Увертюр  вариации, рондо,  («Крейце- 1 скр. Квартеты, венная  рок, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увертюр  вариации, рондо,  («Крейце- 1 скр. Квартеты, венная  рок,



(Кориолан)    багатели (К Элизе)  рова»)                   Квинтеты      месса» Блоха)

                                                Ф.п. сонаты. (32) стр. 156 – 158.

Гениальный пианист, родная стихия, властитель, дневник, внутренний мир, маленькие симфонии

Драматизм и философские размышления. Поздние – не поняты современниками.

№ 8 «Патетическая»(возвышенная) До минор. С поры – театральность, конфликт -- новое, развлекательная, ласкающая слух.

   1ч. Медленное вступление (впервые!) – диалог сурового рока и жалобной мольбы (опера?).

        Сонатное allegro – конфликт, столкновение, волевой характер, схватка «сильного» и

       «слабого», в конце – судьба (тревога, отчаяние), мужество побеждает.

   2ч. Andante – возвышенное, сосредоточенное размышление, мудрость, глубина.

   3ч. Быстрый финал. 1ч? Стремительно, взволнованно, контраст, драматизм. Рондо-соната.

         Кода – основная идея, смирение, вызов судьбе, мужество. Непреклонность.

№ 14 «Лунная» ( Бетховен, поэт Рельштаб), «…фантазия», история любви, ученица Джульетта Гвиччарди, графиня, отказ родителей, замужество, посвящение, «бессмертная возлюбленная?» Правила.         1ч. Сонатное allegro, медленная, скорбная, воспоминание о неразделенной любви.

До диез      2ч. Оживленная, изменчивая, капризная – музыкальный портрет Джульетты.

минор          . Сонатное allegro – бурный и драматичный финал, боль, ярость, гнев.    

№ 23 «Аппассионата» (страстная) фа минор -- (Шекспир «Буря», иллюстрация), подвиг.

     1ч. – 3 мотива: сумрачно-сосредоточенно, мольба, судьба.

     2ч. – строго, хорально, без перерыва – . – борьба героя с бушующей стихией. Кода.  

                              Симфонии Бетховена (9) стр. 154 – 156.                              конспект 21

Гайдн 104, Моцарт – ок. 50, Бетховен? В 30 лет, от 1,5 до 10 лет, изменилось положение, содержание (жанрово-бытовое героико-философские проблемы), грандиозные формы (кучка аристократов все человечество). Симфонии № 1и № 2 – «эхо» Гайдна и Моцарта.

№ 3 «Героическая». «После нее музыка уже никогда не будет прежней!»    Посвящение

Наполеону, настоящий герой, император, жажда власти, «обыкновенный человек, сделается

тираном».  Франц. революция, Наполеоновские войны,  гимн стойкости, победа света и разума

 боль и   отчаяние. Восторги, скучная? Непонятная? Длинная?  Роман жизни и борьбы, новый

герой,  Масштаб, глубина идей, враждебность аристократов? Услаждать слух?

     1ч. Сонатное allegro. Борьба, враги, бой. Непривычно: резкие контрасты,    , sf.

     2ч. Похоронный марш, трагическая кульминация, смерть героя, почести народа.

     3ч. Скерцо.  Жизнь продолжается!

     4ч. Финал – грандиозная картина победы, народного ликования.  

№ 5. До минор. «Через борьбу – к победе!» Посвящена меценатам, премьера? Ссора, соседняя комната, другой дирижер, холодно, равнодушно. Лейтмотив – 4, борьба с судьбой, «…стучится в

дверь», противостояние, победа, «схватить за глотку, пригнуть к земле»,все человечество.

    1ч. Сонатное allegro. Эпиграф. Напряженная борьба, вывод? Ожидание?

    2ч. Andante. Менуэт. Временная передышка, отдых. Двойные вариации. 1т. – строгая песня,

                             2т.—героический массовый марш. К концу – величаво и торжественно.

   3ч. Скерцо . Шутка, тревога, борьба, диалог, судьба – грозно. Ср. раздел – трио – картина

                       народного веселья, огромная толпа. Новое в репризе? Развитие вдали, свет

                       надежды, поиски выхода, впервые в мире ppp                                fff, без перерыва

   4ч. Победный финал. До минор мажор. Ослепительный свет, торжество, блеск и мощь,

                       дополнительные инструменты, марши и гимны Франц. революции, отдали честь.

                      Судьба напоминает? Нет прежней силы. Ликование победы.

№ 6. «Пасторальная» (имеет черты программности). Природа, юмор, задор и энергичность. 

1ч.   «Пробуждение радостных чувств от прибытия в деревню».

2ч. «Сцена у ручья». Пение соловья, перепёлки и кукушки.

. «Веселое сборище крестьян».             4ч. «Гроза. Буря».      5ч. «Пастушья песнь».

№ 9. Вершина. Судьба человечества. Вспоминает прошлое, заглядывает в будущее. Побеждает тот, кто борется. Грандиозный финал? + хор и солисты, ода (торжественное, восхваляющее стихотворение) «К радости. К свободе» (Шиллер), «Обнимитесь, миллионы!», к грядущим поколениям, «…станут братьями», завещание потомкам.

                                                     Увертюры. (11)                                

Завершил путь, изменил положение, просто вступление? Центр тяжести, обобщает содержание,

Разновидность симфонии, новое – программная одночастная увертюра.

«Эгмонт» -- трагедия Гёте, героика, трагедийность, массовость. 10 номеров? Сконцентрирована идея. Сюжет трагедии – 16 в, Нидерланды, испанское владычество, борьба за независимость, герцог Альба – граф Эгмонт (тюрьма, смерть), Клерхен, сон -свобода, обращение к народу, казнь.

Медл. Вступл. – узел драмы. 1т. – власть испанцев, угнетение, сарабанда, мрачно, подавляюще. 

                                              2т. – скорбь и страдания, вздох, стон, плач.

Сонатное allegro – т. борьбы (Эгмонта), испанцев, страдания, напряжение нарастает, контраст

  тем усиливается, последняя схватка, казнь. Кода – победа народа, несмотря на смерть героя.

             

                                                    Опера «Фиделио»

Сложная судьба, «муки и огорчения», 3 редакции, любимое детище (идеальная любовь, верность. нравственный долг). Сюжет: 17 в, Испания, Севилья, губернатор, месть. Флорестан (выступил против несправедливости), тюрьма (смерть), жена Леонора (Фиделио – «верный») -- помощник тюремщика, ночью роет могилу, начальник тюрьмы с кинжалом, заслоняет собой, приезд министра, все выходят на свободу, народ ликует и славит. Жанр – опера «спасения».

 4 увертюры: «Леонора №1. 2, 3», «Фиделио».

