления с тысячелетними истоками. Основные особенности серебряного века: появление многочисленных культурных, религиозных, политических, экономических течений, активно отстаивающих (мирными и не мирными средствами) идею национального социокультурного развития; становления новых культурно – художественных форм творчества и направлений (кинематограф, символизм, акмеизм и тд), пытающихся создать новую систему социокультурных ценностей. Главная особенность – мощная тяга масс к образованию и просвещению.

2.Роль в культурной жизни книгопечатания. Общественный интерес к газетам. Научные открытия, изобретения, достижения в искусстве и литературе. Павлов И.И., Циолковский К.Э., Менделеев Д.И., Вернадский В.И. и др. – естественные и прикладные науки в исторической науке – Ключевский В.О., Греков, в литературе – Блок А., Есенин С., Гумилев Н., Горький М. и др. Шаляпин Ф., Ермолова В.

Превращение крупных городов в социокультурные центры, создание кинематографа, граммофона. Изменение быта деревни и города. Новые черты городского и деревенского костюма. Русские меценаты – новое социокультурное явление.

Самостоятельная работа обучающихся

Конспектирование литературы по т. 2.7.»Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX». Задания в методическом пособии. Рабочая тетрадь 1)

Содержание учебного материала

1.Художественное объединение «Мир искусства» С. Дягилев-(1898-1924)-К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель. В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н.К. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Бенуа, З. Серебрякова. Символизм в русской культуре начала XX века.

Живопись символизма - «Голубая роза»(1907)-Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян. Символизм в творчестве В. Борисова-Мусатова. Литература символизма – А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт и др. Поэзия «Серебряного века». Культура русской эмиграции- 4 волны эмиграции в 20 веке – их значение для русской культуры.

2.Русский художественный авангард. (начало XX века).Авангардизм-Павел Филонов, Марк Шагал. Художественное объединение «Бубновый валет» (соединение фовизма, кубизма и традиционного народного искусства) - М. Ларионов, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн, П. Кончаловский, Н. Ларионова. Примитивизм-Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян. Супрематизм-Казимир Малевич «Черный квадрат»-способный концентрировать в себе бесконечное пространство, выражать все во Вселенной в виде законченной геометрической формы и непроницаемой черной поверхности. Цель супрематизма – принципиально новые формы постижения мира и «перекодировка» мира. Конструктивизм-Владимир Татлин. Абстракционизм – беспредметное искусство-Василий Кандинский.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализировать общие черты всех направлений развития искусства данного периода.

Подготовка к контрольной работе.

Содержание учебного материала

1.Формирование массовой культуры в России: истоки, содержание, носители и потребители. Появление русского авангарда, его основные направления, мировоззренческие и эстетические принципы. Расщепление культурного ядра нации, нарастание эсхатологизма, апокалипсических мотивов и аморализма Появление "Вех" и веховского миропонимания как попытка изменить национальное самосознание. Интеллигенция и "Вехи": за и против. Расщепление культуры Серебряного века. Причины необратимости культурного распада.

2.Русская революция 1917 года как социокультурное явление, ее ментальные истоки и культурно-исторические предпосылки. Н.А. Бердяев о ментальной неизбежности революционного слома русской цивилизации. "Духи" русской революции. Концепция "нового средневековья" и "варваризации культуры" (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, А.А. Блок). Дискуссия о соотношении понятий "революция" и "культура", о возможности прогресса в культуре, о классовой культуре. Теории культурного эгалитаризма (Евг. Лозинский, А.А. Богданов).Интеллигенция в ситуации революционного выбора. Деятельность "Лиги русской культуры". "Несвоевременные мысли" А.М. Горького.

Содержание учебного материала

1.Культурно-исторические предпосылки возникновения "второй" русской культуры в конце XIX - начале XX века. "Русские сезоны" С.П. Дягилева, их значение для имплантации русской культуры в мировую. Роль русской диаспоры в европейских контактах национальной культуры и в политической борьбе. Религиозные альтернативы русского зарубежья. Инверсионный характер взаимоотношений культур метрополии и диаспоры. Катастрофический характер формирования новой эмиграции после революции 1917 года. Проблема сохранения ренессансных основ и характеристик русской культуры в изгнании. Русская культурная эмиграция как тип "рассеянной культуры". Формирование основных культурных центров русского зарубежья в 1914-1925 годы. Теория "культурного гнезда" и особенности сохранения и развития культуры на иннациональной почве. Русофильские и охранительные мотивы в культуре эмиграции. Идеология евразийства и идея пассионарности зарубежной русской культуры.

