Счастье как нравственная ценность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Счастье как нравственная ценность



 

«Каждый хочет быть счастливым, но, чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье» – писал Ж.-Ж. Руссо. Ш. Фурье писал, что только в Древнем Риме, «по официальным источникам», существовало 278 представлений об «истинном счастье».

Счастье — зыбкое понятие, не поддающееся строгому научному анализу. Оно относится к сфере чувств, не находящих однозначных определений. Тем не менее, этика считает необходимым анализ этой проблемы, поскольку счастье является одной из важнейших для любого человека нравственных ценностей, мотивирующей и регулирующей нравственную деятельность людей.

В древнегреческой этике возникло учение о путях человека к счастью — эвдемонизм. Приверженцы философии эвдемонизма понимали счастье как высшее благо и основание для решения важнейших моральных проблем.

В древнегреческой этике сложилось представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни. Понятие «эвдемония» указывало на способность к такому восприятию жизни, которое помогает преодолению её превратностей и получению от неё максимальной удовлетворенности. Для этого требовались добродетели, способность к разумному определению жизненной линии поведения, установка на приоритет духовного и умеренность в удовлетворении материальных и физических потребностей.

Демокрит понимал счастье как благостное уравновешенное состояние души, которое способствует гармонии, невозмутимости, бесстрастию.

В этике киников также сложилось понимание счастья как бесстрастного состояния — не знать страстей, быть безразличным к фальшивым ценностям, свести до минимума свои потребности, «жить по природе», сохранять независимость и спокойствие. Антисфен, например, не связывал понятие счастья с наслаждениями, которые способствуют зависимости человека от внешнего мира. Счастье – в независимости от чувственных благ.

У Аристотеля счастье – это устойчивое и гармоничное удовольствие.

Эпикур считал, что испытывать счастье как особое безмятежное состояние души можно, добившись независимости от всего, что нарушает спокойствие: и от влияния внешнего мира, и от собственных страстей и пустых желаний. Счастье – в наслаждении благородным спокойствием, невозмутимостью духа, «свободой от телесных страданий и душевных тревог», от страха смерти.

В христианском учении Ф. Аквинского счастье отождествляется с божьей благодатью, имеет сугубо духовный смысл, чуждый земных удовольствий, связанный с Божьим царствием.

В эпоху Возрождения стремление к земному счастью вновь провозглашается законным нравственным принципом поведения. Л. Валла, П. Браччоллини, Д. Боккаччо, Л. Де Вега, М. Сервантес и другие рассматривали в своих сочинениях счастье как основную цель человека.

Большое значение принцип эвдемонизма имел в этике французских просветителей XVIII века – Ж.-Ж.Руссо, Вольтера, Д. Дидро и др. Счастье человека было объявлено основной целью общества и главным мотивом деятельности людей. Стремление к счастью трактовалось как данное человеку от природы, а достижение счастья — как подлинное назначения человека.

Ярким выразителем идей эвдемонизма в Новое время был Людвиг Фейербах – автор книги «Эвдемонизм». Он утверждал, что наивысшее из человеческих устремлений – это стремление к счастью. «Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали». Счастье человека неотрывно от счастья ближних. Содействовать или хотя бы не препятствовать счастью других – нравственный долг человека.

Марксистская этика полагает, что счастье зависит от конкретно-исторических и социальных условий. Счастье связывалось с идеальным жизненным укладом, выступало в форме морального предписания личности стремиться к счастливому строю – коммунизму.

Элементы эвдемонизма сохранились в современной западноевропейской этике. Неопозитивистом Отто Нейратом создано учение о достижении счастья — «фелицитология». Это вариант психологического эвдемонизма. Счастье в этом учении выступает не как основание морали, а просто как хорошее психологическое состояние человека, к которому он стремится.

В фелицитологии вопрос о моральном смысле стремления людей к счастью снимается. С точки зрения Нейрата, неважно, к чему конкретно будут стремиться люди и каких социальных результатов они будут достигать, - важно лишь ощущение счастья. В конечном счете, этика превращается в «науку» о методах внушения людям того, что они счастливы. Сразу вспоминается мультфильм по сочинению И. Носова «Незнайка на луне», в котором описывается «остров счастья».