Всё, что нам известно как мифы и легенды Древней Греции, как героический эпос, когда-то было спето фэдами, рапсодами. Так звали бродячих, часто полуграмотных певцов, сказителей Эллады. Это были люди, которые подчас утверждали, что в своё время сопровождали Геракла в его военных экспедициях, участвовали в осаде Трои, скитались вместе с Одиссеем. Их рассказы о прошлом были, что называется, «из первых уст». Постепенно эти рассказы и песни обрастали вымыслом, в них появлялись упоминания о множестве невозможных на первый взгляд чудес. Но порою в них проявлялись мудрость жизни, подлинные сокровища опыта, настоящие чудеса, творимые силой духа. Не случайно эти сюжеты подхватили античные классики. Теперь это наследие великой эпохи. В период средневековья (X-XII века) музыка по сути являлась падчерицей церкви: без остатка принадлежала религиозной культуре. Лишь песня оставалась свободным жанром. Песенная культура существовала и развивалась, несмотря на строжайший религиозный запрет всяческой самодеятельности. Певцы, поэты и музыканты – менестрели, трубадуры, жонглёры, мейстерзингеры, шпильманы, труверы – часто чувствовали себя изгоями в обществе. Но эту цену они сознательно платили за творческую свободу, за возможность не лгать ни в жизни, ни в своём искусстве. На языке баллад это искусство говорило о Войне и Мире, Свободе и Рабстве. В нём ещё довольно робко и неумело, подстать суровой эпохе, пробивались лирические мотивы. Эпоха Возрождения (Ренессанс?– XIII-XVI века)… В это время складываются традиции музыкально-поэтической культуры и музыкальной лирики. Ренессанс почему-то воспринимается как эпоха светлая, лучезарная. Этакий «Золотой Век». Но это далеко не так. Ренессанс – эпоха европейских катастроф, время Иезуитов и Инквизиции, гонений и преследований всего свободного, высокого, независимого. В противоречии с этой грустной реальностью – сумасшедший интерес выдающихся представителей эпохи к тому, что собственно такое – Человек? «Выдающиеся представители», – говорим мы. Их были единицы. Но они смогли сделать границы воюющих княжеств и стран прозрачными для достижений науки, культуры, искусства. И не последнюю роль в этом играли музыканты – эти вечные странники, готовые весь мир вместить в пределы своего сознания и души. Из поэтической культуры Возрождения (а это Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Вильям Шекспир, Пьер Ронсар, Франсуа Вийон, Луис Камоэнс и другие) музыканты заимствовали не только образы, но и жанры. К старинной балладе присоединились мадригал и канцона. В XVI веке во Франции и Италии на основе мадригала и канцоны начали складываться новые музыкально-драматические жанры: «мадригальная комедия», «сказка на музыке». Порою они тяготели к сатире, иронии, буффонаде. А иногда опирались на серьёзные, драматические сюжеты, в качестве которых часто использовались античные драмы. Сегодня мы видим в этих произведениях черты нарождающейся оперы – оперы-seria и оперы-buffa. Барокко (конец XVI – первая половина XVIII веков) и классицизм (вторая половина XVIII – начало XIX века) сделали оперу одним из самых популярных жанров. Но и духовная культура барокко испытала необыкновенный подъём. Музыка вокально-драматических жанров – пассионов, ораторий, кантат – стала свободней по форме, украсилась проникновенными музыкально-поэтическими образами. Песенная лирика тем временем стала очень популярной не только в сфере городского фольклора, но и домашнего, семейного музицирования. В эпоху классицизма песня, что называется, вышла на площадь. Так время Великих Революций знаменовало возникновение «массовой культуры». Знаменитая «Марсельеза», написанная военным инженером Руже де Лилем за одну ночь, из той поры. Правила классицизма в том, что бытие должно изображаться в стремлении к наивысшему расцвету, гармонии и покою. Но сама эпоха, породившая этот стиль, буквально взрывалась противоречиями – войнами, революциями, политическими бурями, преследованиями и казнями. Уже в первой четверти XIX века Европу охватила реакция. Об этом времени говорили: «Слова уже в темнице, лишь звуки ещё остаются на свободе». Искусству, чтобы и впредь выполнять свою миссию, необходим был какой-то поворот. И он наступил. Ещё в 1804 году Людвиг Ван Бетховен совершает поступок совершенно в романтическом духе: снимает посвящение консулу Бонапарту к своей третьей («Героической») симфонии, как только до него доходит весть, что Наполеон объявил себя императором. «Этот?– тоже обыкновенный человек!?– в ярости вскричал Бетховен. – Теперь он будет топтать ногами человеческие права... и сделается тираном!». С этими словами он разорвал сверху донизу заглавный лист и швырнул его на пол. «...У морали и у политики свои различные пути. Событие оценивается по-разному, смотря по тому, судим мы о нём с точки зрения человечности или с точки зрения политических преимуществ». Это высказывание Стефана Цвейга могло бы войти в кодекс европейского Романтизма. Но случилось иначе. Творчество «романтиков» создало предпосылки для того, чтобы Цвейг смог сделать подобное высказывание. Ибо человечность и собственно человек – его интересы, его внутренний мир, воображение и чувства – неизменно находились в центре творчества художников эпохи Романтизма (в пределах XIX века). Справедливости ради следует отметить, что вне интересов человека и человечности немыслимы чьи бы то ни было и какие бы то ни было «политические преимущества». Это неоднократно подтверждал ход истории. О чём «романтики», несомненно, были осведомлены. В 20-х годах XIX века начинается невиданный расцвет музыкально-поэтической культуры в творчестве Франца Шуберта, Роберта Шумана, а затем, на рубеже XIX-XX веков, их восприемников: Иоганнеса Брамса и Густава Малера. Появились первые музыкально-поэтические «спектакли»?– циклы песен, объединённые либо авторством одного поэта, либо сквозным сюжетом, общей фабулой. Порою очень средние стихи, благодаря музыке, получали какое-то новое звучание. А соединение стихов и музыки волею композитора приносило совершенно неожиданный результат по красоте и глубине замысла, силе и выразительности воплощения. В отличие от оперы, этого «массового» жанра, здесь мы имеем дело с доверительной камерно-вокальной культурой. В центре нашего внимания вот-вот окажется музыкально-поэтический шедевр эпохи Романтизма, который вызовет разговор на самые сокровенные темы. И не просто разговор. У нас появится возможность поставить перед собой и попытаться разрешить?– каждому на своём уровне?– серьёзную этическую задачу. Предлагаемый сюжет делает этот разговор отстранённым, не затрагивающим чьих-либо сердечных тайн. Но, автор ручается, каждый будет говорить именно о себе. Искусство «романтиков», и в этом его удивительная особенность, неизменно вызывает ощущение сопричастности происходящему. В произведениях «романтиков» бездна заразительной самоиронии, юмора. Есть надежда, что благодаря этому молодые люди приобретут надлежащую «защиту» от глубоких сердечных ран. – Представляешь, – решил поделиться с отцом ученик шестого класса, – я люблю Таню, Тане нравится Серёжа, Серёже – Ира, Ире – Костя, а Костя любит только свой компьютер. В результате все несчастны! Такие дела.    