2.Издательская деятельность русской культурной эмиграции. Структура литературного творчества. Феномен мемуаристики русского зарубежья. Русский литературный Париж: возрождение традиционных форм и культуры литературного салона ("Зеленая лампа", Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич). Проблема наследования культурной традиции и особенность нового поколения русских литераторов за рубежом. Судьба И.А.Бунина.Проблема ассимиляции и сохранения самобытности русской культуры в изгнании. Русский авангард в контексте европейской культуры. Продолжение "дягилевских сезонов".  Политизация как фактор раскола культуры русской эмиграции. Мировое значение русской культуры, особенности ее имплантации в европейский культурный процесс (Ф.И. Шаляпин, К.С. Малевич, В.В. Набоков и др.). Культура русской диаспоры в условиях идеологического противостояния как форма духовной альтернативы тоталитаризму.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет

Содержание учебного материала

1.Истоки революционного романтизма, его художественные символы в 1917-1920 годов. Роль авангардизма и конструктивизма как фантомов "нового искусства". Образы "монументальной пропаганды" (Н.И. Альтман, В.Е. Татлин). Истоки новой символики бытовой культуры. Газета и литературное творчество. Функции политического плаката, частушки, лозунга, механизм формирования массовой культуры. Окна "Роста", "Серапионовы братья", "Лефовцы". "Театр революции". Феномен политического плаката Гражданской войны.

2.Диалог коммунистической власти и деятелей культуры в 1920-е гг. План "монументальной пропаганды" как попытка проведения культурной политики новой государственной власти. Идея "новой пролетарской культуры" в понимании партийного руководства и творческой интеллигенции. Деятельность Академии Художественных наук. Эстетические теории Г.Г. Шпета. Создание органов контроля за культурой и органов управления культурой. Главлит. Агитпроп.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет

Содержание учебного материала

1.Проблема культурного наследования в ситуации цивилизационного сдвига. Дискуссии о будущем отечественной культуры в контексте социально-политической переструктуризации общества. Партийно-государственная программа становления новой "пролетарской культуры" в 20-30-х годах и механизм ее осуществления. Процесс идеологизации и милитаризации культуры. Перелом в общественных науках 1924-1927 годов. Принцип "культурной селекции" как механизм формирования классовой культуры. Антирелигиозное движение и культурный выбор Русской православной церкви.

2."Культурный НЭП" и огосударствление культурного процесса. Идея управления культурой. Цензурная политика и появление альтернативных культурных тенденций. Сталинская культурная революция 1928-1932 годов, "большевизация" официальной культуры. Мифологизация истории и культуры, создание социокультурных мифов в общественном сознании. Централизация в управлении культурой. От АХРР, ОСТ и организации "Четыре искусства" до монопольных творческих союзов. Трансформация интеллигенции по социальному происхождению, образованности, ценностным ориентациям. Писательский съезд 1935 года.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет

Содержание учебного материала

1.Героическая и "вождистская" тема в советском изобразительном искусстве 20-30 годов. Тенденция монументализма и сакрализации образов. Изменение архитектурно-художественного облика Москвы. Демократизация просветительской работы. Партийно-государственная программа распространения грамотности, образования, культуры; сближение культуры деревни и города. Распространение массовой бытовой культуры, роль кино, ритуализация новых праздников.

2.Структура русской литературы в 1920-50 годы: от А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака до А.М. Горького и А.А. Фадеева. Образы нового мира в произведениях Е.И. Замятина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама. Выпадение художественной культуры из европейских стилевых тенденций. Новые нравственные принципы и героические образы "социалистического реализма" (Н.А. Островский, М.М. Штраух, М.А. Шолохов и др.). Агрессивное внедрение социальных мифов и коммунистических нравственных ценностей в общественное сознание. Технократические приоритеты в оценках культуры. Стереотипы и догмы тоталитарного сознания. Феномен "советского кино" 30-х годов. Ментальные изменения в личности "советского человека".

3.Искусство 30-40-х г.г. Поворот от беспредметного искусства к изобразительности – соцреализм. Реабилитация станковой формы живописи. Формирование портрет нового человека – герои труда, выдающиеся ученые, деятели культуры. Художники – М. Нестеров, А. Дейнеко. Разработка промышленного и городского пейзажа. Формирование национальных изобразительных школ. Архитектура 30-х г.г. – ампир – торжественный и помпезный, выражающий идею всевластия государства и партии. (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка и Московский метрополитен). Идейность-черта официально признаваемого искусства – создание «образа вождя». Художники – Александр Герасимов, Василий Ефанов.

