Структура эстетического сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура эстетического сознания



 

Сознание – это отличительная, сущностная характеристика человека. Это особое состояние бытия, в котором человеку одновременно доступны и мир и он сам. Сознание есть способность человека фиксировать свои психические состояния и процессы, управлять ими и соотносить их с факторами внешней и внутренней среды.

Согласно современной науке, сознание характеризуется такими чертами, как активность, интенциональность, связь с мозгом как его материальным субстратом. Сознание обладает творческим характером, проявляющемся в способности «преобразовывать внешний мир» и создавать пространство культурных артефактов, способностью к самопознанию, рефлексии, внутреннему диалогу, знаково-символическим способом выражения, связью с бессознательным. Сознание имеет следующие уровни:

1. Чувственно-эмоциональный уровень связан с непосредственными реакциями, конкретным отражением внешней действительности. Он дорефлексивен.

2. Абстрактно-дискурсивный уровень предполагает интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданными культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом. Ему присущи осознанность, рефлексивность.

3. Интуитивно-волевой уровень утверждает несводимый к внешним характеристикам опыт «Я», «самосознания». Он обеспечивает связь чувства и разума в опыте самосознания.

Эстетическое сознание – это та часть сознания, которая связана с процессами эстетического восприятия, художественного мышления и художественного творчества. Оно дает человеку возможность получать, интерпретировать и накапливать эстетические впечатления, самостоятельно создавать и воспринимать художественные ценности. В основе эстетического сознания лежит способность человека целостно и образно, т.е. эстетически, воспринимать окружающий мир (оценивать его с точки зрения эстетических категорий). Структура эстетического сознания включает в себя эстетические восприятие, впечатление, чувства, вкусы, оценки, идеалы, взгляды, категории, теории. Эти структурные составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы, но в то же время самостоятельны.

Эстетическое восприятие – это непосредственное эмоциональное переживание и духовно-культурное присвоение личностью эстетического (общечеловечески значимого) в реальном мире. Это специфическое отражение человеком произведений искусства и эстетических аспектов жизни. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Способность человека к эстетическому восприятию, по одним представлениям, дана человеку свыше, а по другим – результат длительного общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия обусловливается социально-исторической ситуацией, ценностными установками общества, эстетическими нормами, а также (непосредственно) глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.

Эстетическое впечатление – это результат непосредственного воздействия на человека эстетического явления или качества, а также память об эстетических представлениях, закрепление их в сознании, их оценка. Эстетические впечатления образуют эстетический опыт человека и участвуют в возникновении ассоциаций и потому играют важную роль в художественном творчестве и в любой сфере деятельности человека.

Эстетическое чувство – это следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которая оценивается и переживается в соответствии с представлениями человека о прекрасном. В случаях, когда качества воспринимаемого объекта, гармония его содержания и выразительной формы, совпадают с нашими представлениями о должном, то возникает эстетическое наслаждение, которое и закрепляет соответствующее чувство. В эстетическом чувстве концентрируется не только многосторонний чувственный опыт человека, в нем отражается переживание освоенных личностью ценностей культуры.

Эстетическое чувство концентрирует и целенаправляет разнородные отношения человека к действительности с позиций сознания и подсознания, в первую очередь чувственно опосредованных, личностных представлений о прекрасном. Понятно, что без действенного развития эстетического чувства не может осуществиться процесс всестороннего и гармонического совершенствования человека. На основе развитого эстетического чувства складываются эстетические вкусы, идеалы и потребности.

Эстетический вкус – это сложившаяся в сознании человека система критериев и способов отбора, оценки и осмысления эстетически значимых явлений действительности. И. Кант определил вкус как способность суждения об истинно прекрасном. Вкус есть способность человека непосредственно, по впечатлению, без специального анализа адекватно воспринимать и оценивать эстетические объекты и качества действительности. Вкус определяется уровнем культурного и эстетического развития личности, является показателем активного духовного творчества личности.

Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий мир и себя, прежде всего, с учетом основных эстетических категорий: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т.п. И. Бродский отметил: «Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее – хотя, возможно, и не счастливее». Эстетический вкус – это условие адекватной эстетической оценки.

Эстетическая оценка – определение степени совершенства, эстетической значимости предметов и явлений действительности, а так же произведений искусства. Она обусловлена мировоззрением, социальной позицией личности, уровнем ее культуры, потребностями, интересами, развитым эстетическим вкусом. Эстетическая оценка складывается из восприятия эстетического объекта, его анализа, и, наконец, суждения о его достоинствах. Она опирается на предшествующий опыт развития эстетической культуры. В этом – гарантия ее преемственности, надежности эстетических критериев. Но здесь же и угроза канонизации образцов, что может закрыть путь поискам нового. Выход из этого противоречия – в ориентации на развитый вкус и на выработку научных критериев, основанных на глубоком понимании структуры эстетического объекта, его свойств и законов его развития. Вкус связан с понятием меры.

Эстетический идеал – образец, образ, норма. Это исторически конкретное, чувственно-образное понятие о должном как о прекрасном. Эстетический идеал есть представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал формируется путем отбора лучших эстетических установок, продиктованных эстетическими вкусами. Любое явление оценивается путем его сопоставления с идеалом. Как писал В.С.Соловьев, «идеал не совпадает с действительностью и является гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана». Эстетический идеал, как правило, связан с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивого общественного идеала.

Эстетические взгляды – широкое понятие, характеризующее систему эстетических вкусов, оценок, теорий, концепций, идеалов. Эстетическая концепция – это теоретически осмысленный опыт эстетической деятельности людей, обусловленный особенностями национально-исторического развития. Эстетическая теория – это системно организованное знание, позволяющее объяснить эстетическое явление со стороны действительности.

Таким образом, эстетические взгляды – это система эстетических концепций, господствующая в данном обществе и определяющая эстетическую и художественную практику людей, ценностные аспекты их материальной и духовной деятельности. Эстетические взгляды, вкус, оценки, идеалы определяют все формы эстетической деятельности и ее результаты.

Эстетическое сознание обусловливает и включает в себя художественное сознание, которое объективирует в себе процесс создания и восприятия ценностей искусства. Оно имеет основы в психофизиологической и социальной природе человека, формируется и развивается в процессе всей жизни. Оно непосредственно проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Если психика на неосознаваемом уровне предполагает определенный характер субъективных чувственных предпочтений, которые ведут к эстетическому наслаждению и перерастают в соответствующую потребность, то социальный уровень способствует их осознанности и социальной определенности.

Человек, обладающий развитым эстетическим сознанием и вкусом, в частности, способен достигать значимых результатов в своей деятельности.

Таким образом, смысл и назначение эстетического сознания состоит в том, чтобы обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии между разнородными сторонами жизни, сводить воедино чувственные и рационально-интеллектуальные аспекты существа человека.


Эстетическая деятельность

 

Эстетическая деятельность – понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, определенные эстетическими потребностями. В эстетической деятельности участвуют воображение, способность к эмоциональному реагированию, общению, опережающему отражению действительности, предвидению и целеполаганию. Переходным звеном от эстетического сознания к эстетически ориентированной деятельности является эстетическая установка. Эстетический компонент присущ любой человеческой деятельности, поскольку везде проявляется влияние эстетических категорий. Эстетическая деятельность совершается или по законам красоты (в искусстве и в других сферах жизни), или по законам комизма (комедия, карнавал), или по законам трагического (трагедия, трагическая коллизия в жизни человека, в обществе), или возвышенного (героизм, подвиг, благородный поступок), или безобразного (китч).

Эстетическая деятельность связана исторически с духовным поиском, с религией, с трудом и с творчеством. В процессе исторического развития эстетической деятельности выкристаллизовались ее основные типы: тип коллективной деятельности (ремесло, строительство, обряды, игры, устный фольклор) и искусствоиндивидуальный по своему характеру тип.

Эстетическая деятельность включает в себя:

· -художественно-практическую (карнавал, свадебный или похоронный обряд, этикет);

· -Художественно-творческую (создание произведений искусства);

· -дизайн;

· -художественно-рецептивную (восприятие художественного произведения);

· -рецептивно-эстетическую (восприятие красоты природы, красоты явлений окружающего мира и человека);

· -духовно-культурную (выработка эстетического вкуса и идеалов, вынесение эстетических суждений и оценок);

· -теоретическую (выражение эстетических концепций и взглядов; художественная критика).

