История клавира (клавишно—струн. Инструментов ). Стр. 21-23, 142-147. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История клавира (клавишно—струн. Инструментов ). Стр. 21-23, 142-147.



1. Монохорд (пер. однострунный) – ящик с одной струной. Др. Греция, Пифагор, математик и

                 философ, 6 в. до н.э. Для игры исследования звука. Яшик, струна, подставка. Делил

                 струну на 2, 4, 8 частей. Каждый раз звучало на октаву выше. Внутри октавы –

                 восемь ступеней.       

2. Клавикорд (пер. ключ+струна) – первое упоминание в 14 веке, ящик со струнами и

               клавиатурой. Металлическая пластинка (тАнгент) прижимает струну. Тихий звук

                 (концертные залы небольшие помещения), певуче – легато, зависимость звука от

                  силы нажатия клавиши (крещендо и диминуэндо, вибрато). Домашний инструмент.

3. Клавесин (пер. ключ) – 15 век, псалтериум? Струны разной длины, форма крыла или арфы.  

                 Крючок или перо защипывает струну, звук громкий (двойные и тройные струны)

                 сухой, рассыпчатый, отрывистый, легато, крещендо и диминуэндо, громко и тихо

                 (2 клавиатуры)

                 Разновидности: в Германии – кильфлюгель, в Италии – чЕмбало.

                 Небольшой клавесин, с одной клавиатурой: спинет, в Англии – вёрджинел.

              Клавесин – концертный инструмент, дорогой, богатые дома, драгоценные сорта дерева,

             слоновая кость, золото, драгоценные камни. Стенки и крышки – роспись живописцев.

                Клавиши – слоновая кость, окрашены наоборот (белые руки богатых дам).

4. Фортепиано (пер. громко-тихо) 1711 г. Италия, Флоренция, