Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура эстетического сознания
Сознание – это отличительная, сущностная характеристика человека. Это особое состояние бытия, в котором человеку одновременно доступны и мир и он сам. Сознание есть способность человека фиксировать свои психические состояния и процессы, управлять ими и соотносить их с факторами внешней и внутренней среды. Согласно современной науке, сознание характеризуется такими чертами, как активность, интенциональность, связь с мозгом как его материальным субстратом. Сознание обладает творческим характером, проявляющемся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов, способностью к самопознанию, рефлексии, внутреннему диалогу, знаково-символическим способом выражения, связью с бессознательным. Сознание имеет следующие уровни: 1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственными реакциями, конкретным отражением внешней действительности. Он дорефлексивен. 2. Абстрактно-дискурсивный уровень предполагает интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданными культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом. Ему присущи осознанность, рефлексивность. 3. Интуитивно-волевой уровень утверждает несводимый к внешним характеристикам опыт «Я», «самосознания». Он обеспечивает связь чувства и разума в опыте самосознания. Эстетическое сознание – это та часть сознания, которая связана с процессами эстетического восприятия, художественного мышления и художественного творчества. Оно дает человеку возможность получать, интерпретировать и накапливать эстетические впечатления, самостоятельно создавать и воспринимать художественные ценности. В основе эстетического сознания лежит способность человека целостно и образно, т.е. эстетически, воспринимать окружающий мир (оценивать его с точки зрения эстетических категорий). Структура эстетического сознания включает в себя эстетические восприятие, впечатление, чувства, вкусы, оценки, идеалы, взгляды, категории, теории. Эти структурные составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, но в то же время самостоятельны. Эстетическое восприятие – это непосредственное эмоциональное переживание и духовно-культурное присвоение личностью эстетического (общечеловечески значимого) в реальном мире. Это специфическое отражение человеком произведений искусства и эстетических аспектов жизни. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Способность человека к эстетическому восприятию, по одним представлениям, дана человеку свыше, а по другим – результат длительного общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия обусловливается социально-исторической ситуацией, ценностными установками общества, эстетическими нормами, а также (непосредственно) глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.
Эстетическое впечатление – это результат непосредственного воздействия на человека эстетического явления или качества, а также память об эстетических представлениях, закрепление их в сознании, их оценка. Эстетические впечатления образуют эстетический опыт человека и участвуют в возникновении ассоциаций и потому играют важную роль в художественном творчестве и в любой сфере деятельности человека. Эстетическое чувство – это следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями человека о прекрасном. В случаях, когда качества воспринимаемого объекта, гармония его содержания и выразительной формы, совпадают с нашими представлениями о должном, то возникает эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека, в нем отражается переживание освоенных личностью ценностей культуры. Эстетическое чувство концентрирует и целенаправляет разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и подсознания, в первую очередь чувственно опосредованных, личностных представлений о прекрасном. Понятно, что без действенного развития эстетического чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. На основе развитого эстетического чувства складываются эстетические вкусы, идеалы и потребности.
Эстетический вкус – это сложившаяся в сознании человека система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности. И. Кант определил вкус как способность суждения об истинно прекрасном. Вкус есть способность человека непосредственно, по впечатлению, без специального анализа адекватно воспринимать и оценивать эстетические объекты и качества действительности. Вкус определяется уровнем культурного и эстетического развития личности, является показателем активного духовного творчества личности. Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий мир и себя, прежде всего, с учетом основных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.п. И. Бродский отметил: «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее». Эстетический вкус – это условие адекватной эстетической оценки. Эстетическая оценка – определение степени совершенства, эстетической значимости предметов и явлений действительности, а так же произведений искусства. Она обусловлена мировоззрением, социальной позицией личности, уровнем ее культуры, потребностями, интересами, развитым эстетическим вкусом. Эстетическая оценка складывается из восприятия эстетического объекта, его анализа, и, наконец, суждения о его достоинствах. Она опирается на предшествующий опыт развития эстетической культуры. В этом – гарантия ее преемственности, надежности эстетических критериев. Но здесь же и угроза канонизации образцов, что может закрыть путь поискам нового. Выход из этого противоречия – в ориентации на развитый вкус и на выработку научных критериев, основанных на глубоком понимании структуры эстетического объекта, его свойств и законов его развития. Вкус связан с понятием меры. Эстетический идеал – образец, образ, норма. Это исторически конкретное, чувственно-образное понятие о должном как о прекрасном. Эстетический идеал есть представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических установок, продиктованных эстетическими вкусами. Любое явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Как писал В.С.Соловьев, «идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана». Эстетический идеал, как правило, связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала. Эстетические взгляды – широкое понятие, характеризующее систему эстетических вкусов, оценок, теорий, концепций, идеалов. Эстетическая концепция – это теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей, обусловленный особенностями национально-исторического развития. Эстетическая теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснить эстетическое явление со стороны действительности.