4.Годы ВОВ – графика,плакат, карикатура, фронтовая зарисовка. Живопись – Аркадий Пластов, Сергей Герасимов. Укрепление центростремительных сил в национальной культуре в результате военных и политических потрясений 1930-50 годов, формирование приоритета целостности культуры. Выделение "военного" направления в литературе и живописи. "Ждановские" репрессии против культуры, механизм культурной политики тоталитаризма. Судьбы Д.Д. Шостаковича, М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой и др. Послевоенное время. Скульптура мемориалы воинской славы. (Евгений Вучетич). 1947 год-создание Академии художеств СССР. Соцреализм остается главным течение советского искусства. Александр Лактионов, Федор Решетников. Разрыв между Отечественной культурой послевоенного времени и мировыми тенденциями в культуре. Неформальное искусство СССР (после 1953 г.). Художники - Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Оскар Рабин и др. Скульптура-Эрнст Неизвестный. Искусство 60-х г.г.- «суровый стиль» - основная тема- суровая окопная правда войны, напряженный труд.(Евсей Моисеенко, Гелий Коржев, Таир Салахов, Виктор Иванов, Андрей Васнецов).Противоположности - «Манежная живопись» и неформальная живопись. Соц – арт (Виталий Комар, Александр Меламид)..Экспрессионизм- Лев Кропивницкий, Олег Целков. Концептуализм-Илья Кабаков.

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов на темы:

«Великая Отечественная война и духовно-нравственные изменения русского общества».

«Декабризм и его последствия для отечественной культуры. Программа единства самодержавия, православия и народности».

«Мысль России: культурологические программы славянофилов и западников. Расцвет отечественной науки»

«Слово России: расцвет русской литературы и искусства»

«Основная идея эпохи - освобождение крестьян в сознании элиты и народа»

Содержание учебного материала

1.Культурный эффект "оттепели", ее социокультурное содержание. Особенности оппозиционного инакомыслия в эпоху "холодной войны" и политической "оттепели" 50-60 годов. Идеи и потенциал "отложенной литературы". Взаимодействие новых и старых имен в литературе (В.С. Гроссман, И.Г. Эренбург, В.П. Аксенов, В. Розов). Журналы "Новый мир" и "Октябрь" как отражение противоречивого "духа времени". Поэзия и авторская песня против тоталитарного мышления и тоталитарной культуры (Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.С. Высоцкий). "Идеологический негативизм" диссидентства: новые "западники" и новые "славянофилы" в споре об облике национальной культуры и судьбе России. А.И. Солженицын и "архипелаг" "лагерной литературы". Театр Ю.П. Любимова и О.П. Ефремова.

2.Культ научного знания, рекордов и открытий, технизация культуры. Школьная реформа 1958 года. Создание идеального героя в литературе и жизни. "Эффект Гагарина" для национального самочувствия 1960-х годов. Временность и незавершенность культурного обновления. Общественная и государственная реакция на влияние мировых культурных процессов в 1950-60 годы. Проблема оценки явления "шестидесятников".

3.Изменение общественной атмосферы и государственной культурной политики в 1970-80 годы. Выработка "виртуального языка" в культуре: мистификация, эвфемизм, иносказание, намек. "Бульдозерная выставка" 1974 года и альманах "Метрополь" 1978 года как формы духовного диссидентства. Особенности творческой эмиграции 70-80 годов, движение "неподписантов". А.Д. Сахаров. Проблема места и потенциала культуры в тоталитарном обществе. Эволюция и возможности "социалистического реализма". Монументализм и юбилейная литература. "Деревенская" тема советского романа. Писатели - "деревенщики", их роль в сохранении "учительной роли" литературы (В.Д. Дудинцев, В.Г. Распутин, Ю.В. Трифонов). Деятельность Д.С. Лихачева по сохранению культурного наследия.

4.Массовая культура советского общества. Страх как архетип тоталитарного сознания и его социокультурная символизация. Трансформация понятия смешного и диалектика героического. Истоки культуры "андеграунда". Эффект анекдота, авторской песни. Роль культуры как фактора сопротивления тоталитаризму, изживания его. Модель "внутренней эмиграции". Участие "андеграунда" в европейском культурном процессе. Архитектура – послевоенная – восстановление городов, мемориалы. 70-80-е г.г.- неофункционализм. 80-е г.г.- развитие местных (национальных) архитектурных школ.

