Смысл жизни как нравственная ценность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл жизни как нравственная ценность



 

Поиск определения нравственногосмысла жизни человека – одна из самых трудных философских проблем. В этике сложившиеся мнения о смысле жизни принято обобщать в имманентной и трансцендентной концепциях.

Имманентные концепции связывают смысл жизни с существованием человека в мире, «здесь и сейчас», утверждают ценность жизни как таковой. В ряде философских учений смысл жизни связывался со счастьем или с благом. А поскольку понимание блага и счастья очень многообразно, то сложилось и множество представлений о смысле жизни. Гедонизм смысл жизни связывает со стремлением к наслаждению. Эвдемонизм смысл жизни видит в достижении счастья (Аристотель, Фейербах и др.), в том числе и путем преодоления стремления к удовольствиям (Цицерон). Киники (Антисфен) рассматривали в качестве смысложизненного принципа преодоление страстей, позволяющее достигнуть истинного наслаждения.

Средневековая христианская этика (Августин и др.) осуждала греховные земные наслаждения, проповедовала аскетическое отречение от них, а смысл жизни виделав духовном служении Богу во имя вечного спасения.

В этике эпохи Возрождения смысл жизни стал связываться с творчеством, самосовершенствованием человека, с достижения им славы среди современников и памяти потомков (П. делла Мирандола, Э. Роттердамский, Пождо Браччолини). Философы XVII-XVIII вв., в частности Р. Декарт, Б. Спиноза, В. Лейбниц, М.В. Ломоносов и др. полагали, что смысл жизни – в достижении знаний.

Всегда популярностью пользовались идеи о том, что смысл жизни – во власти над людьми. Это обосновывали Н. Макиавелли, Т. Гоббс (XVIII в.), Ф. Ницше (ХIХ в. – в учении о сверхчеловеке, обладающем «волей к власти»).

Во все времена имела место точка зрения, что смысл жизни – в достижении богатства, финансового господства. Бывает так, что деньги, средства существования человека, превращаются в самоцель, смысл жизни. Это ведет к духовной деградации личности. В Евангелии от Матфея (6: 19-21) сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Широко распространено мнение, что вечным смыслом человеческого бытия является любовь. Эту идею обосновали Л. Фейербах в книге «Мысли о смерти и бессмертии», Э. Фромм в книге «Искусство любви» и др. Значение любви, как и значение семьи, в жизни человека, особенно женщины, очень велико. Но и это не может быть исчерпывающим смыслом бытия, поскольку люди не могут замкнуться во внутреннем мире.

Нельзя также утверждать, что смысл жизни заключается в любимой работе и достижении карьерного роста и т. д. Это все не безусловно, и не вечно.

Существуют пессимистические концепции, которые вообще отрицают смысл жизни, поскольку человек не может реализовать свои представления об идеальной жизни. Об абсурдности человеческого существования утверждает атеистический экзистенциализм. О бессмысленности жизни как «мертвой дороги в никуда» писал Ф. Мориак.

Русский философ XIX в. В.С. Соловьев, критикуя отрицателей смысла жизни, указывал на противоречия в их рассуждениях и действиях, ибо, отрицая жизненный смысл, они-то сами продолжают жить. Соловьев назвал их несерьезными отрицателями в противоположность «серьезным» отрицателям — самоубийцам. Размышляя об этой категории людей на примере литературных и исторических персонажей – Клеопатры, Ромео, Вертера, - Соловьев пришел к выводу, что и их отрицание смысла жизни несостоятельно, поскольку вытекает из крайне узкого понятия о смысле, связывает его с достижением личных, пусть даже возвышенных интересов.

Явление смыслоутраты приобрело острое звучание во второй половине ХХ в., когда человечество осознало свою смертность, а в сознании преобладающей массы людей утвердился атеизм. Это показатель нравственного кризиса человечества. Борьбе со смыслоутратой посвящена логотерапия или учение о смысле жизни философа и психолога XX в. Виктора Франкла.

В некоторых этических учениях смысл жизни формулируется через противопоставление жизни смерти. Ценность жизни усматривается в ней самой, а в качестве идеала выдвигается бессмертие. Так, русский мыслитель ХIХ в. Н.Ф. Федоров в книге «Философия общего дела» утверждал идею о победе над смертью с помощью синтеза наук, о воскрешении всех умерших и расселении людей на иных планетах. Эта идея нашла сторонников в русле космизма, но вызвала и много возражений. С Федоровым спорил В.С. Соловьев в «Чтениях о богочеловечестве» и других работах, считая, что бессмертие связано с духовным ростом и возможно только в контексте богочеловечества.