Таким образом, эстетические взгляды – это система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности. Эстетические взгляды, вкус, оценки, идеалы определяют все формы эстетической деятельности и ее результаты. Эстетическое сознание обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе процесс создания и восприятия ценностей искусства. Оно имеет основы в психофизиологической и социальной природе человека, формируется и развивается в процессе всей жизни. Оно непосредственно проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определенный характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень способствует их осознанности и социальной определенности. Человек, обладающий развитым эстетическим сознанием и вкусом, в частности, способен достигать значимых результатов в своей деятельности. Таким образом, смысл и назначение эстетического сознания состоит в том, чтобы обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии между разнородными сторонами жизни, сводить воедино чувственные и рационально-интеллектуальные аспекты существа человека. Эстетическая деятельность
Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, определенные эстетическими потребностями. В эстетической деятельности участвуют воображение, способность к эмоциональному реагированию, общению, опережающему отражению действительности, предвидению и целеполаганию. Переходным звеном от эстетического сознания к эстетически ориентированной деятельности является эстетическая установка. Эстетический компонент присущ любой человеческой деятельности, поскольку везде проявляется влияние эстетических категорий. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (в искусстве и в других сферах жизни), или по законам комизма (комедия, карнавал), или по законам трагического (трагедия, трагическая коллизия в жизни человека, в обществе), или возвышенного (героизм, подвиг, благородный поступок), или безобразного (китч). Эстетическая деятельность связана исторически с духовным поиском, с религией, с трудом и с творчеством. В процессе исторического развития эстетической деятельности выкристаллизовались ее основные типы: тип коллективной деятельности (ремесло, строительство, обряды, игры, устный фольклор) и искусство – индивидуальный по своему характеру тип.
Эстетическая деятельность включает в себя: · -художественно-практическую (карнавал, свадебный или похоронный обряд, этикет); · -Художественно-творческую (создание произведений искусства); · -дизайн; · -художественно-рецептивную (восприятие художественного произведения); · -рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы, красоты явлений окружающего мира и человека); · -духовно-культурную (выработка эстетического вкуса и идеалов, вынесение эстетических суждений и оценок); · -теоретическую (выражение эстетических концепций и взглядов; художественная критика). Эстетическое проявляется в различных сферах – в человеческом обществе и в природе. Величайшей эстетической ценностью во все времена выступала природа как источник первой красоты и вдохновения в творчестве. Недаром у древних греков слово красота ассоциировалось с космосом. Соотношение художественной и эстетической деятельности – сложный вопрос эстетики. Эстетическое и художественное не совершенно тождественны, но и не совершенно различные виды деятельности. Эстетическая деятельность в целом шире художественной. Но художественное творчество – это высшая форма эстетической деятельности. Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. Характер, содержание и результат эстетической деятельности могут определять и трагическое, и комическое, и возвышенное, и низменное. Сферы эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает культуру, труд, быт. Так, сады и парки – продукт культурной и трудовой деятельности. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая культура развивается вместе с ним и под его влиянием. Это сказывается в следовании стилей садов и парков за стилями художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессанса, барокко, рококо, классицизма (Версальский). Эстетическая деятельность исторически предшествует художественной, а художественная вытекает из эстетической. В художественной деятельности достигают своего идеала и закрепляются высшие достижения эстетической деятельности людей. Художественная деятельность обратно влияет на эстетическую, поднимая ее за собой. Внехудожественная сфера эстетической деятельности нашла яркое воплощение в дизайне, в различных сферах быта и производства. Так, дизайн есть художественное проектирование и процесс промышленного производства полезных и красивых вещей. Дизайн – главная и наиболее развитая сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Она охватывает область проектирования, производства и потребления вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты. Он порожден потребностями массового производства и потребления, развитием автоматизации и стандартизации.
Дизайн создает особый зрительный язык формы – «визуальный язык». В этом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, соотношения света и тени, пустоты и объема, цвета и масштаба. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета, а также оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человека. Дизайн очеловечивает отношения между вещью и личностью. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается – видом мебели, посуды, книг. Полный дизайн предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) стилистическое оформление предмета. При сочетании лишь двух последних моментов – перед нами модернизация. Один третий момент – стилизация, стайлинг. Таким образом, дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и гуманитарную культуру и тем самым обеспечивает культурную целостность современной цивилизации. Сфера эстетического освоения мира охватывает различные аспекты социальных отношений и сферы быта. Формами эстетической деятельности являются различные общественные праздники и мероприятия, существующие с глубокой древности обряды. Формой эстетической деятельности по законам комизма является социальное функционирование шуток, анекдотов, острот, каламбуров. Категория прекрасного универсальна по отношению к любой эстетической деятельности. Так, М.М.Бахтин заметил, что «карнавал – это внехудожественная эстетическая деятельность, осуществляемая одновременно и по законам красоты, и по законам комизма. Это массовая и масштабная деятельность: средневековый человек четверть жизни проводил на карнавале, длившемся ежегодно в общей сложности около трех месяцев». Эстетическая категория трагического также постоянно присутствует с социальной сфере деятельности человека вне искусства. Знаком трагичности человеческого бытия отмечены пирамиды Египта, усыпальницы Вавилона, гробницы Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд – это тоже форма эстетической деятельности, в которой прекрасное и трагическое взаимодействуют. Итак, эстетическое сознание и эстетическая деятельность тесно переплетены исторически. Это две грани целого. В истории эстетическое сознание нашло отражение в эстетических вкусах, оценках, идеалах, взглядах, теориях. Эстетическая деятельность воплотилась в художественном творчестве, в искусстве, а также в общественных отношениях, в производстве, в повседневности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.015 с.) |