Долг и совесть – контрольно-императивные механизмы моральной регуляции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Долг и совесть – контрольно-императивные механизмы моральной регуляции.



 

Честь и достоинство как категории оценки нравственного статуса личности.

 

 

Основные понятия: добро, зло, справедливость, долг, совесть, моральная ответственность, нравственная свобода, необходимость, честь, доблесть, добродетель, достоинство, нравственное сознание, моральная вменяемость, моральный конфликт, имморализм, моральная оценка, категорический императив, проблема целей и средств.

 

Литература

 

1. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни Для ст. шк. Возраста: Пер: с фр..- Мн.:Юнацтва, 1994. – 526 с.: ил.

3. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.

4. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. – М., 1988.

5. Зеленкова, И. Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. – Мн., 2001. (Ч. 1. Оригинальные этические тексты).

6. Кант, И.Из лекций по этике // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. – М., 1990.

7. Коган Л.Н. Зло. – Екатеринбург, 1992.

8. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра., М., 1991.

9. Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

10. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995.

11. Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.

12. Соловьев, В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. – М., 1991. – Т.1.

13. Франк, С.Л. Этика нигилизма. Крушение миров // С.Л. Франк. Сочинения. – М. 1990.

14. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

15. Этика: учебное пособие / под ред. Мишаткиной Т.В., Яскевич Я.С. – Мн., 2006.

16. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.


Диалектика добра и зла

 

Нравственные понятия Добра и Зла занимают центральное место в системе этических категорий. Ими обусловливаются Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и другие этические феномены бытия.

Добро и Зло – это общие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Вкатегории Добра воплощаютсяпредставления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу. В понятии Зла выражаются представления о том, что противоречит нравственному идеалу.

В этике Добро определяется как благо в сфере человеческого поведения, то, что способствует совершенствованию человеческой личности и гуманизации человеческого общества. Критерии добра это милосердие, любовь, вера, надежда, ответственность, мудрость, гражданственность, человечность, терпимость, мир, уважение и внимание к другим.

Добро всегда выступает как единство побуждения (мотива) и результата (действия). Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать безнравственные средства. Трудно, например, оправдать кровь, пролитую во имя победы социальной революции или жертвы во имя науки, светлого будущего и т.п. (С. Франк. Этика нигилизма. Хрестоматия Зеленковой, с. 159 – 164).

Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Доброта – это линия поведения и исповедуемая человеком философия. В сочинении философа XVIII в. Ф.Р. Вейсса «Нравственные основы жизни» (Мн., 1994), к лучшим качествам человека отнесены доброта, знание, настойчивость, доброжелательность, мудрость, твердость духа. Доброта или доброжелательность порождают сострадание, благотворительность, честность и справедливость, благодарность и дружбу, учтивость. Из знания или мудрости проистекают благоразумие, снисходительность, великодушие, умеренность, простота обращения, благородство души, терпимость.

Зло по своему содержанию противоположно Добру. Зло выражает наиболее обобщенные представления обо всем, что противоречит требованиям морали. Понятие Зло выражает общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств и оценку отрицательных поступков людей. Зло проявляется в таких качествах, как зависть, гордыня, жестокость, мстительность, предательство, высокомерие, лицемерие, клевета, злодеяние, злорадство и т.п.

Понятия о добре и зле всегда были краеугольным камнем любой этической системы, хотя исторически они менялись у разных народов. Древнегреческий философ Сократ, пытаясь дать определение добра и зла, утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует познанию самого себя и добродетельной жизни. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, незнания добра. Даже знание о собственном незнании — уже шаг на пути к добру. Поэтому самое большое злоневежество. Аристотель в Никомаховой этике связывал добродетельность с социальными отношениями человека. Эпикур считал, что добро заложено в природе человека: «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого».

Христианство идею высшего добра воплотило в Боге, а зла – в дьяволе. Зло связывается с врожденной «греховностью» людей. Начиная с первородного греха, выбор между добром и злом сопровождает человека. Евангелие дает нравственный кодекс, направляющий человека по пути добра (Нагорная проповедь Христа – Евангелие от Матфея, гл. 5).

Философы Нового времени исследовали сущность, истоки и диалектику добра и зла. С точки зрения Г.В.Ф. Гегеля, взаимосвязанные и взаимополагающие понятия добра и зла, неотделимы от индивидуальной воли, самостоятельного личного выбора человека, его свободы и вменяемости. В «Феноменологии духа» Гегель писал об истоках добра и зла: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор…». Характер морального выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, как его заслуга или вина — в первую очередь, перед самим собой. Наша жизнь и судьба есть результат нашего свободного морального выбора. Добро реализуется посредством индивидуальной воли, самосознания человека, которое выступает как источник самосозидания личности путем свободного выбора между добром и злом.

Русский философ В.С. Соловьев в работе «Оправдание добра» дал глубокий анализ природы и сущности добра. Атрибутами добра он назвал 1) чистоту или автономность, безусловность, самоценность добра, 2) полноту добра, 3) его силу. В. Соловьев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Нечто похожее высказывал И. Кант. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра, делает ее осознанной. Истоки добра, по мнению Соловьева, коренятся в трех свойствах человеческой натуры, в чувствах стыда, жалости и благоговения.

Чувство стыда, специфически человеческое, должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Второе нравственное начало человеческой природы — чувство жалости – заключает в себе источник отношений к себе подобным, то есть к людям. Зачатки этого чувства есть и у животных. Поэтому, считал Соловьев, «если человек бесстыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то человек безжалостный ниже животного уровня». И наконец, третье — чувство благоговения — выражает отношение человека к высшему началу.

Соловьев указал на три основных принципа добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма и религиозный принцип. Считая основой аскетизма чувство стыда «за излишнюю активность низшей природы», Соловьев подчеркивая, что «аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным», утверждал, что принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, когда он соединен с принципом альтруизма, жалости ко всему живому, признания его права на жизнь, как и своего. Отсюда вытекает золотое правило нравственности, которое Соловьев расчленил на два частных взаимосвязанных правила. Первоеправило справедливости: «не делай другому ничего такого, чего не хочешь себе от других» и второе – правило милосердия: «делай другому все то, что сам хотел бы от других».

Поскольку нравственные правила справедливости и милосердия не охватывают всего многообразия отношений между людьми, необходим религиозный принцип, основанный на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире… верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога». Добродетель заложена в человека от начала.

Специфические особенности добра и зла – это 1) всеобщий, универсальный характер Добра и Зла, 2) их конкретность и историчность, 3) их субъективность, 4) их относительность, 5) диалектическая связь добра и зла, 6) их постоянная борьба. В этих особенностях добра и зла заключаются сложности их понимания.

Категории Добра и Зла проникают все бытие и особенно социальную жизнь. Зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других обстоятельствах. Так, научно-технический прогресс принес много благ, но и много зла. Русский философ С.Л. Франк в работе «Крушение миров» писал, что «все горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы…».

Добро ведет со злом постоянную и бесконечную борьбу. Н.А. Бердяев в «Философии свободы» писал, что «смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а основной вопрос — какими способами и путями добиться этого – насильственными или ненасильственными.

Приверженцы этики ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди, М.-Л. Кинг и др.) считают, что злом нельзя победить зло, а можно увеличить количество зла в мире. Насилие, как заметил Л.Н. Толстой, порождает эффект «бумеранга зла». Ненасильственное противостояние злу ведет к торжеству добра, ибо разрывает «обратную логику» зла, способствует совершенствованию человека и усилению добра в мире.

Сторонники насильственной борьбы со злом утверждают, что насилие – это вынужденная необходимость. Концепция ненасилия – это только мечта, результат идеализации человека. Зло же безнаказанно в условиях ненасилия. Примеры этому весьма убедительны: насильственная борьба с оккупантом и агрессором есть добро (Великая Отечественная война), самооборона от преступника, наказание за преступление и т. д.

Независимо от формы борьбы добра со злом, победа добра всегда оценивается как торжество справедливости.Справедливость – это адекватная мера воздаяния, по делам, моральному субъекту за его действия.

Итак, проблемы Добра и Зла – центральные и вечные проблемы этики и вечные вопросы выбора человека. Знание помогает сделать правильный выбор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.013 с.)