Тема 8. 1. История эстетической мысли от античности до Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. 1. История эстетической мысли от античности до Возрождения



 

ПЛАН

Эстетика античности.

Основные принципы средневековой эстетики.

Основные принципы эстетики и искусства Возрождения.

Основные понятия: космологизм, мера, симметрия, техне, гармония, калокагатия, золотое сечение, мимесис, эйдос, возвышенное, божественное, благо, умная красота, свет, цвет, сакральный символизм, рыцарский романтизм, карнавальный этос, икана, образ, неоплатонизм, Ренессанс, гуманизм, прямая перспектива.

 

Литература:

 

1. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Соч.: в 4 т. – Т. 4. – М., 1983.

2. Бычков, В.В. Византийская эстетика / В.В. Бычков. – М., 1977.

3. Гуревич, А.Л. Категории средневековой культуры / А.Л. Гуревич. – М.,1984.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.

5. Дюрер, А. Дневники, письма, трактаты / А. Дюрер. – Т. 1-2. – М., 1957.

6. Леонардо да Винчи. Избранное / Леонардо да Винчи. – М., 1952.

7. Лосев, А.Ф. История античной эстетики: в 9 т. / А.Ф. Лосев. – М., 1963–1980.

8. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.,1978.

9. Петрарка, Ф. Эстетические фрагменты /Ф. Петрарка. – М., 1982.

10.Платон. Ион. Пир. Гиппий Большой. Федр / Платон // Соч.: в 4 т. – М., 1990. – Т. 1.

11.Татаркевич, В. Античная эстетика / В. Татаркевич. – М., 1977.

12.Эстетика Ренессанса: в 2 т. / Сост. и науч. ред. В.П. Шестаков. – М.:Искусство, 1981. – Т. 1. – 495 с., ил.


Эстетика античности

 

Начиная с VIII в. до н.э. одним из значимых центров мировой культуры стала Греция. Наиболее удачную периодизацию развития античной эстетики дал А.Ф. Лосев, который охарактеризовал ее содержательно:

1. Космологическая эстетика (ранняя классика). Эстетическое рассматривалось сквозь призму космоса (от Гомера до Сократа – VIII–V вв. до н.э.).

2. Антропологическая эстетика (средняя классика). В центре внимания оказался человек (софисты, Сократ – V–IV вв. до н.э.).

3. Эйдологическая эстетика (высокая классика). Космос стал использоваться для объяснения человеческой жизни, а человеческая жизнь трактовалась как результат космического развития (Платон. V–IV вв. до н.э.).

4. Эстетика эллинизма. Это переходный период, когда происходило переосмысление достижений античности на качественно новой ступени эстетического сознания (Аристотель, неоплатоники, эпикурейцы, скептики, стоики, гностики, христиане – IV в. до н.э. – IV в. н.э.).

Первоначально эталоном красоты в Древней Греции представлялся космос, управляемый логосом. В хаосе бытия небо представало единственным постоянным воплощением космической разумности, истоком миропорядка, образцом гармонии, ритмичности, соразмерности, целесообразности, выражением наивысшей красоты. Космологизм – это понимание прекрасного через осмысление космоса, как красоты и порядка. На космологизме построены Илиада и Одиссея Гомера, философия пифагорейцев, Гераклита, Демокрита.

В контексте космологизма сформировались античные эстетические идеалы красоты как меры, порядка, гармонии, симметрии, ритма. Э ти понятия стали основополагающими категориями эстетического осмысления мира и сохраняют это значение до наших дней.

В античности сформировалось пластически поэтическое видение мира, которое отразилось в скульптуре, музыке, поэзии, танце, архитектуре. В то же время у греков художественное творчество (живопись, скульптура, танец) и ремесло (кузнечное, гончарное ремесло, ткачество) объединялись одним термином – «техне». «Техне» – это творение человеческих рук в противоположность творениям природы.

Эстетические идеи разрабатывались в философии пифагорейцев, исследовавших категории пропорции и меры, воздействие музыки на душу человека. Космос и мир понимались ими как упорядоченное единство, душа которого – число. С числом связывалось понятие гармонии как свойства космоса, соразмерности, созвучия и единства составных частей.

Музыка рассматривалась пифагорейцами как подражание небесной гармонии – «музыке небесных сфер» – и проявление внутреннего порядка вещей. Человеческая душа также воспринималась как гармоническое созвучие, соотношение чисел. Музыка призвана была выполнять психогогическую роль, т.е. образовывать душу. Движения и звуки родственны чувствам, потому находят отклик в душе. Ритмы – отражение психики. Душа говорит с помощью музыки. Это эвритмия.

В целом в период ранней классики эстетические вопросы решались как проблемы устройства изначально совершенной вселенной.

Эстетика среднеклассического периода носила антропологический характер, так как в ней акценты сместились с космологии на внутренний мир человека. Софисты (Протагор, Горгий и Продик) на первый план выдвинули человеческий опыт. Если космологическая эстетика утверждала, что прекрасное является объективной закономерностью космоса, а гармония – основой мироздания, то софисты считали, что прекрасное существует только субъективно и в связи с условиями времени, места и цели.

Искусство софисты называли «высоким обманом», имеющим гедонистическую цель. Горгий, например, подчеркивал, что поэт, создавший этот обман, лучше выполнил свою задачу, чем тот, кому это не удалось; и обманутый этой иллюзией зритель мудрее того, который не поддается ей. Искусство – плод воображения художника, а умение наслаждаться искусством свидетельствует о развитом эстетическом чувстве и вкусе.

Наиболее полно антропологический тип эстетики воплотился в учении Сократа (469–399 гг. до н.э.). По мнению Сократа, человек не должен изучать вселенную, чтобы познать самого себя. Он считал, что красота – факт сознания, некий смысл, понятие разума – категория, отличная от вещи.