Понятие счастья имеет нормативно-ценностный характер, оно не просто характеризует определенное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека.

Счастье, как этическая категория, прежде всего, обозначает особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.

Счастье – это важный мотив деятельности, направляющий её. Это не всегда осознаваемый фон деятельности, определяющий систему ценностей и жизненную стратегию человека.

Стремление к счастью — естественное желание, обусловленное природой человека. Это внутренний императив, которым руководствуется субъект.

Счастье реально существует как сложный сплав оценки, повеления, мотивации, который выражается людьми как радость, удовольствие, блаженство. Личное понятие о счастливой жизни увязывается с социальными влияниями, с представлениями о ценностях, бытующими в обществе и накладывающими сильный отпечаток на ценностную систему личности.

Счастье как эмоциональное переживание основывается на положительной оценке человеком своей жизни. Оно включает в себя разные эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Неверно отождествлять счастье с непрерывным наслаждением, это дезориентирует человека. Установка на «постоянное блаженство» искажает систему ценностей и порождает, как правило, разочарование в жизни.

Что нужно делать человеку, чтобы быть счастливым? И. Кант считал, что в отношении счастья невозможен императив, который в строгом смысле слова предписал бы совершать то, что делает человека счастливым. Этика должна учить не тому, как стать счастливым, а тому, как быть достойным счастья.

Счастье многоаспектно и противоречиво. Распространенным понятием о «счастье» является отождествление его с обладанием неким благом или созиданием его, с исполнением желания. Однако это свидетельствует только об относительности счастья. Ведь часто то, что есть благо и счастье для одних, для других таковым может не быть. Исполнение желания – не всегда счастье.

Счастье часто связывают либо с достижением значимой цели. Ожидание блага иногда бывает приятнее фактического результата. А радость от достижения цели может быть омрачена слишком большими потерями на долгом пути к ней или отсутствием новой цели, способной активизировать нашу жизненную энергию.

Бывает так, что человек принимает что-то за счастье, а через некоторое время это теряет цену. Ф. Вейсс заметил, что есть много людей, которые «положительно теряются при исполнении всех их желаний, особенно когда это случается внезапно». Он изложил в своей книге фрагмент из дневника своего друга, который рассуждал о сделанном им в молодости поступке как величайшей глупости: «Если твой проект удался – не забывай никогда той горячности, с какою ты желал его исполнения, того отчаяния, в какое ты приходил при мысли, что он не удастся, и тех сладких грез о счастье, какими ты увлекался, думая, что все исполнится по твоему желанию. Потому не раскаивайся никогда в твоем поступке, даже если новые мечты о новом счастье внезапно овладеют твоим воображением. Помни, что это новое счастье тоже померкнет в твоих глазах, едва ты его достигнешь. Пользуйся тем, что имеешь, а главное, не забывай, что источник счастья в нас самих и что его может дать одна только добродетель».

Люди чаще испытывают иллюзии счастья, чем то, что можно назвать счастьем объективно. Нельзя понимать счастье лишь как чувство удовлетворения от достижения цели или обладания каким-то благом. Ведь тогда придется признать равноценность любых переживаний удовлетворения жизнью: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла.

Важная особенность счастья, связанная с субъективностью его переживания, заключается в том, что оно может базироваться не только на моральных ценностях. В его основе могут лежать и антиценности. Вспомним пушкинского скупого рыцаря — страсть к накопительству делала его и безмерно счастливым, когда он прятал очередную монету в свой сундук, и до смерти несчастным, когда приходилось расстаться хотя бы с медным грошом.

Э. Фромм считал, что для того чтобы быть счастливым, человек должен не иметь, а быть: быть нравственной личностью. Счастливый по-настоящему человек не хочет совершать заведомо злых поступков, иначе он утратит ощущение счастья. Сея зло вокруг себя, придется пожинать зло же.

