Структура эстетической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура эстетической теории



Эстетика – наука об эстетическом, и как наука она имеет свою структуру. Особо можно выделить историю эстетики и теорию эстетики. Эстетическая теория делится на теорию прекрасного, собственно эстетического, и теорию искусства.

Теория эстетического охватывает вопросы:

· природы и своеобразия эстетического, прекрасного в системе ценностей;

· закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое);

· диалектической связи эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетической практики;

· эволюции эстетического сознания и специфики эстетической деятельности человек в разных сферах жизни;

· взаимосвязи эстетического и художественного в разных сферах жизни.

Теория искусства включает следующие проблемы:

· возникновение и эволюция художественной деятельности;

· структурное и функциональное своеобразие искусства в ряду других форм человеческой деятельности, его место в культуре,

· связи процесса художественного творчества, структура произведений искусства и характер их восприятия человеком;

· законы, порождающие конкретные формы художественной деятельности (виды, роды, жанры искусства) и ее исторические модификации (направления, стили, методы);

· особенности современной художественной культуры и ее перспективы.

Проблемное поле эстетической науки охватывает эстетику действительности, эстетику повседневности, эстетику искусства, эстетику науки, эстетику природы, эстетику религии, практическую эстетику, техническую эстетику, теоретико-информационную эстетику, рецептивную эстетику и т.д.

Эстетика действительности занимается ключевой проблемой – эстетическим, т. е всем, что касается человеческих чувств по отношению к эстетическому богатству мира, включает вопросы о природе и сущности эстетического, исторической обусловленности и изменчивости его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества. Это проблемное поле зародилось еще в греческой натурфилософии.

Эстетика повседневности охватывает различные эстетические вопросы бытия от рождения до смерти; семиотика вещей повседневности и архетипы массового сознания; искусство и мода, человеческое поведение как текст и т.п.

Проблемное поле эстетики искусства составляет художественное творчество во всем многообразии, его природа, специфика и сущность, законы развития искусства, общечеловеческое значение художественных шедевров, эстетическое отношение искусства к действительности.

Практическая эстетика занимается вопросами этикета (общими эстетическими требованиями к манерам поведения), науки, спорта, кулинарии, организации общественных обрядов, мероприятий, праздников. В особую сферу выделяется обычно дизайн, который имеет разные уровни.

Техническая эстетика – это как раз теория дизайна или освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых вещей, станков, машин, мебели, т.е. предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества.

Теоретико-информативная (социокоммуникативная) эстетика занимается особенностями эстетики информации, ее кодами, знаками, смыслом и гедонистическим потенциалом, вопросами массовых коммуникаций. Она разрабатывает проблемы распространения идей и роли СМИ, зависимости культуры от средств ее передачи.

Особое занимает рецептивная эстетика. В 1970-е гг. эстетики Констанцской школы (ФРГ) попытались подойти к искусству не со стороны творчества, а обратным путем – со стороны художественного восприятия и социального функционирования искусства. Главные идеи таковы. Художественное произведение не равно самому себе. Его текст не меняется, но смысл изменчив, потому что является результатом взаимодействия опыта реципиента и автора. Восприятие текста диалогично. Смысл рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив, зависит от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе.

Итак, эстетика – это наука о сущности общечеловеческих ценностей, их природе, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира человеком, прежде всего в искусстве. Эстетика – наука о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве; о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства.

Эстетика преследует целью развитие эстетического отношения к миру. Сущность и специфика эстетического отношения состоит в целостном восприятии мира в контексте красоты как общечеловеческой ценности, в умении адекватно оценивать окружающую действительность сквозь призму понятий прекрасное/безобразное, трагическое/комическое и т.п. Во всех сферах деятельности человека присутствует эстетическое начало, стремление к красоте, поиск идеала и отторжение дисгармоничного. Эстетические знания помогают нам теоретически и практически самоопределиться в понимании природы эстетического и его значения собственно для нас. Исторически сложилось несколько теоретических моделей эстетического или прекрасного. Ю.Б. Бореввыделяет пять концепций. В.Ф. Мартынов – шесть.

По Бореву, 1-я модель эстетического – объективно духовная. Эстетическое – результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей. Прекрасное в ней трактовалось как свет Бога на вещах и явлениях (по мнению Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского) или – воплощение абсолютной идеи (по мнению Платона, Гегеля и др.). Безобразное, низменное и т.п. есть следствие хаоса, действие сатаны. Мартынов говорит о двух концепциях – идеалистической (Пифагор, Платон, Плотин, Шеллинг, Гегель) и монотеистической (христианской).

2-я модель эстетического названа Боревым субъективно-духовной или персоналистской. По Мартынову – субъективистская. Эстетическое – проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность. Источник красоты видится в душе индивида. Так считали Жан-Поль, Б. Кроче и др. Красота – результат потенциального, направленного, активного восприятия предмета субъектом, как считают феноменалисты и представители теории вчувствования (Липпс, Фолькельт).

3-ю модель эстетического называет субъективно-объективной. Согласно ей, эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как с мерой красоты, как считал Аристотель, или с пользой, по мнению Сократа, или с нашими представлениями о прекрасной жизни, по концепции Чернышевского.