Родиной романтизма по праву можно назвать Францию. Его появление явилось результатом разочарования в прежних идеалах устройства мира. Вера просветителей в существование общества на «естественных» и «разумных» началах была серьезно поколеблена. Реальная история оказалась неподвластна нормам разума, а современное общество – враждебно природе человека и его личной свободе. Великая Французская революция 1789-1794 годов попыталась претворить эти настроения в реальный результат. Недаром в революционном гимне пролетариев есть известные строки: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…

СТИЛЬ В МУЗЫКЕ
РОМАНТИЗМ Художественное направление романтизм возникло в Европейской и Американской культуре в конце XVIII – первой половине XIX века как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, естественность, искренность и раскованность, повышенное внимание к индивидуальным чертам человека. Романтики отвергали классическую строгость и сдержанность. Им на смену пришли очень сильные эмоции, интуиция, одухотворенность, творческая фантазия

Появлению стиля предшествовали важные исторические события: французская революция и наполеоновские войны. Это были мрачные годы, и казалось, что рухнули все надежды, всё, о чем мечтали передовые просветители XVIII века. Однако XIX век отмечен подъемом освободительного движения в Германии, Италии, Чехии, Испании. Отсюда большой интерес романтиков к национальному прошлому каждой страны: легендам, обрядам, сказкам, обычаям, песням. Красота народного искусства была первая из «вечных ценностей», открытых романтиками. До них никто так последовательно не обращался к фольклору. Вторая ценность – мир человеческой души, неповторимость каждой отдельной личности, разнообразие тончайших оттенков чувств, которые не всегда можно выразить словами. Кто же он – герой романтиков? Это человек с сильными чувствами, с острой реакцией на мир. Он отвергает законы, по которым живут другие, поэтому всегда поставлен выше окружающих.