Еще Аристотель выразил идею, что добро – это путь к счастью и одновременно его составной элемент, то есть, творя зло, человек сознательно двигается в сторону, противоположную от счастья. Поэтому счастье того, кто добивается его ценой чужого страдания или собственной гибели (например, счастье бандита, вора, развратника, наркомана, алкоголика), не есть счастье.

Нравственность – важное условие счастья. Новалис отмечал, что прочное счастье — удел честного человека. Б. Паскаль писал, что мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают. По мнению Ф. Вейсса, «Тождество счастья и добродетели, лучше всего доказывается одинаковостью тех свойств и качеств, которые присущи им обоим. Доброта привлекает к нам сердца людей; честность – всеобщее уважение; знание оберегает от ошибок; умеренность предотвращает излишества; наконец, твердость характера дает верную гарантию в том, что ни удары судьбы, ни несчастья нас не уничтожат. Вот беглый обзор качеств, ведущих равно и к счастью, и к добродетели и явно доказывающих, что как то, так и другая бывают в жизни почти всегда неразлучны».

Очень важно разобраться в том, что в человеческом счастье зависит от объективных условий и что — от самого человека.

Необходимым условием счастья и исходной предпосылкой человеческого существования вообще является удовлетворение основных жизненных потребностей. Однако естественное стремление к материальному благополучию и комфорту — это лишь предпосылка бытия, норма человеческого существования, но не суть жизни.

Важно правильное соотношение духовных и материальных благ как целей и средств деятельности. Древнегреческие мыслители отмечали, что быстрое насыщение тела приводит к пресыщению, а душа ненасытна, вечно голодна. В Библии сказано: «Все труды человека, для рта его, а душа его не насыщается».

Писатель Ч. Айтматов справедливо заметил, что все, что мы получаем, — это условия жизни, и только то, что мы отдаем, — сама жизнь. Счастьеэто не фрагмент жизни, а переживание полноты бытия, сопровождающееся чувством глубокой моральной удовлетворенности.

Верна мысль Ф.Р. Вейсса, что «Счастье гораздо более зависит от того, что мы чувствуем, чем от того, что мы имеем». Счастье – в душе человека!

А. Шопенгауэр называл три фактора, определяющие счастливую или несчастную судьбу человека. Прежде всего, это — что есть сам человек как личность (его здоровье, сила, красота, темперамент, нравственный характер, умственные способности, образование). Второе — что человек имеет (его имущество, собственность). Третье — чем человек является в представлении других (его почет, ранг, слава). «Первый фактор имеет явный перевес над двумя другими: между истинными личными преимуществами, преимуществами великого ума или великого сердца и всеми прочими преимуществами существует такая же связь, как между действительными королями и театральными» И поэтому для нашего счастья субъективная сторона, считал Шопенгауэр, несравненно важнее объективной: «...светлый, живой, проницательный и правильно понимающий ум; умеренная, мягкая воля, а потому и добрая совесть — все это такие преимущества, которых не заменит никакой ранг, никакое богатство».

Шопенгауэр поставил вопрос о культуре восприятия и переживания счастья. «Если хочешь оценить степень благополучия или счастья человека, поучал он, следует спрашивать не о том, что его радует, а о том, что его печалит, ибо чем ничтожнее это последнее, тем человек счастливее. Люди должны не искать счастья и наслаждения, а заботиться о том, чтобы, по возможности, уберечь себя от горестей и страданий. И лучшее средство для того, чтобы не сделаться очень несчастным, — это не желать быть очень счастливым и не строить замков на песке».

Счастье, как и мечта, является чувственной формой идеала, но, в отличие от мечты, означает не устремление личности, а исполнение этих устремлений.

Настоящее счастье всегда связано с чувством необыкновенного подъема духовных и физических сил человека, со стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а это редко дается без внутренней борьбы, сомнений, даже мук. Русская пословица гласит, что счастье всегда на стороне отважных. Английский философ Д. Юм в XVIII в. также высказал мнение, что счастье покровительствует смелым и предприимчивым. Карл Маркс видел счастье в «Борьбе», а не в покое. А. Блок, отражая настроения революционной эпохи, понимал жизнь как «вечный бой». «Покой нам только снится!».

Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления, как собственной пассивности, так и внешних обстоятельств. А.С. Пушкин устами своего разочарованного героя говорил: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но опыт жизни привел его к противоположному выводу: «Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан».

Для человеческого счастья важны и радости, доставляемые «простыми» проявлениями жизни — созерцанием прекрасного, общением с природой. Японская пословица утверждает, что счастье приходит в дом, где слышен смех. По Шопенгауэру, здоровый нищий счастливее больного короля. Согласно Н.М. Карамзину, счастье — дело судьбы, ума и характера.

Лучший вариант – это золотая середина. По мнению Вейсса, «Истинное счастье мы можем ощутить гораздо скорее при спокойном, чем при возбужденном состоянии духа. Обыкновенно в такие минуты мы чувствуем какое-то духовное просветление, соединенное с некоторой расстроенностью». «Счастье состоит именно в умении найти золотую середину между работой и отдыхом». «Лучшее – враг хорошего». Счастье – не в суете, но и не в бездействии. Ведь «сам Творец предназначил нас не для вечного покоя, а, напротив, вложил в нас желание деятельности, без которой мы не можем быть счастливы».

Способность к счастью — это своего рода талант. В ней проявляется глубина, яркость и творческая энергия личности. Счастье противоположно состоянию безразличия, вялости, равнодушия. Счастье – это осуществление внутренней свободы, нормальное состояние человека. Поэтому отказ от счастья подавляет, угнетает и убивает личность. Существование, доведенное до автоматизма исполнением долга, отказ от переживания бытия как блага приводит к внутреннему опустошению. Утрата способности к счастью говорит о душевном хаосе, неверном жизненном выборе.

Выдающийся английский поэт XX века У.Х. Оден утверждал: «Моя обязанность по отношению к Богу – быть счастливым… Счастье – это не право человека. Счастье – это его обязанность. Поэтому быть несчастливым – грех». Кстати, один из страшных смертных грехов в христианстве – это уныние.

Важные условия счастья – человеческое общество, общение, дружба, любовь, семья. Человек в полной мере может быть счастлив, когда к его счастью приобщены другие, а он – к счастью других. Счастье связано с самореализацией личности в мире людей.

Нельзя достичь счастья, преследуя свои эгоистические интересы вопреки общественным, вызывая тем самым недовольство людей. Для счастья необходимо жить «для себя» и, вместе с тем, жить «для других». Эта мысль хорошо выражена А. Толстым: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении». Конечно, на самопожертвование во имя общего блага способны не все. Самоотречение не должно становиться самоцелью, превращающей жизнь человека в непрерывное «самообуздание». Идеальный вариант — гармония личного и общественного.

Счастье связано с самореализацией личности в различных сферах ее бытия, поэтому спектр условийсчастливой жизни достаточно широк. Индивидуальные понятия об условиях счастья изменчивы. Понятно, что препятствия счастью могут зависеть от неблагоприятных обстоятельств жизни, изменить которые мы не можем. А вот их осознание и выбор своей жизненной позиции всегда возможны. В любом случае нужно ставить перед собой вопросы о внутренних причинах нашего счастья и несчастья.

Парадоксальная особенность счастья в том, что оно никогда не бывает абсолютным и вечным. Будучи счастливы, мы испытываем неосознанный страх утратить счастье. Сознание хрупкости счастья тоже имеет свое положительное значение. Ведь зная об этом, мы должны бережно относиться к своему счастью. Верна поговорка: «Что имеем, не храним, потерявши – плачем».

Итак, для счастья важны такие факторы, как здоровье, общение, любовь, дружба, творчество, свобода, нравственные принципы поведения, стабильность социальной среды, материальное благополучие и т.д. «Что такое счастье — это каждый понимал по-своему», — сказал детский писатель А. Гайдар. Но можно сделать вывод и о некоторых общих характеристиках, условиях счастья.

