Конспект 30 имре кальман (венгрия – австрия, 1882 – 1953, 1 пол. 20 В. ) стр. 254-256. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект 30 имре кальман (венгрия – австрия, 1882 – 1953, 1 пол. 20 В. ) стр. 254-256.



                          ГРУСТНЫЙ АВТОР ВЕСЕЛЫХ ОПЕРЕТТ.

Венгерский еврей, разорение отца, страх за будущее, юрист, фамилия, пианист (артрит),

Симфоническая музыка, опустился до оперетты, в 26 лет -- в Вену. Любовь – жена, дети, домохозяйка, депрессия. Огромный успех, брат, отец, любимая (туберкулез), нашла любовницу, клятва, жена, дети, роскошь и скромность, странные привычки.

1938 г. -- аншлюс Австрии, «почетный ариец», эмиграция (Париж, США), в нацистской Германии его оперетты запрещены, две сестры погибли в концлагерях (инфаркт). Измена, развод (потрепанный вид). Европа, последняя оперетта, точка, смерть.

Как написать оперетту: кофе, сигары, анекдоты, хохот, погода, девушки, политика, споры, ссоры, крик – и готово! Инструментовка -- 16 часов в сутки.

                      ОПЕРЕТТЫ (ок. 20, пронизаны венгерскими мотивами)

                              «Королева чардаша» («Сильва»)

Сильва — певица в варьете, а Эдвин — офицер, будущий князь. Они любят друг друга. Отец Эдвина устраивает ему перевод в другой полк, подальше от Сильвы. Перед отъездом Эдвин обручается с Сильвой прямо в варьете. Но родители прочат в жёны сыну графиню Стаси и объявляют о помолвке. Узнав об этом, Сильва уезжает на гастроли. А Эдвин наперекор ускоряет обручение со Стаси. И тут на торжество прибывает граф Бони с Сильвой, которую представляет всем как свою жену. Однако, влюбившись в невесту Эдвина, Бони охотно даёт «развод» Сильве. Эдвин счастлив: он теперь может жениться на Сильве, разведенной графине, не вступая в конфликт с родственниками. Старый князь, отец Эдвина, поражён отказом сына от помолвки со Стасси, которая успела влюбиться в Бони. Но Сильва показывает брачный контракт, который Эдвин подписал с ней до отъезда. Оказывается, Сильва — не графиня Канчиану, а всего лишь певица. Эдвин готов выполнить взятое на себя обещание, но Сильва разрывает контракт и уезжает. В отеле, где они остановились Бони старается утешить Сильву, а она подумывает о возвращении на сцену. Приезжает Эдвин, который любит Сильву и не отказывается от женитьбы на ней. Следом появляется старый князь. Выясняется, что его жена и мать Эдвина в юности тоже была шансонеткой, певичкой в варьете. Князь вынужден покориться обстоятельствам. Эдвин на коленях просит прощения у Сильвы.                                

                                      «Баядера» (в пер. «индийская танцовщица»)

 В основе оперетты — история любви восточного принца Раджами и примадонны Парижского варьете Одетты Даримонд. После объяснения в любви от слуги принца она узнает, что тот не имеет права на ней жениться: на его родине, в Индии, этот брак будет недействительным. В отчаянии Одетта объявляет во всеуслышанье, что ее слова любви – всего лишь разыгранный спектакль. Она бросает сцену и расстается с принцем. Но …однажды ему приходит с родины разрешение на этот брак.

                                              «Марица» (самая «венгерская» оперетта)                                                                 Молодой граф Тассило, разорившись, продает свое имение графине Марице, богатой красавице вдове. Марица приезжает в свое поместье. Тассило должен скопить приданое и отдать свою сестру Лизу замуж. Поэтому ему приходиться обманным путем остаться в этом имении под видом управляющего. Марица объявляет о своей помолвке с выдуманным женихом Коломаном Зупаном. Неожиданно приезжает действительно существующий Коломан Зупан и надеется жениться на Марице. Графиня же влюбляется в бедного управляющего ее имением. В это время приезжает его сестра Лиза. Тассило пишет Лизе письмо, в котором говорится о приданном. Письмо случайно попадает в руки Зупана и о содержании письма узнает Марица. Она решает, что Тассило любит ее только из-за денег и прогоняет его. Но тут приеэжает тетушка Тассило и Лизы, и все становится на свои места Влюбленные мирятся, а Зупан делает предложение Лизе.

                                                  «Принцесса цирка»                                                                                                      В се в городе стремятся в цирк, чтобы посмотреть смертельный номер знаменитого мистера Икс. Приходит сюда и богатая вдова графиня Палинская, ради расположения которой любой мужчина готов на всё. Кто добьётся любви красавицы? Таинственный мистер Икс, цирковой артист, ежедневно рискующий жизнью, или блестящий аристократ — интриган, домогающийся героини, готовый идти по головам ради достижения цели?..

                                               «Фиалка Монмартра»                                                                                                         В Париже, в квартале Монмартр, живут бедные студенты и представители богемы. Оказавшись без крова и в долгах, продавщица цветов Виолетта получает помощь от трёх друзей, таких же бедняков — художника, музыканта и поэта. Они написали оперетту «Карамболина». Правда, исполнять в ней главную роль должна жена одного из них. Но капризная дамочка уходит к высокопоставленному поклоннику прямо в день премьеры! И эта роль достается Виолетте -- она становится звездой — фиалкой Монмартра.

В жанре оперетты венгру Имре Кальману, пожалуй, не было равных ни до, ни после него. Ни Оффенбах, ни Штраус, ни Легар, вместе взятые, не написали столько «вечных шлягеров», сколько написал один Кальман. Из 17 его оперетт большая часть — признанные шедевры жанра.

Детство будущего маэстро прошло на берегах венгерского моря — озера Балатон. В 1882-м, когда в семье мелкого еврейского коммерсанта и основателя небольшого акционерного общества по развитию туризма по фамилии Коппштейн появился третий по счёту ребёнок — Иммерих (Имре), Австро-Венгрия переживала эпоху подъёма.

Музыка окружала маленького Иммериха буквально с пелёнок. В доме Коппштейнов в курортном городке Шиофок на берегу Балатона она звучала днём и ночью. На фортепиано играли не только взрослые, но и дети. Начиная с четырёх лет, Имре уже поклонялся «храму искусств» — театру, построенному по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Так получилось, что первые двадцать лет жизни Имре Кальмана прошли под знаком раздвоения личности. Семья настаивала на получении «серьёзной» профессии — юриста, и он, как послушный сын, не мог этому противиться, а душа при этом постоянно рвалась к музыке, к исполнительству, а потом и к сочинительству.

В 1896-м семья Кальман переехала в Будапешт. Причиной стало разорение отца. Ученику пятого класса гимназии 14-летнему Имре Кальману пришлось зарабатывать репетиторством, а вечером помогать отцу переписывать деловые письма и отправлять их на почту. Для мальчика это были тяжёлые годы.

«Страшное чувство неуверенности за будущее никогда не покидало меня в течение всей жизни, — вспоминал Кальман. — Про меня рассказывали анекдоты, но никто не знал, насколько печальна была моя юность. Вот тогда-то и охватила меня невероятная тяга к музыке. Музыка помогала забываться от повседневных забот. Я решил любой ценой учиться и сделаться музыкантом». Однако, подчинившись родительской воле, Кальман поступил на юридический факультет Будапештского университета и параллельно с полной нагрузкой продолжал учиться в Музыкальной академии.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. А чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности. Играть на рояле он не мог: подвели руки. Артрит. Тогда он стал писать критические статьи в газете «Пешти напло», подумывая о карьере музыкального критика. Свои заметки в прессе он обычно подписывал литерами «И.К.». Именно к этому периоду относится рождение его псевдонима Имре Кальман.

В 1902 году, когда Кальману исполнилось двадцать, на свет появилось его первое музыкальное сочинение — музыкальный цикл на стихи Людвига Якубовски. За первой серьёзной работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, — «Сатурналии», поэма для большого симфонического оркестра.

На следующий год начинающий композитор Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присуждённой ему Музыкальной академией. Полученные деньги позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам, но, увы, безрезультатно. Вот тогда-то и закончился Кальман как автор симфонических произведений и родился будущий автор гениальных оперетт. «Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту», — с досады «пугал» близких и друзей 25-летний композитор Имре Кальман после очередного симфонического концерта.

Опуститься до оперетты! Как так? Автор нескольких симфонических сочинений, с немалым успехом исполнявшихся даже в Будапештской опере, обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Будапештской консерватории Кеслера, в начале своей карьеры он лично глубоко презирал легкомысленные жанры.

Однако жизненные обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман и в самом деле «докатился» до оперетты. Как водится, помог случай. Его друг, композитор Виктор Якоби, к тому времени уже ставший автором нашумевшей оперетты «Ярмарка невест», посоветовал Имре попробовать свои силы в оперетте. Не всё же симфонии писать! Тем более что оперетта в начале ХХ века стала в Австро-Венгрии чуть ли не самым востребованным музыкальным жанром. Последнее десятилетие перед Большой войной Европа жила весело. Мало кто задумывался о будущем. Все жили днём сегодняшним. Время и публика требовали зрелищ и развлечений, музыки весёлой и лёгкой.

Вскоре после своей угрозы сочинить оперетту Имре, по совету Якоби, снял дешёвую комнату на чердаке в местечке Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то он и сочинил свою первую оперетту «Осенние манёвры». Премьера постановки прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену. Стало ясно, что в Европе появился новый мастер оперетты, которому тогда ещё не исполнилось и 26 лет.

Главные перемены в жизни Имре Кальмана, как это бывает, случились почти одновременно. Первая оперетта, первый музыкальный успех, первая любовь. В конце января 1909-го в венском театре «Ан Дер Вин» 27-летний композитор праздновал триумф своей оперетты «Осенние манёвры». По окончании спектакля его окружила толпа почитателей. Маэстро не любил шума. Он быстро спрятался в ближайшей кофейне. Вдруг в зал вошла весёлая компания. Один из мужчин шёл под руку с дамой, которая недавно приехала в Вену из Зальцбурга. Её звали Паула Дворжак.

Сначала она не поверила, что полноватый брюнет с пивом — композитор, о котором говорит вся Вена. Она представляла его высоким красавцем, блондином. Неожиданно Паула запела шлягер того времени. Кальман не растерялся, сел за пианино и перевёл мелодию в вальс из своей оперетты.

Из кофейни они вышли вместе. Так начался 18-летний роман Имре Кальмана и Паулы, которая была старше его на 10 лет. Вскоре после знакомства с Паулой Кальман переехал в Вену. Столица Австро-Венгрии надолго становится его вторым домом. Кальман уговаривает Паулу стать его женой, но она никак не соглашалась выйти за него замуж, потому что не могла родить детей. Её устраивало быть его любовницей, другом и заботливой хозяйкой. Пессимистический Кальман часто впадал в депрессию, паниковал перед каждой премьерой. Паула за свои деньги сняла ему небольшую квартиру, сама готовила, стирала, чистила одежду и обувь.

Бережливый Имре покупал лишь свою любимую ветчину, а откуда появляются вкусные обеды, цветы и всё остальное, даже не интересовался. Его мысли были заняты музыкой. С такой спутницей жизни, как Паула, он мог целиком посвятить себя творчеству. И работает как проклятый по 16 часов в сутки.

Если посмотреть, что создано Кальманом за эти счастливые восемнадцать лет жизни с Паулой, то окажется, что именно тогда создан практически весь «золотой фонд» его музыкального наследия. Оперетты «Цыган-премьер», которая закрепила успех «Манёвров» и потому была особо дорога композитору, «Фея карнавала», «Королева чардаша» («Сильва»), «Барышня Жужа», «Баядера», «Принцесса цирка»... Шлягер за шлягером.

Чтобы понять причины столь феноменального успеха Имре Кальмана, надо иметь в виду не только его необычайную работоспособность и налаженный быт, обеспеченный Паулой. Ведь в оперетту Кальман пришёл уже профессионально подготовленным композитором, симфонистом и мелодистом, выросшим не только на классической музыке Шумана, Шопена или Листа, но и на венгерской, еврейской и цыганской народной музыке, которая окружала его в многонациональной Австро-Венгерской империи с самого раннего детства.

Триумфального шествия оперетт Кальмана не остановила даже Первая мировая война, потрясшая в 1914-м всю Европу. В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: лёгкой, весёлой «Барышней Жужей» и «Королевой чардаша».

Беда, как водится, не приходит одна. Вместе с войной пришли несчастья с близкими людьми. Глубоко потрясла Имре смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление Кальман опять в депрессии.

Как известно, лучшее средство от тоски — работа. Исписывая один за другим нотные листы, Имре забывал обо всём на свете. Он вновь создаёт яркие, зажигательные мелодии. Вслед за «Голландочкой» (1920), которая выдержала в одной только Вене более 450 представлений, талант Кальмана рождает один за другим ещё два шедевра: экзотическую «Баядеру» (1921), а вскоре и «Графиню Марицу» (1924). Над последней Имре работал особенно легко и увлечённо. 1924 год — високосный и, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех «Графини Марицы» лишь укрепил эту его убеждённость.

И действительно, казалось, что фортуна теперь уже никогда не отвернётся от Кальмана. С большим успехом прошла премьера «Принцессы цирка» (1926) с её знаменитой арией о чарующих очах. Но тут снова случилась беда. Любимая Паула, его муза, его ангел-хранитель, заболела туберкулёзом. В те годы это был приговор. Ни богатство, которые принесли его оперетты, ни новый роскошный дом уже не радовали Кальмана. Любимая женщина медленно угасала...

«Ты должен жениться на молодой и здоровой девушке, которая родит тебе сильных детей», — постоянно напоминала она Имре. Но тот не хотел и слушать. Тогда Паула решила найти для него любовницу. Она познакомила Кальмана со своей подругой, киноактрисой Агнеш Эстерхази из старинного княжеского рода. Сначала Имре увлёкся молодой актрисой. Однако впоследствии узнал, что у неё есть ещё один любовник. Мечтам о семье и детях пришёл конец и на этот раз. Он порвал с Эстерхази и вернулся к Пауле. Но 3 февраля 1928-го Паула умерла. На её могиле Имре поклялся, что до конца жизни проживёт в одиночестве. Однако судьба распорядилась по-своему.