Самостоятельная работа обучающихся

сбор и обобщение материалов из газет по теме

Содержание учебного материала

1.Публицистическая «революция» конца 1980-х гг. Роль СМИ в сломе коммунистических мифов и выработке нового исторического сознания. «Кризис подписки» 1989 г. и закон о печати 1990 г. «Новая социальная» литература против коммунистических идеалов. Литература и кинематограф. Кризис поведенческих практик советских людей: экономическое поведение в «шоковой терапии», политический экстремизм, социальные деструкции.

2.Разрушение механизмов инкультурации. Судьбы «отложенной» культуры, андеграунда и диссидентства. Культура эмиграции и андеграунда в культурных поисках 2000-х гг.

Мотив "духовного покаяния" и культурного обновления в 1990-х годах. 

Содержание учебного материала

1.Изменение визуальной среды городов и жизненного мира современного горожанина. Трансформация роли СМИ: от информации и просвещения к развлечению. Кризис публицистики в 2000-е гг. Судьба «сурового стиля» живописи и журналистики и появление «гламура».«Другая литература»: авторы и содержание. Потенциал «другой литературы» в контексте социальной функции массовой культуры. Ценностные истоки жанров «action», «Фэнтэзи», сказки и притчи. Смысловой потенциал римейка в музыке и литературе.

2.Антреприза в театре и римейк в драматургии. Изменение социально-просветительской роли кинематографа. Кино как массовое зрелище и досуг. Мультимедийное пространство в современной культуре. Роль классического наследия. Ретроспективные тенденции в культуре. Поиск новой национальной идеи.

Практические занятия

Охарактеризуйте современные ценностные модели культуры.

- Раскройте перспективы России в глобальном мировом культурном пространстве.

Самостоятельная работа обучающихся

Рассмотрение одной из молодежных субкультур по т. 3.7.»Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России» Презентация.


3. Общие методические рекомендации по выполнению контрольной работы

1. Выбор варианта контрольной работы

 Выбор варианта контрольной работы зависит от теоретической и практической подготовки студента, накопленного опыта и имеющегося практического материала у студента.

Выбранный вариант согласовывается с преподавателем в период сессии.

 

Планирование

После выбора варианта контрольной работы перед студентом встает задача планирования будущей работы. Совместно с преподавателем студент обсуждает варианты плана контрольной работы, который должен раскрыть теоретическое и практическое содержание в рамках изучаемых тем, составить список литературы.

 

Работа с литературой

1. Работа с литературой по выбранной теме связана с изучением специальной литературы по теоретическим основам истории отечественной культуры.

В работе над контрольной используются следующие источники:

- первоисточники и общая литература, относящаяся к рассматриваемой теме;

- учебники и учебные пособия;

- энциклопедии, словари, справочники;

- материалы газет, журналов;

- специальные работы по указанной теме;

- книги, статьи, методические работы преподавателей колледжа.

2. Составление библиографического списка. Контрольная работа должна опираться на достаточно обширный материал. Поэтому при составлении библиографического списка по теме контрольной работы студент должен использовать имеющиеся в библиотеке систематические, предметные и алфавитные каталоги, а также различные библиографические справочные указатели.

3. Изучение литературных источников. Руководствуясь составленным списком литературы, студент приступает к ее изучению. Следует начинать изучение с работ общего характера, а затем уже переходить к литературным источникам, освещающим частные вопросы. Изучение источников по теме работы имеет своей целью не только общее ознакомление с литературой по теме контрольной работы, но и углубленное изучение конкретных научных трудов. Таким образом, проводя анализ источников по теме выполняемой контрольной работы, студент должен выяснить какие концепции и гипотезы имеются на сегодняшний день, что доказано, что является спорным, а что совершенно не исследовано. Этот этап работы формирует у студентов навыки работы с научной литературой, способствует расширению кругозора и повышению теоретической подготовки по курсу в целом.

4. Обработка и систематизация информации. При работе с литературными источниками студент должен уметь выделить наиболее важные теоретические положения, сопоставить различные точки зрения по одному и тому же вопросу, выразить собственное отношение относительно тех или иных концепций и идей.

Обработка информации предполагает следующие этапы работы:

- ознакомление с текстом конкретного источника, проникновение в его общую смысловую структуру;

- выделение главных смысловых компонентов текста;

- отбор и систематизация наиболее важных сведений, подбор цитат;

- составление «связок» в соответствии с логикой изложения материала

 

4. Правила оформления списка литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.107 с.)