Раздел 2 Основные теоретические проблемы эстетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2 Основные теоретические проблемы эстетики



Лекция 6 (Водная по эстетике)

Тема  Специфика эстетики как философской дисциплины

План

Предмет и задачи эстетики.

Структура эстетической теории.

Место и роль эстетики в современном гуманитарном знании.

Основные понятия: эстетика, эстетика как теория совершенного чувственного познания, имплицитная и эксплицитная эстетика, эстетика разума, эстетика чувства, эстетические категории: эстетическое, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, переживание, выражение, искусство.

 

 

Литература

1. Бореев, Ю.Б. Эстетика: В 2 т. – Смоленск, 1997. – Т. 1 – 2.

2. Бычков, В.В. Эстетика: Учеб. Пособие / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2005.

3. Волошин, А.В. Еще раз о математической традиции красоты // Вопросы философии. – 2008. - №2. – С. 102 – 121

4. Лелеко, В.Д. Эстетика повседневности. – СПб., 1994.

5. Каган, М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1998.

6. Кондрашов, В.А. Этика: История и теория. Чичина, Е.А. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

7. Кривцун, О.А.Эстетика. – М., 1989.

8. Мартынов, В.Ф. Эстетика. – Мн., 2003.

9. Овинникова, Ю.А. Эстетика: курс лекций / Ю.А. Овинникова, В.Б. Рожковский. – Ростов н./Д. 2008.

10. Эстетика. Словарь. – М., 1998.

11. Яковлев, Е.Г. Эстетика: учебное пособие / Е.Г. Яковлев. – М., 1999.

 


Предмет и задачи эстетики

 

Слово «эстетика» часто употребляется в разных сферах нашей жизни: эстетика интерьера, одежды, эстетика художественного произведения и т. д. Однако, при всем различии использования на обыденном и профессиональном уровнях понятия эстетика, эстетичность обозначают единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество (оформленность) как произведений искусства, так и предметов повседневности, феноменов природы. Эстетика – это дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности эстетического отношения человека к действительности, и в частности искусство как специфическую форму эстетического познания и освоения мира. Эстетическое отношение – это восприятие и оценка окружающего мира сквозь призму категорий прекрасное, возвышенное и т. п. посредством вкуса.

Эстетика как отдельная философская наука сформировалась во второй половине ХVIII в. (1750 – 1758) Ее основал немецкий философ Александр Баумгартен, который впервые использовал и термин «эстетика». От греческого aesthёtikos – чувственный (aistesis – чувственное восприятие). Мысля в духе рационализма, А. Баумгартен исходил из концепции Г. Лейбница о трех сферах духовного мира человека – воли, разума и чувства. Разум и воля давно уже были предметами исследования наук философии, логики, этики, богословия.

А. Баумгартен впервые подверг научному анализу сферу человеческого чувства. В работе «Эстетика» он обобщил все сложившиеся знания о прекрасном, возвышенном и т. п. чувствах человека по отношению к воспринимаемому и постигаемому миру, и создал отдельную систему знаний. Новая наука рассматривалась Баумгартеном как «теория совершенного чувственного познания». Он исходил из убеждения, что чувственное познание человеком мира является важной формой познания, обязательно предшествующей более совершенным знаниям, получаемым рациональным путем. Заслуга мыслителя в том, что раскрыл важность чувственной сферы человека и специфику эстетического.

Однако историю эстетики надо рассматривать уже с глубокой древности, поскольку главные стороны чувственного постижения человеком мира – эстетическое (прекрасное) и искусство – издавна были предметом анализа философов. История эстетической мысли восходит своими корнями к мифологическим текстам и сочинениям античных мыслителей.

Предметом эстетики изначально стала человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное – эстетическое – постижение человеком мира. И. Кант обозначил эту эстетическую способность человека как «способность суждения» о прекрасном или вкус. В центре внимания эстетики находится состояние человеческого чувства в отношение к эстетическим качествам мира в его неисчерпаемом богатстве. Определение предмета эстетики как эстетического вбирает в себя и прекрасное, и возвышенное, и комическое и трагическое, и другие эстетические категории, характеризующие чувственное постижение человеком мира. Оно также охватывает и искусство, которое развивает и воспитывает эту сферу человеческого духа.

В основе понятия эстетическое лежиткатегория прекрасного. Понятия возвышенное, трагическое, комическое и др. обретают свой смысл через соотнесенность с категорией прекрасного. Эстетику обоснованно называют наукой о прекрасном. Чувства трагического, сентиментального или комического становятся эстетическими, преломляясь в прекрасном. То есть, будучи осмыслены и выражены в художественной форме – в произведении искусства, рассказе, которые придадут эмоциональному переживанию особое эстетическое выражение, структуру, рассчитанную на определенный эффект.

Эстетическим началом являются воображение и память, «оформляющие» наши эмоции. «Что пройдет, то будет мило» — эта поэтическая строка А. С. Пушкина ярко отразила механизм порождения эстетических представлений. Великий ученый М.М. Бахтин высказывал наблюдения о том, что именно наша память эстетизирует жизнь. Дистанция времени придает эмоциональным переживаниям законченные формы, сообщает им композиционную целостность, выразительность, т.е. эстетическую форму.