Повышенный интерес к человеку, его душевному миру способствовал расцвету лирических и лиро-эпических жанров в литературе. Стиль романтизм выдвинул великих национальных поэтов: Гейна – в Германии, Байрона – в Англии, Гюго – во Франции. Красочно передавали колорит исторические романы В.Скотта и А.Дюма. Этот период отмечен расцветом художественного перевода. В России блестящим мастером стихотворного перевода был В.А.Жуковский, который сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического творчества.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике. Художники утверждали в своих произведениях индивидуальность творческой манеры, силу и насыщенность цвета, живописную динамику, контрасты света и цвета. Для них были характерны исторические темы, пейзажы, обостренный интерес к личности (У.Тёрнер, Т.Жерико, Э.Делакруа, О.Кипренский, К.Брюллов).
Могучего расцвета достигает музыкальное творчество и исполнительское мастерство. Яркими признаками романтической музыки являются: частая смена настроений (мажор, минор) свободная форма построения музыкальных сочинений, программность, интерес к национальной культуре, обращение к жанрам, связанным с литературой.

В творчестве австрийского композитора Франца Шуберта отводится песне. Их у него около 600. Свои песни Шуберт объединял в циклы, создавая разнообразную музыкальную повесть, насыщенную контрастными образами и настроениями. Наиболее известные его сочинения «Серенада», «Аве Мария», «Лесной царь», «Гретхен за прялкой», вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» принадлежат к великим творениям музыкального искусства.

В след за Шубертом мастером немецкой лирической песни становится Роберт Шуман.
Среди его лучших песенных циклов – «Любовь поэта», «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Эти произведения были настоящим открытием в сфере музыкальной психологической лирики. Шуман вошел в историю музыки и как мастер музыкального «портрета», музыкального «рассказа» («фортепианный цикл Карнавал»), и как издатель, редактор и автор статей своего «Нового музыкального журнала».
Композитор много писал программной музыки. Он считал, что название произведений должны дать толчок воображению слушателей. Известная пьеса «Порыв» может служить эпиграфом ко всему его творчеству, проникнутому стремлением к простору и свету.

Слова восхищения высказывал Шуман в адрес польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Его фраза: «Шапки долой господа, перед Вами гений!» – стала знаменитой. Сочинения Шопена насквозь пронизаны славянским интонациями, чутким ощущением красоты польской народной песни, польских танцевальных ритмов. Видное место в творчестве композитора занимают национальные танцы: задорные крестьянские, блестящие бальные, поэтические нежные мазурки и взволнованные, приподнятые как поэма полонезы. Шопена называют «певцом фортепиано», потому что все его произведения написаны для этого инструмента. Любимый вид романтической фортепианной лирики – ноктюрн («ночная пьеса»), неповторимо своеобразны прелюдии и вальсы.

Шопен является первым создателем инструментальной баллады, а в месте с венгерским композитором Листом – основателем нового вида фортепианной музыки – концертного этюда. Полные жизненной силы и красоты творения композитора звучат как олицетворение любви к Родине и свободе. Ни один пианист мира не может пройти мимо его сочинений, которые остаются мерилом музыкального и художественного вкуса.
Ярким представителем романтизма в музыке является крупнейший композитор, гениальный пианист, дирижёр, музыкально – общественный деятель, гордость венгерского народа Ференц Лист. Главное место в его творчестве отводится фортепианной и симфонической музыке. Сочинениям Листа свойственно живописное, изобразительное начало. Он стремился передать зримые образы – то, что возбуждало творческую фантазию при общении с природой, знакомстве с произведениями живописи, скульптуры, литературы. Это запечатлевалось в его программных пьесах. Наибольшую известность приобрёл цикл «Годы странствий». Лирическое «Обручение» по картине Рафаэля контрастирует суровым «Мыслителем» по скульптуре Микеланджело.

Полные глубокого страстного чувства «Три сонета Петрарки». На ярких контрастах песенных плясовых напевах написаны «Венгерские рапсодии». Замечательный памятник программной музыки составляют 12 симфонических поэм. Лист – пианист-новатор. Он значительно расширил выразительные возможности и технику фортепианной игры, доказав, что инструмент может быть таким же полнозвучным, как оркестр.
Итальянский композитор Джузеппе Верди писал музыку в самых различных жанрах, но больше всего его влекла опера. Сюжеты брал из Библии, истории, романтических драм Гюго и Шиллера. В центре внимания композитора оказывается личность человека, его внутренний мир. Лучшие оперы Верди: «Реголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло», «Дон Карлос» идут на оперных сценах всего мира, привлекая множество зрителей. Исключительная популярность творчества композитора объясняется глубокой народностью, связью с национальной культурой, высоким гуманизмом и необычайным мелодическим богатством.
Яркая фигура в музыкальном мире – немецкий композитор Рихард Вагнер. Это целая эпоха в музыкальном искусстве. Его творчество связано с национальными традициями немецкой художественной культуры, немецкого народного – поэтического и народно-музыкального творчества. Вагнер был не только великим композитором, но и поэтом, драматургом, дирижером, музыкальным критиком и публицистом, реформатором оперного искусства. Ему принадлежат тринадцать опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Источником его сюжетов был немецкий эпос: легенды об обречённые на вечные скитания «Летучем голландце», о певце-бунтаре Танцгейзере, о легендарном рыцаре Лоэнгрине. Эти яркие персонажи стали героями опер Вагнера. Проблемы человечества: рождение и смерть, любовь и борьба, молодость и старость, страх и смелость композитор отразил в грандиозном цикле, состоящим из четырёх опер («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов») под общем названием «Кольцо нибелунга». Рихард Вагнер – последний крупнейший романтик XIX века.

Много интересного и художественно ценного создали зарубежные композиторы эпохи романтизма. Их музыка – великое сокровище мировой культуры. Она волнует миллионы слушателей, увлекает своей мужественной силой, искренностью и теплотой мелодического высказывания, глубиной выраженных в ней чувств.

ЛАРИСА ПУТИНЦЕВА

 

k45025, Shutterstock.com Почему одно направление приходит на смену другому – пытаются объяснить. Но до конца понять, почему поменялось отношение к миру, к себе, как частице мира – все же очень трудно. Почему восприятие человека в разных эпохах так сильно меняется – для меня остается некоторой загадкой. Естественно, романтизм как направление был широко представлен в литературе и во всех видах искусства. Перечислять фамилии нет никакой возможности, просто хотя бы вспомним, что огромная часть мировой великой литературы принадлежит именно романтической эпохе. То, что относится к литературе или живописи, относится и к музыке. Это никто не придумывал и даже особо не декларировал (за исключением ранних немецких романтиков). Просто появилось особое мироощущение. Туманность, неопределенность, «невещизм», непосредственность, своеволие, мечтательность, приблизительность – одновременно черты и образы романтизма. Характерна тема путешествий (странствий), да и просто тема дороги – с ее бесконечностью. Сама жизнь могла рассматриваться как путешествие. Романтики очень любили всякие открытия – нового, часто неожиданного. При этом прошлое романтики ценили и любили. Романтики часто открывали новое в старом. У них же обнаруживается интерес к фантастическим образам. Воображаемый мир становится нужен как уход от «враждебной действительности». Интуиция, воображение, сам творческий процесс становятся ценностями – в противовес строго рациональному восприятию мира. Главный интерес для романтиков – Личность. С этим интересом связана вера в творчество, творческие силы и в возможность что-то изменить. Отсюда невероятная виртуозность романтиков. «Демонизм» Паганини, сводящая с ума публику игра Листа, или то, как Шуман придумал механический аппарат для развития гибкости пальцев (и повредил руку) – все это явления одного порядка. Творчество не знает границ, возможности человека – тоже. Романтики очень ценили красоту во всех ее проявлениях. То самое прекрасное, которое они видели или представляли себе – становилось идеалом и необходимостью. Чувственности тоже были возвращены все права на существование. Любовь к женщине – одна из главных тем романтизма. Хотя романтизм и родился в Германии, удивительно быстро всколыхнулась вся Европа, уже не только Западная, но и Восточная. Именно романтизму человечество обязано существованием разных школ. Это так и называется: становление национальных школ во всех странах. Польша дала миру Шопена, Венгрия – Листа, Чехия – Сметану и Дворжака, Норвегия – Грига, Финляндия – Сибелиуса и так далее (естественно, не все страны тогда существовали, поэтому понимать нужно как «чешская земля», «венгерская земля»). В полный музыкальный голос заговорит Россия. Придет пора и для Испании. Одновременно с этим естественным образом вспыхнул интерес к народной культуре. Все слышимое ушами тут же претворялось в творчестве. Фольклор – песни, танцы, легенды – перерабатывается, оттуда берутся темы, сюжеты, интонации. К середине XX века останется только обратиться к так называемой «этнической музыке», то есть к традициям других, дальних стран. У романтиков особую ценность приобретает песня (в России – романс). Появляются новые танцы – мазурки, полонезы, вальсы. Романтизм принято «отсчитывать» от начала XIX века до начала XX. Но, конечно, и эти границы можно рассматривать как условные. У каждой страны есть свои особенности. Никакой здесь «обязаловки» нет, это естественные процессы. К тому же в XIX веке случились и другие явления (импрессионизм и так далее). Часто можно встретить выражение «контр-просвещение». Безусловно, это никак не значит, что вдруг все писатели, художники и музыканты отреклись от веры в человеческий разум. Нет, романтики весьма трепетно относились к познанию, но само это познание приобретало романтический оттенок: ведь самопознание так же важно, как и познание. Дух не менее важен, чем разум. Индивидуальность важнее социума. Свобода важнее необходимости. О ценности душевных переживаний так ярко заговорили впервые. Но внутренний мир человека достаточно противоречив. И, конечно же, сразу обнаружился разлад, не только с внешним миром, но и с самим собой. Где-то я встретила показавшееся мне удачным определение (автора не помню): барокко – это проповедь, романтизм – это исповедь. Так они и «раскинуты» в стороны от стройного и упорядоченного классицизма. В искусстве барокко человек обращался к человеку (проповедовал) с чем-то глобально важным, в романтизме человек обращается к миру, заявляя ему, что мельчайшие переживания его души не менее важны, чем всё остальное. И здесь не только право на индивидуальное чувство, но и право на поступок. При этом ранние романтики ценили иронию – как противовес «серьезности» предыдущей эпохи. Ирония могла перерасти в гротеск (сказки Гофмана, картины Фюссли и так далее). Но в музыке – важнее внутренние переживания. Все нужно пережить и прочувствовать. И в отношении чувств – тончайшая нюансировка. Но эта «детализация» чувств не мешала проявлению мощных, ярких, глубоких чувств и страстей. Отсюда у романтиков особое отношение к природе. Природа одухотворена, но не менее интересны переживания человека на фоне природы. В природе ценен не только изначальный порядок, но и хаос, бурление – ведь они тоже символы свободы («дикость лесов», «говор валов» – как у Батюшкова). Если море – то это бушующее море, если горы – то это грозные горы, если лес – то загадочный. Отсюда у романтиков особое отношение к обществу – зачастую бунтарское (Шуман). Идея свободы романтикам исключительно близка. В том числе – свободы творчества. Но свобода часто сопряжена с одиночеством и непонятостью. От этого – еще большее противопоставление себя обществу. Общество всегда консервативно, оно и должно таким быть, потому что из чувства самосохранения блюдет статус кво. Соответственно, общество можно объявить косным, отсюда частый конфликт и разлады с действительностью. Ее нужно или принять, как фатальность, или бороться. Культ детства – тоже от романтиков. Это уже не «маленькие взрослые» предыдущей эпохи во «взрослых» камзолах и даже в паричках. Более того – с маленькой шпагой под мышкой (вспомним портрет маленького Моцарта!). Здесь уже самые что ни на есть дети из «детского детства», из гущи жизни. На картинах – дети в движении, совсем не парадные и не «обобщенные», это дети из жизни, со своими характерными чертами и бездонными глазами. В литературе дети становятся героями. Даже в музыке появилась «музыка о детях» – не учебно-дидактическая литература, а именно одухотворенная музыка о детях и детском восприятии мира. Романтизм – явление сложное, неоднородное. И о конкретных гениальных представителях своей эпохи – от Италии до России – нужно говорить отдельно. Теги: европа, музыканты, романтика

                         РОМАНТИЗМ (направление в искусстве 19 в)                     Конспект 23

               «О, пусть я кровью изойду, но дайте мне простор скорей.

               Мне страшно задыхаться здесь, в проклятом мире торгашей…» (Г. Гейне)

Истоки – 18 век, Эпоха Просвещения, культ Разума, рационализма, порядка. Лучшие люди Просвещения верили, что стоит упорядочить жизнь (распространить всеобщее образование, выбрать хорошее правительство, установить справедливые законы и т.д.) – и настанет счастье для всех.

Следствие – Великая Французская Революция (1789 г): восстание доведенного до крайности народа, энтузиазм, лозунги «Свобода! Равенство! Братство!», аристократов – на гильотину, реки крови, диктатура, террор, «революция пожирает своих детей» (диктатуре всегда нужны враги). 

Итог – появление Наполеона, провозгласил себя императором, наполеоновские войны в Европе,

восстановление монархии, «свобода, равенство, братство», главное в обществе не аристократизм и происхождение, а власть денег! Промышленная революция: появление паровоза, парохода, больших заводов и фабрик и т.п., где, казалось, нет места человеческой душе.

Романтизм – результат разочарования в общественной жизни (зачем бороться, если ни к чему это не приведет?), преобразование окружающей действительности уход в себя, взгляд на мир в себя.  

Герой романтиков – борец, ведущий за собой толпы людей одинок, противостоит толпе, его никто не понимает.

Главный принцип – противопоставление обыденности и мечты, власти денег – власть чувств, внимание к внутреннему миру человека, показ тончайших душевных переживаний. Назначение искусства – общественный долг лирическое самовыражение художника? Уход от неприглядной действительности. Куда? В мечту, иллюзию, обращение к природе, к сказке, мифам, легендам, народной музыке. Интерес к истории, идеализация прошлого, особенно Средних веков (уж тогда-то были возвышенные отношения…).

Следствие – появление национальных композиторских школ в России, Польше (Шопен), Венгрии (Лист), Чехии (Сметана), Норвегии (Григ). Преждемузыканты этих стран не имели возможность учиться на родине и вынуждены были получать образование в Италии и Германии, где они неосознанно впитывали в себя итальянскую и немецкую музыку. Возвратившись домой, они продолжали писать по-итальянски или по-немецки. В 19 веке в этих странах произошел всплеск национально-освободительного движения (кроме России, ни одна из них не была тогда самостоятельным государством), и, как результат, расцвет искусства.

                                

                                        Новому времени -- новые жанры

                                       Фортепианные                                 Вокальные    Оркестровые

Миниатюры (ноктюрны, экспромты, музыкальные моменты Песни,     Симфонические поэмы,

прелюдии, песни без слов, программные), циклы миниатюр, циклы песен,  Программные

баллады, опоэтизирован. танцы (вальсы, мазурки, полонезы)  баллады. симфонии


                                            Представители романтизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.045 с.)