4-я модель эстетического, по Бореву, «природническая» или материалистическая. Эстетическое – это естественное свойство предметов и явлений природы, такое же как вес, цвет, симметрия, форма. Красота связана с целесообразностью. Так считал Д. Дидро и др. материалисты. Мартынов к «природникам» причисляет Н.Г. Чернышевского, который отдавал предпочтение прекрасному действительной жизни перед искусством. Однако изучением прекрасного не занимаются естественные науки. Между тем эстетические свойства предметов измеряются с помощью вкуса, а не измерительных приборов.

5-я модель эстетического – общественная концепция (Н.Г.Чернышевский, Г.В. Плеханов, Ю.Б. Борев). Эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях). Эстетическое проявляется благодаря деятельности людей, развивается с обществом. Прекрасное есть явления с их естественными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности, одухотворенные и обретающие положительную ценность для человечества как рода (Ю. Борев). Эстетическое чувство формируется прежде всего на произведениях искусства и только потом проецируется на природный мир. Но почему возникает чувство красоты при восприятии самого произведения искусства? Этот вопрос открыт.

Мартынов выделяет еще 6-ю, формалистическую, трактовку красоты, связанную со стремлением измерить красоту математически. Так, античный скульптор Поликлет в сочинении «Канон» обосновал принципы «золотого сечения» как условия создания идеальной фигуры – «Дорифор», «Раненая амазонка». Августин Блаженный рассматривал математику как мерило земной красоты. С точки зрения Канта, «норма красоты – средняя величина для данного класса предметов и явлений». В рамках формализма абсолютизировались внешние признаки красоты, недооценивалась внутренняя сущность, глубинное содержание.

Исследование основных концепций красоты показывает, что эстетическое сознание как одно из самых сложных интегративных духовных явлений невозможно вывести из одного источника. В целом, несмотря на острую полемику, представителей различных подходов объединяет понимание прекрасного как меры, целесообразности, ритмичности, гармонии, совершенства.

Итак, эстетика – это наука об эстетическом, о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического или чувственного освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве; наука о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве; о сущности и законах бытия, восприятия, функционирования и развития искусства.

 

3. Место и роль эстетики в современном гуманитарном знании

 

Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире, впоследствии, на протяжении тысячелетней историй эстетика не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая — в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались непосредственно самими художниками, композиторами, т.е. в сфере художественной практики. До систематизации эстетических идей А. Баумгартеном Эстетика носила имплицитный характер, т.е. была включена в другие сферы знания и деятельности. Еще в XVII и XVIII вв. эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики.

Этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охвативших весь комплекс проблем эстетической науки – классической и неклассической (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, К.Г. Юнг, А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер).

Эстетическое знание своеобразно, поскольку, с одной стороны связано с умозрительным анализом сущности эстетического отношения к действительности, а с другой стороны касается осмысления реальных процессов искусства. Это породило мысли о том, что у эстетики как науки нет собственного места, она не прикреплена к определенному предметному полю, всякий раз меняет предмет своей рефлексии в зависимости от субъективной прихоти исследователей. Согласно этим взглядам, эстетика, выступающая, с одной стороны, компонентом всеобщего философского анализа, а с другой — естественным результатом искусствоведческих исследований, не имеет собственной территории.

Особая природа эстетики как науки заключается в междисциплинарном характере. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно являет собою одновременно единство логической конструкции, высоких обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия произведения искусства.

Однако такая «биполярность» эстетики не означает ее эклектичности. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии и постижении выразительных форм и проявлений окружающего мира. В широком смысле - это универсалии эстетического, в целом, и преукрасного, в частности, произведения и шедевры искусства, универсалии художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятия природы.

Попытки выявления общих характеристик художественных стилей, порождающих принципов музыкального, изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) предпринимаются и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин — литературоведения, искусствоведения, музыковедения. Однако, по сути дела, всякий раз, когда речь заходит об анализе не одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или художественного стиля, — мы имеем дело с эстетическим анализом.

Эстетика – это философская наука, которая носит мировоззренческий характер, ибо трактует ценность предметов и явлений для человеческого рода. В отличие от философии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и его проявлений в природе, обществе и мышлении, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия, его многообразных проявлений.

Эстетика – самостоятельная наука в системе гуманитарного знания. В то же время она граничит с такими родственными сферами как

· гносеология ( исследует вопросыспецифики образного мышления, художественного метода как способа познания);

· культурология (выявляет особенности эстетического мировоззрения и искусства разных эпох, культур и цивилизаций);

· психология (охватывает вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия);

· социология (изучает специфику культуры слоев общества, их эстетических ценностей и представлений);

· герменевтика (занимается проблемами понимания художественного текста);

· искусствознание (рассматривает вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений) и другими сферами науки.

Проблемное поле эстетики соприкасается с множеством наук, искусств, разными сферами человеческого существования. Методологическая база современной эстетики также богата и многообразна, так как эстетическое знание по сути своей междисциплинарно.

Методологическая база.

Общефилософская методология, на которую опирается эстетика, - это идеи историзма и самодвижения художественной культуры, сочетаемы со структурным и морфологическим подходами и идеями персонализма и герменевтики. Применимы также методы типологии, ретроспекции, математического анализа и т.д.

Итак, эстетика как научная дисциплина занимает важное место в системе гуманитарных знаний и играет определяющую роль в формировании мировоззрения и духовной культуры личности, чего невозможно в полной мере достигнуть без эстетического анализа жизни и искусства.

 


Лекция 7

Тема: Эстетическое сознание

ПЛАН

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.019 с.)