Задачи курса эстетики в системе высшего образования следующие:

· изучение теоретико-методологических проблем и категорий эстетики;

· приобщение к философско-эстетическим исканиям ученых и знакомство с эстетическими концепциями, сложившимися в истории;

· овладение основами теоретических знаний в области искусства и развитие способности адекватно оценивать эстетические феномены;

· расширение представлений об эстетическом многообразии мира и основных принципах эстетического преобразования жизни;

· совершенствование навыков самообразования на базе освоения текстов по эстетике и произведений искусства.

Это важно для всех, кто претендует на высшее образование и принадлежность к интеллигенции. Однако смысл эстетики гораздо глубже. Стратегические задачи эстетики как особой сферы знания можно, пожалуй, свести к трем взаимосвязанным, но все-таки заметно выделяющимся пунктам.

1. Познавательная. Эстетика исследует проблемы чувственного познания, образного мышления, художественные методы постижения мира и человека.

2. Воспитательная. Важнейшей задачей эстетики является воспитание человеческого чувства, развитие эстетического и художественного вкуса.

3. Мировоззренческая. Эстетика носит мировоззренческий характер и преследует целью формирование и теоретическое обоснование эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое знание способствует правильному и осознанному самоопределению человека в мире ценностей.

1. Эстетика как философская наука призвана заниматься проблемой чувственного познания мира. Как теория чувственного познания она и была задумана своим основателем. Чувственное познание занимает важное место в процессе постижения нами мира. Известно, что у людей с преимущественным развитием правого полушария мозга образное мышление даже в какой-то степени преобладает над рациональным. Искусство нередко открывает мир и человека глубже науки. Баумгартен верно заметил, что чувственное восприятие является важным условием целостного и адекватного познания действительности.

Освоение мира человеком с самого рождения осуществляется в эстетической форме, через целостное чувственное восприятие, прежде всего, прекрасных форм, цветов, звуков. Первое наше понятие о чем либо или даже о ком-либо – эстетическое. Это запечатлелось даже в народных пословицах. Например – по одежке встречают, по уму провожают. Созерцая природу, горы, море, лес, мы рационально не анализируем горные породы или породы деревьев, климат, температуру и т.п., но, тем не менее, мы получаем посредством эстетического созерцания много информации. Только эта информация носит особый – эмоционально-чувственный характер. Знания, приобретенные путем чувственного созерцания, участвуют в процессах духовной жизни человека наряду с рациональными знаниями. К тому же именно эстетический интерес часто побуждает нас к более глубокому научному познанию – историческому, философскому, математическому и т.д. Еще Платон гениально отметил, что мы знает то, что любим. Любовь к цветам может сделать человека хорошим ботаником, восхищение звездным небом – астрономом, и т.д.

2. Если задачи логики – воспитание ума, организация мышления и т.п., то эстетика изначально нацелена на воспитание чувств человека: эстетического и художественного вкуса, способности чувствовать прекрасное и безобразное, гармонию, умения понимать и ценить произведения искусства, стремления жить и творить по законам красоты. Это актуально для любой сферы деятельности человека, но особенно – для тех, кто связан с образованием, наукой, дизайном и искусством.

В основе эстетического мировидения лежит понятие «прекрасного», которое наиболее ярко выражено в искусстве, создающем и хранящем эстетические ценности. Эстетика учит понимать и ценить искусство. Художнику она позволяет теоретически обосновать свое творчество и сформировать концепцию мира. Читателям, зрителям, слушателям эстетика помогает раскрывать сущность произведения и его духовную ценность. Мы всегда испытываем потребность в теоретических обобщениях после посещения художественной выставки, прочтения книги или просмотра фильма.

Не последнее место занимает эстетическое знание и вкус в формировании собственного образа или имиджа человека. Именно развитый эстетический вкус, который всегда избирателен и строг, способствует самоопределению человека в мире моды, обусловливает способность человека «быть самим собой» и в то же время элегантность и современность. Ф. М. Достоевский в свое время обоснованно утверждал, что «эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим же человеком для самосовершенствования». Стремление к гармонии – сущностная черта человека.

3. Уровень эстетической культуры во многом определяет степень зрелости личности, целостность ее мировоззрения и ее способность к верному самоопределению в потоке бытия и в мире ценностей. В нынешнюю эпоху, которая характеризуется пересмотром духовных ценностей, традиционных идеалов, потоком псевдокультурных явлений, нередко выдаваемых и принимаемых за истинные культурные ценности, величайшую значимостьприобретают знания по истории и теории эстетики и искусства. Подготовленному и самостоятельному сознанию гораздо легче противостоять псевдоценностям и разрушительному потоку негативной информации, безобразному и пошлому в искусстве и жизни.

Итак, эстетика как автономная наука сосредоточена на проблемах чувственного познания человеком мира, развитии эмоционально-духовной сферы человека через воспитание вкуса, чувства прекрасного, формировании мировоззрения и культуры личности, ее духовных ценностей и способности к правильному нравственному самоопределению в мире эстетического и искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.151.231 (0.011 с.)