1. Ожидание счастья часто значительнее и ярче, чем его наличие, которого мы можем и не замечать. «Ступенями к томительному счастью я более, чем счастьем, дорожу», — писал поэт Тютчев.

2. Счастье не является непрерывным состоянием радости. Счастье — это миг, «звездный час» человека, наиболее яркие моменты жизни.

3. Счастье не может быть абсолютным. Оно есть не полное отсутствие несчастий, а, скорее способность преодолевать невзгоды и неудачи.

4. Счастье не есть безмятежность и спокойствие. Оно невозможно при пассивном образе жизни, его нужно добиваться в процессе самоосуществления личности.

5. Счастье невозможно в одиночестве. Для счастья всегда нужны другие.

6. Мера счастья зависит от нравственности индивида: удовольствие имеют многие, но с-частье в жизни постигают достойные его.

Итак, счастье – это приоритетная для человека ценность, которая вносит гармонию в мир внутренний и в мир окружающий. Счастье – в душе человека. Счастливы люди, обладающие счастливым характером, то есть духовностью, нравственной добротой, человечностью, способностью радоваться жизни, любить, сорадоваться, сострадать, сочувствовать и помогать людям.

 

Моральная ценность семьи

 

Семья – это первичная ячейка человеческого общества, это малая группа, основанная на кровнородственных связях и включающая самых близких людей. Семья как общественная группа, форма человеческого общежития существует с древнейших времен. Несмотря на то, что в различные исторические периоды и в различных культурах форма семьи, моральные нормы видоизменялись, она всегда сохраняла свою нравственную и психологическую ценность. В семье появляется человек на свет, растет, воспитывается, получая основы своего мировосприятия. Жизнь без семьи неполноценна и безрадостна. Семья как ветвь человеческого рода и как круг близких людей, обладает для человека величайшей моральной ценностью.

Первое духовное общение человека как условие его становления в жизни возникает в семье. В семье формируются первые понятия о моральных ценностях и человеческих отношениях. В семейной жизни в полной мере проявляется способность дружить, любить, прямо зависящая от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о ближних, родных, нуждающихся в вас, в вашей поддержке.

Семья – это сфера саморазвития и самоутверждения человека. Она основывается на любви и чувстве долга. Семья включает отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, другими родственниками разных поколений. Это предполагает высокую культуру человеческих отношений.

Семьи бывают разные, счастливые и не очень. Семью делает счастливой не только любовь сама по себе, но и нравственные качества, выступающие реальным проявлением любви, такие как доброта, забота о близких людях. Доброта, неразлучна с тактичностью, которая предполагает умение понимать потребности и переживания другого, осознавать, что может доставить любимому человеку радость, а что – неприятность.

Тактичный человек старается предупредить неблагоприятные ситуации, которые ведут к разладам и ссорам, так как это причиняет боль другому и не содействует укреплению любви и брака. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить себя на место другого человека. Это в свою очередь становится основой терпимости, так необходимой в семье. В браке соединяются люди из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами. Семья объединяет людей разных возрастов, поколений, интересов, со своими понятиями о ценностях.

Важна изначальная установка при заключении брака: серьезная забота о любимом, судьбу которого желаем разделить, создание прочной семьи, воспитание детей, или легкое отношение к браку, как к одному из многочисленных забавных эпизодов жизни, или еще преследование каких-либо частных, эгоистических, корыстных интересов.

Счастливая семейная жизнь может быть основана только на взаимопонимании. Хотя нельзя и не признать тот факт, что совершенно бесконфликтные семьи в действительности очень и очень редки. Разве что в легендах о Филемоне и Бавкиде, Петре и Февронии. Вместе с тем, счастливых, благополучных браков, длившихся всю жизнь, довольно много. Причем психологи отмечают, что чем большее время супруги прожили в браке, тем меньше становится конфликтов.