Понимание смысла жизни в контексте победы над смертью не учитывает возможность возникновения противоречивой ситуации, когда сохранение жизни одного человека потребует гибели другого. Это может поставить под сомнение смысл жизни как нравственную ценность и вновь возвращает нас к дилемме эгоизма и гуманизма. Так, Соловьев утверждал, что незачем воскрешать извергов человеческого рода. При человечном решении вопроса о смысле жизни успех, знания и т.д. приобретают моральный смысл лишь в сочетании с милосердием, деятельной любовью и служением людям.

В целом, имманентные концепции смысла жизни ограничиваются рамками наличного бытия человека и не дают ответа на мучительный вопрос о вечном. Люди не хотят мириться с сознанием конечности, ограниченности и несовершенства земной жизни и стремятся постигнуть трансцендентный смысл бытия, который в религиозных и идеалистических учениях связывается с бессмертием души, с Богом или высшей идеей.

Приверженцы трансцендентной традиции считают, что понять смысл жизни, находясь «внутри» изменчивого и противоречивого жизненного потока, невозможно, нужен «выход за его пределы», чтобы обозревая общую панораму, объективно его оценить. Наличие внешней точки опоры помогает моральным усилиям человека созидать полноценную, освященную безупречным абсолютом жизнь. Большое внимание уделяется иррациональным, основанным на вере или интуиции, способам постижения смысла жизни.

Надо признать, что выделение двух фундаментальных традиций смысложизненного поиска довольно условно, поскольку они всегда взаимодействовали сложным образом. Например, концепция смысла жизни, предложенная русским философом первой четверти ХХ в. Е.Н. Трубецким, является идеалистической, но в ней большое значение придается и «земному» смыслу человеческого бытия.

Е.Н. Трубецкой в книге «Смысл жизни», различая смысл-истину и смысл-цель или ценность, утверждал, что смысл-истина «есть сущее». Есть ничем не обусловленное, ни от чего не зависящее сверхпсихологическое, абсолютное всеединое содержание сознания, хранящее истину. Если бы ум и душа не были озарены светом высшего смысла, человеку не с чем было бы сопоставить действительность, а потому страдания по поводу её бессмысленности были бы ему не ведомы.

Только человек может осознавать и осуждать бессмысленность жизненной суеты (бесконечного чередования рождений и смертей, «замкнутого в себе порочного круга»). Примеры тому мифологические образы Сизифа, Данаид, Тантала как олицетворение вечного стремления, не достигающего цели, а потому роковым образом возвращающегося к исходной точке и без конца повторяющегося.

Ч еловеку дана весть о должном смысле бытия. Знание же о том, как должно быть, обусловливает не только возвышение человека над всей остальной тварью, но и является причиной его рокового раздвоения. С одной стороны, человек сам сотворил действительность, в которой господствует духовное рабство и смерть, а с другой – он стыдится своего «творения» и выносит на беспощадный суд совести свое глубокое падение. Совесть и есть весть о должном. Благодаря совести человек может подняться над потоком бессмысленной жизни и осудить ее с позиций нравственной правды. «Голос совести» – это отклик нашего сознания на запрос высшего сознания.

Обосновав идею о том, что жизненный смысл задан человечеству как безусловный и абсолютный, Е. Трубецкой попытался ответить на вопрос о содержании этого смысла жизни с точки зрения христианского учения. Христианство содержит откровение всемирного смысла в полноте и всеединстве, которая удовлетворяет весь мир, а не только человека. Имевшие место в истории человечества попытки найти смысл жизни «только на земле или только на небе» оказываются безуспешны. Смысл жизни, по мнению Трубецкого, следует искать там, где скрещиваются два основных направления жизненного стремления: вертикальное и горизонтальное.

Так обнаруживается, что наиболее универсальным схематическим изображением жизненного пути человека является крест. Как бы люди ни относились к христианству, они должны «признать, что крестообразно само начертание жизни и что есть космический крест, который выражает собою как бы архитектурный остов мирового пути». С точки зрения философа, именно христианство дает «единственно возможное положительное решение» вопроса о смысле жизни, ибо утверждает победу над смертью – величайшей бессмыслицей человеческого бытия.

Это возможно благодаря нераздельному и неслиянному единству Божеского и человеческого начал, явленному в богочеловеке Христе, победившем смерть распятьем, обозначив тем самым всеединую и безусловную цель мирового процесса – всеобщее воскресение. Главная ответственность за ее достижение лежит на человеке.

Непрерывно продолжается восхождение в процессе эволюции от зверочеловека к Богочеловеку. «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает тот свой человеческий образ, который либо перейдет в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти. Создание своего собственного образа по образу и подобию Божию и есть то подлинное, субстанциальное и творческое дело, к которому призван человек».