В венской кофейне Saher, что рядом с Оперой, там, где и сегодня собирается местная богема, в один из осенних дней 1928 года 46-летний Кальман увидел юную руccкую эмигрантку Веру Макинскую. Ей шёл 17 год. Девушка из Перми, дочь царского офицера, погибшего в Первую мировую, вместе с матерью бежавшая в Европу от ужасов большевизма, хотела стать актрисой и надеялась, что какой-нибудь режиссёр обратит на неё внимание.

Случилось так, что Вера и Кальман одновременно встали из-за столиков кафе и направились получать пальто. И вот тут их знакомству помогла грубиянка-гардеробщица, не желавшая подать Вере её накидку прежде, чем обслужит маэстро, хотя девушка была первой в очереди. Возмущённый грубым обращением с молодой особой, композитор счёл нужным представиться Вере и предложить ей свою помощь. «У меня возникло чувство, будто мне протягивают ту пресловутую соломинку, за которую я могу ухватиться», — вспоминала будущая жена композитора. Так начался головокружительный роман композитора и Веры Макинской, ставшей в скором времени Верой Кальман...

В те дни Имре Кальман только что начал работу над новой опереттой «Фиалка Монмартра» и решил посвятить её молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика Карой Имре Фёдора, а потом ещё двух девочек, Лили и Ивонку. Казалось, Кальман был на вершине счастья. Теперь у него было всё: слава, богатство, семья, молодая любящая жена, дети, шикарный дом.

На вечерах в его новом доме — настоящем дворце в аристократическом районе на Газенауэрштрассе — появлялись самые влиятельные лица разных рангов. Приёмы устраивала молодая жена Вера, быстро полюбившая роскошь. Сам же Кальман до конца жизни отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приёмы — это было по-прежнему абсолютно ему чуждо. Слишком памятно было трудное детство, когда репетиторством приходилось добывать кусок хлеба, а денег порой не хватало даже на персик.

Привычки мужа казались Вере странными. В его доме жили таксы, названные в честь главных героинь оперетт. Он собирал часы и молочные зубы своих детей. Словно реликвии, хранил карандаши, которыми писал произведения. Часто уединялся, работал по ночам, был суеверен. Вера же любила транжирить деньги и устраивать приёмы. Кальмана это раздражало. Но он всё равно чувствовал себя с ней счастливым человеком.

Между тем облик Европы менялся изо дня в день. В соседней Германии к власти пришёл Гитлер. На континенте всё сильнее пахло порохом. В марте 1938-го танки Третьего рейха перешли австрийскую границу, превратив весёлую и беззаботную страну в провинцию гитлеровской Германии. Вскоре после аншлюса Австрии Кальмана вызвали в правительственное учреждение, где дали понять, что распоряжением фюрера он будет объявлен «почётным арийцем». Композитор вежливо отказался и спешно вывез жену и детей из Вены в Цюрих, а затем в Париж. В нацистской Германии его оперетты вскоре были запрещены. Начинались годы странствий.

За месяц до начала Второй мировой войны Кальман получил визу на въезд в США, куда и прибыл в 1940-м. Приехав в Голливуд, куда его до войны усиленно приглашали, Кальман узнал, что ни одного фильма по его опереттам снимать не собираются. Он был несказанно разочарован.Вскоре разочарование постигло Кальмана и в семейной жизни. В Нью-Йорке Вера познакомилась с молодым французским эмигрантом по имени Гастон, влюбилась в него без памяти и решила оставить семью. Кальман был потрясён, но согласие на развод дал.

На вокзал, где её встречал Гастон, пришёл и Кальман с детьми. Увидев мать, дети бросились ей на шею. Вера расплакалась. Вид Имре её ошарашил. На нём был потрёпанный костюм, из-под которого торчали грязная рубашка и мятый галстук. Оставив любовника, она бросилась к Кальману. Вскоре они обручились во второй раз.

Во время войны Имре Кальман следил за событиями в Венгрии. Когда узнал, что две его сестры погибли в концлагере, перенёс инфаркт. Немного придя в себя, в июне 1949-го решил вернуться в Европу. Сначала Кальманы поселились в Вене. Поначалу вроде всё шло хорошо. Но через полгода у Имре случился инсульт. Он не мог разговаривать и едва ходил. Семья решила переехать в Париж. Медленно, с трудом превозмогая болезнь, Кальман дописал в Париже партитуру своей последней оперетты «Аризонская леди». 29 октября 1953-го он наконец поставил точку. А на следующий день за завтраком ему стало плохо. Маэстро пошёл к себе, уснул и не проснулся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.019 с.)