«Прекрасное» само по себе отличается от отдельных прекрасных вещей, которых очень много. В споре с Аристиппом Сократ утверждал, что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено». Все вещи относительны. Понятия вечны. Так возникла категория «прекрасное». Красота, по Сократу, выступает и как польза – благо. Но красота относится к созерцательным ценностям, а польза – к практическим. Идеи Сократа повлияли на учения Платона и Аристотеля.

Прекрасное толковалось у Платона как абсолютная идея, лежащая вне мира вещей, не знающая ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения. Красота «предстает сама по себе, через самое себя, всегда одинаковая; все же другие разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий она не испытывает».

Прекрасное – это запредельное чувственному миру истинно сущее бытие. Оно постигается посредством ума, интеллектуальной интуиции, а проводником в мир идей является Эрос (связующая мир вещей и идей любовь) или стремление к миру идей. Прекрасное имеет высокое нравственное содержание. Для человека постижение прекрасного – это путь к бытию. Человек пребывает в чувственном мире становления. От этого мира он может двигаться в сторону небытия (материи, хоры), и в сторону бытия (мира идей) в зависимости от того, какая сторона берет в нем верх – чувство или ум.

По Платону, ни искусство, ни художественное творчество не являются способом постижения прекрасного. Искусство есть подражание миру вещей, а не миру идей, т.е. истинного бытия. Но среди искусств – техне – Платон выделял поэзию, имеющую иррациональный характер. В диалогах «Ион», «Федр», в «Апологии» Платон подчеркивал, что творчеству нельзя научить, творческое вдохновение носит мистический характер.

Особая роль в развитии античной эстетики принадлежит Аристотелю, который обобщил опыт древнегреческой эстетической культуры в сочинениях «Поэтика», «Риторика», «О поэтах», «О прекрасном», «О музыке» и др.

Эстетическую концепцию Аристотеля определяет искусство. Аристотель характеризовал искусство как человеческую деятельность, направленную на созидание, творение. Искусство есть следствие природной способности человека, связанной с божественным началом. Подражание – мимесис – главная суть искусства. Искусство – это то, что сотворено человеком.

Природа и искусство – две основные движущие силы мира. Природа имеет свои внутренние законы. То, что основано на природных инстинктах – искусством не является – пение соловья, например. Творения природы обусловлены необходимостью, а творения искусства создаются по воле человека, по его правилам. Они оригинальны и неповторимы: «через искусство возникают те вещи, формы которых находятся в душе».

Аристотель призывал художников стремиться в искусстве к сходству с оригиналом. Но не как тень теней, а обобщенно, выделяя либо прекрасное, либо безобразное, ориентируясь на идеал как совершенный образец.

Творчество основано на врожденной способности, которую не заменят ни знания, ни навыки. Особую роль Аристотель отводил поэзии, особенно трагедии, большие возможности которой он связывал с ее средствами художественной выразительности: ритмом, мелодией, размером, катарсическим характером. Катарсис – духовное очищение человека, успокоение, облагораживание чувств. Аристотель подчеркивал воспитательную, (катарсическую), компенсаторную, гедонистическую функции искусства, так как задачей его является помощь человеку в достижении высшей своей цели – счастья. Разрабатывая проблемы художественного творчества, Аристотель ввел важный нормативный принцип – единство действия, – сохраняющий актуальность в драматическом искусстве. Значение идей Аристотеля в том, что он сделал шаг на пути к выделению эстетики в особую область знания.

Развитие эстетической мысли в период эллинизма и Римской империи имело тенденции практицизма. Например, римский оратор и писатель Цицерон (106–43 г. до н.э.) высказывал идеи об эстетике мужской и женской красоты, о достоинстве и грации. Он занимался преимущественно риторикой.

В искусстве можно отметить такие черты, как эстетизм, психологизм и углубленность миросозерцания. Яркие примеры – «Менада» Скопаса (4 в. до н.э.), «Лаокоон» Агесандра, Полидора и Афинодора (1 в. до н.э.) и т.п. В римской культуре получил развитие жанр портрета. Римские портреты отличались реалистичностью, подчеркиванием сходства, индивидуальности изображенного («Август из Прима-Порто» (1 в до н.э. или 1 в. н.э.), портрет Траяна 2 в. н.э. Римскую эстетическую культуру отличает также стремление к монументальности, зрелищности, эстетизации повседневной жизни.

Важной вехой развития эстетической мысли в период эллинизма было учение Плотина (III в. н.э.) о чувственной и сверхчувственной красоте – неоплатонизм. Плотин в «Эннеадах» характеризовал красоту как отражение Единого – первопричины и первоначала всего сущего. Плотин считал, что именно прекрасное, как наиболее совершенное свойство этого мира, связывает мир сверхчувственный и чувственный. В этом его ценность.

По Плотину, соразмерность, симметрия, ритм – лишь внешние свойства явлений. Сущностью же красоты является то, что скрыто за внешней видимостью. Чувственный мир прекрасен благодаря идее. Прекрасна не материя, а душа, которая в ней проявляется.

Говоря об искусстве, Плотин называл его произведения «зеркалом души», поскольку искусства проникают в принципы вещей, природы, восполняют ее недостатки. Художник воспроизводит не действительность, но внутреннюю форму, отражение вечного образца. Основной задачей искусства в неоплатонизме является создание прекрасного, проявление идеи.

Плотин и неоплатоники культивировали идеи духовной красоты, которые получили дальнейшее развитие в концепциях средневековой эстетики.

Итак, главное значение эстетики античности заключается в том, что были сформулированы эстетические категории (прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое и др.), заложены основы эстетики как особой системы знания, определены основные ориентиры развития европейской эстетической культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.011 с.)