Наиболее распространенные причины конфликтов – 1) нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность), 2) неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами), 3) несовместимость характеров, интересов и др., 4) различные подходы к воспитанию ребенка, 5) личные недостатки супругов, 5) отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и т. д.

Однако гораздо важнее не просто знать причины конфликтов, а научиться правильному поведению во время конфликта.

Первое условие ведения культурного спора любящих друг друга супругов или других членов семьи – не стремиться к победе. Необходимо помнить: твоя победа – это поражение близких и родных, что само по себе печально. А поскольку побежденный — член той же семьи, то любая победа одного есть поражение семьи в целом. Гораздо лучше для семьи, для супругов и для детей будет изменение цели конфликта — не доказать в споре свою правоту, а договориться не допускать поступков, провоцирующих семейные конфликты.

Одно из условий благоприятного разрешения ссор и конфликтов – это способность человека честно спросить себя — и честно ответить: что же на самом деле меня волнует? И тогда может выясниться, что создавшаяся ситуация — это только повод для раздражения, а настоящая причина в другом – в плохом самочувствии, конфликте на работе, личной неудаче.

Конечно, есть вещи, прощать которые нельзя, Есть принципы, уступать в которых — значит отказываться от собственного «Я». Например, нельзя унижаться, допускать систематическое насилие по отношения к себе, детям или другим близким, спокойно выносить ситуацию, когда муж или жена пьянствует, разоряет семью, совершают какую-либо заведомую подлость.

Семейные радости, являющиеся чистейшими источниками счастья, сохраняются там, где семейные отношения основываются на высокой нравственной культуре, где супруги заботятся друг о друге, никогда не покидают свою половину ни в беде, ни в болезни, вместе несут все испытания и тяготы, делят все радости жизни. Отношения супругов в семье, построенные на благородстве, честности, верности, уважении и понимании друг друга, на доброте, терпимости и уступчивости, на взаимной помощи и поддержке, всегда служат прочной основой семейного благополучия.

Если в семье создается родителями благоприятный морально-психологический климат, дух оптимизма, доброжелательности, любви, то, скорее всего, эти качества перейдут и детям. «Любовь, полученная в детстве, питает нас до самой старости», - замечает Золотухина-Аболина Е.В.

Отношения родителей между собой являются важным примером для поведения детей. Отношения между детьми и родителями сказываются на судьбе детей и их отношениях со своими детьми. В хороших семьях, как правило, вырастают хорошие дети, любящие и уважающие своих родителей и близких, заботящиеся друг о друге. И наоборот, в семьях, где родители постоянно скандалят, пьют, не заботятся о своих близких, где дети незаслуженно подвергаются оскорблениям, где царит скука – такая среда не может быть хорошей питательной почвой для воспитания детей.

Современное общество разрушило прежнюю семью, которая строилась на глубоком уважении к старшим, к традициям, семейным ценностям. Сегодня женщина наравне с мужем трудится. Утрачено понимание ценности ребенка. Сократилась рождаемость (один-два ребенка в семье) и те воспитываются в детском саду, в школе, где нередко прививаются ценности, взгляды, далекие от представлений родителей. Забыто понятие о целомудрии. Распространился эгоцентризм, при котором не интересы близких, а потакание своему «я» выдвигается на первое место.

Отношения между взрослыми детьми и родителями все больше носят экономический характер, в которых не родители получают помощь от детей, а зачастую, дети, ставшие сами родителями, никак не могут оторваться от экономической зависимости от своих родителей. Хотя дети, будучи обязаны родителям и жизнью, и всеми ее благами, должны их почитать и оказывать им материальную помощь и моральную поддержку. В этом – проявление высокого нравственного долга и любви к своим родителям, выражение благородства.

Причины кризиса семьи – не только материальные, но и моральные. Они кроются, прежде всего, в снижении духовных ценностей, моральном релятивизме общества. Ведь семья – кристалл общества. Здоровая семья – опора и залог нравственности и счастья человека. В обществе посредством воспитания и образования нужно культивировать понятия о важности семейных ценностей и святости семейных уз, о целомудрии поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 863; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.034 с.)