«Всединый смысл объемлет в себе и вечное и временное, и безусловное и относительное. Об этом свидетельствует молитва господня, которая просит Отца Небесного и о пришествии Царствия Божия, и о даровании хлеба насущного». Относительные ценности – пища, одежда, здоровье, знания, государство и т.д. – это средства для «осуществления любви» к ближним. Они обретают высшее освящение, ибо «становятся способами явления безусловного и вечного в мире». Конец мира – есть второе и окончательное пришествие в мир Христа Богочеловека. Это не простое прекращение мирового процесса, а достижение его целисовершенной полноты бытия.

Идеи Е.Н. Трубецкого во многом утопичны, поскольку многие люди сосредоточены на приземленных ценностях мира и христианство не есть всеобщая религия. Но гуманистический идеал философа, аргументированное обоснование высказанных идей, делает его концепцию смысла жизни одной из самых исчерпывающих.

Специфика этического подхода к проблеме смысла жизни связана с выяснением ценностного статуса и регулятивного значения категории «смысл жизни» для построения «правильной» жизненной стратегии. В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла» рассматривает стремление человека к поиску и реализации смысла жизни как врожденную склонность, присущую всем людям и являющуюся двигателем поведения и развития личности. Для того, чтобы жить и действовать, человек должен верить в смысл этого. Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума.

Франкл объясняет причины и следствия этого состояния: «В отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, что он хочет. В итоге он хочет либо того же, чего и другие (конформизм); либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». Третьим вариантом может быть появление невротических заболеваний — «ноогенных неврозов», которые проистекают из ценностных конфликтов. Иногда люди пытаются добиться ощущения счастья в обход реализации смысла жизни, например, с помощью таблеток, наркотиков, алкоголя, но это ведет к разрушению личности. Выход из экзистенциального вакуума должен начинаться с убеждения в ценности смысла жизни.

Смысл жизни в принципе доступен любому человеку. Но он не субъективен, человек не изобретает его, а находит в объективной реальности, именно поэтому смысл выступает для человека как императив действий.

Утверждая уникальность смысла жизни каждого человека, Франкл показывает, что позитивные смыслы определяются тремя группами ценностей: ценностями 1) творчества, 2) переживания и 3) отношения.

Ценности творчества реализуются в труде, отражают неповторимые личностные черты, наполняют смыслом нашу жизнь. Однако отсутствие творчества не лишает жизнь смысла. Наполнить ее смыслом может глубокое переживание, например — любовь. Но и любовь не является главным условием осмысления жизни. Человек, который никогда не любил и не был любим, может сформировать свою жизнь весьма осмысленно.

Наибольшее внимание Франкл уделяет ценностям отношения. Человек может быть скован обстоятельствами, но он свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать даже страданию глубокий жизненный смысл. Способность достойно принимать тяготы жизни, мужество в условиях обреченности – это мера того, насколько человек состоялся как личность. Человеческая жизнь по сути своей никогда не может быть бессмысленной.

Особенно важен вопрос о смысле жизни конкретной личности в данный момент. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для всех людей. Человеку необходимо самому определить смысл своей жизни и реализовать его в силу конечности, ограниченности и необратимости человеческого бытия в мире, невозможности отложить что-то «на потом», из-за неповторимости каждой конкретной ситуации. Потому на людях лежит ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Найти и реализовать его человек может благодаря свободе воли, способной противостоять внутренним влечениям и внешним обстоятельствам, даже использовать наследственность для своих целей. Осуществляя смысл своей жизни, человек тем самым осуществляет самого себя, хотя он может никогда не узнать до конца, удалось ли ему действительно реализовать смысл своей жизни.

Важно различать смысл, осмысленность и цельжизни. Смысл жизни объективен по содержанию. Осмысление — это субъективное отношение к своей жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида имеет тот или иной смысл, даже если она им не осмыслена. Объективно смысл жизни реализуется в процессе жизнедеятельности человека, протекающей в разных сферах. Поэтому смысл жизни может выступать как спектр смыслов и целей: смыслом личной жизни могут быть любовь, дети, в профессиональной деятельности — максимальная реализация своих способностей и т.п. Идеальна ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Осознать смысл своей жизни – значит определить свое значение в мире.

Обретение подлинного смысла — очень сложный процесс. Люди проходят через иллюзии и ошибки, через конфликты несовпадения смысла жизни в общечеловеческом аспекте и индивидуальном его понимании. Смысл жизни не дается нам готовым. Каждому предстоит самому обрести смысл в опыте своего бытия, выстрадать в сложных нравственных исканиях. Н.А. Бердяев, обоснованно утверждал, что смысл жизни — в поисках этого смысла.

Итак, смысл жизни обозначает высшую, стратегическую, нравственную ценность, которая личностью выбирается, «присваивается» и выступает как социально значимая. Необходимость осмысления жизни определяется нравственной ценностью и достоинством человека. «Смысл смысла жизни», по словам Франкла, «в том, что он направляет ход бытия».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.019 с.)