Тема 2. 9. Искусство «серебряного века» Русской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 9. Искусство «серебряного века» Русской культуры



Содержание учебного материала

1.Художественное объединение «Мир искусства» С. Дягилев-(1898-1924)-К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель. В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н.К. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ф. Малявин, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Бенуа, З. Серебрякова. Символизм в русской культуре начала XX века.

Живопись символизма - «Голубая роза»(1907)-Н. Крымов, П. Кузнецов, Н. Сапунов, М. Сарьян. Символизм в творчестве В. Борисова-Мусатова. Литература символизма – А. Блок, А. Белый, Вячеслав Иванов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт и др. Поэзия «Серебряного века». Культура русской эмиграции- 4 волны эмиграции в 20 веке – их значение для русской культуры.

2.Русский художественный авангард. (начало XX века).Авангардизм-Павел Филонов, Марк Шагал. Художественное объединение «Бубновый валет» (соединение фовизма, кубизма и традиционного народного искусства) - М. Ларионов, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн, П. Кончаловский, Н. Ларионова. Примитивизм-Павел Кузнецов, Мартирос Сарьян. Супрематизм-Казимир Малевич «Черный квадрат»-способный концентрировать в себе бесконечное пространство, выражать все во Вселенной в виде законченной геометрической формы и непроницаемой черной поверхности. Цель супрематизма – принципиально новые формы постижения мира и «перекодировка» мира. Конструктивизм-Владимир Татлин. Абстракционизм – беспредметное искусство-Василий Кандинский.

Самостоятельная работа обучающихся

Проанализировать общие черты всех направлений развития искусства данного периода.

Подготовка к контрольной работе.

Раздел 3 Русская культура во второй половине XX века

Тема 3.1.Кризис самосознания интеллигенции начала ХХ века в культуре и художественном творчестве.

Содержание учебного материала

1.Формирование массовой культуры в России: истоки, содержание, носители и потребители. Появление русского авангарда, его основные направления, мировоззренческие и эстетические принципы. Расщепление культурного ядра нации, нарастание эсхатологизма, апокалипсических мотивов и аморализма Появление "Вех" и веховского миропонимания как попытка изменить национальное самосознание. Интеллигенция и "Вехи": за и против. Расщепление культуры Серебряного века. Причины необратимости культурного распада.

2.Русская революция 1917 года как социокультурное явление, ее ментальные истоки и культурно-исторические предпосылки. Н.А. Бердяев о ментальной неизбежности революционного слома русской цивилизации. "Духи" русской революции. Концепция "нового средневековья" и "варваризации культуры" (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, А.А. Блок). Дискуссия о соотношении понятий "революция" и "культура", о возможности прогресса в культуре, о классовой культуре. Теории культурного эгалитаризма (Евг. Лозинский, А.А. Богданов).Интеллигенция в ситуации революционного выбора. Деятельность "Лиги русской культуры". "Несвоевременные мысли" А.М. Горького.

Тема 3.2. Революция и культура. (1917-1920 годы). Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)

Содержание учебного материала

1.Культурно-исторические предпосылки возникновения "второй" русской культуры в конце XIX - начале XX века. "Русские сезоны" С.П. Дягилева, их значение для имплантации русской культуры в мировую. Роль русской диаспоры в европейских контактах национальной культуры и в политической борьбе. Религиозные альтернативы русского зарубежья. Инверсионный характер взаимоотношений культур метрополии и диаспоры. Катастрофический характер формирования новой эмиграции после революции 1917 года. Проблема сохранения ренессансных основ и характеристик русской культуры в изгнании. Русская культурная эмиграция как тип "рассеянной культуры". Формирование основных культурных центров русского зарубежья в 1914-1925 годы. Теория "культурного гнезда" и особенности сохранения и развития культуры на иннациональной почве. Русофильские и охранительные мотивы в культуре эмиграции. Идеология евразийства и идея пассионарности зарубежной русской культуры.

2.Издательская деятельность русской культурной эмиграции. Структура литературного творчества. Феномен мемуаристики русского зарубежья. Русский литературный Париж: возрождение традиционных форм и культуры литературного салона ("Зеленая лампа", Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич). Проблема наследования культурной традиции и особенность нового поколения русских литераторов за рубежом. Судьба И.А.Бунина.Проблема ассимиляции и сохранения самобытности русской культуры в изгнании. Русский авангард в контексте европейской культуры. Продолжение "дягилевских сезонов".  Политизация как фактор раскола культуры русской эмиграции. Мировое значение русской культуры, особенности ее имплантации в европейский культурный процесс (Ф.И. Шаляпин, К.С. Малевич, В.В. Набоков и др.). Культура русской диаспоры в условиях идеологического противостояния как форма духовной альтернативы тоталитаризму.

Самостоятельная работа обучающихся

проработка конспектов занятий, поиск информации в сети Интернет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.004 с.)