Эстетическое проявляется в различных сферах – в человеческом обществе и в природе. Величайшей эстетической ценностью во все времена выступала природа как источник первой красоты и вдохновения в творчестве. Недаром у древних греков слово красота ассоциировалось с космосом.

Соотношение художественной и эстетической деятельности – сложный вопрос эстетики. Эстетическое и художественное не совершенно тождественны, но и не совершенно различные виды деятельности. Эстетическая деятельность в целом шире художественной. Но художественное творчество – это высшая форма эстетической деятельности.

Эстетическая деятельность ведется не только по законам красоты и создает не только прекрасное. Характер, содержание и результат эстетической деятельности могут определять и трагическое, и комическое, и возвышенное, и низменное. Сферы эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает культуру, труд, быт.

Так, сады и парки – продукт культурной и трудовой деятельности. Не являясь в строгом смысле слова собственно искусством, садово-парковая культура развивается вместе с ним и под его влиянием. Это сказывается в следовании стилей садов и парков за стилями художественных направлений в искусстве. Существуют сады и парки ренессанса, барокко, рококо, классицизма (Версальский).

Эстетическая деятельность исторически предшествует художественной, а художественная вытекает из эстетической. В художественной деятельности достигают своего идеала и закрепляются высшие достижения эстетической деятельности людей. Художественная деятельность обратно влияет на эстетическую, поднимая ее за собой.

Внехудожественная сфера эстетической деятельности нашла яркое воплощение в дизайне, в различных сферах быта и производства. Так, дизайн есть художественное проектирование и процесс промышленного производства полезных и красивых вещей. Дизайн – главная и наиболее развитая сфера деятельности человека по законам красоты вне искусства. Она охватывает область проектирования, производства и потребления вещей, изготовляемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты. Он порожден потребностями массового производства и потребления, развитием автоматизации и стандартизации.

Дизайн создает особый зрительный язык формы – «визуальный язык». В этом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, соотношения света и тени, пустоты и объема, цвета и масштаба. Цвет улучшает или ухудшает эстетические и функциональные качества предмета, а также оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человека. Дизайн очеловечивает отношения между вещью и личностью. Пользуясь художественно сконструированными вещами, человек эстетически наслаждается – видом мебели, посуды, книг.

Полный дизайн предполагает: 1) выдвижение проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) стилистическое оформление предмета. При сочетании лишь двух последних моментов – перед нами модернизация. Один третий момент – стилизация, стайлинг.

Таким образом, дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научно-техническую и гуманитарную культуру и тем самым обеспечивает культурную целостность современной цивилизации.

Сфера эстетического освоения мира охватывает различные аспекты социальных отношений и сферы быта. Формами эстетической деятельности являются различные общественные праздники и мероприятия, существующие с глубокой древности обряды. Формой эстетической деятельности по законам комизма является социальное функционирование шуток, анекдотов, острот, каламбуров.

Категория прекрасного универсальна по отношению к любой эстетической деятельности. Так, М.М.Бахтин заметил, что «карнавал – это внехудожественная эстетическая деятельность, осуществляемая одновременно и по законам красоты, и по законам комизма. Это массовая и масштабная деятельность: средневековый человек четверть жизни проводил на карнавале, длившемся ежегодно в общей сложности около трех месяцев».

Эстетическая категория трагического также постоянно присутствует с социальной сфере деятельности человека вне искусства. Знаком трагичности человеческого бытия отмечены пирамиды Египта, усыпальницы Вавилона, гробницы Медичи работы Микеланджело и скорбный крест на сельском кладбище. Погребальный обряд – это тоже форма эстетической деятельности, в которой прекрасное и трагическое взаимодействуют.

Итак, эстетическое сознание и эстетическая деятельность тесно переплетены исторически. Это две грани целого. В истории эстетическое сознание нашло отражение в эстетических вкусах, оценках, идеалах, взглядах, теориях. Эстетическая деятельность воплотилась в художественном творчестве, в искусстве, а также в общественных отношениях, в производстве, в повседневности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.015 с.)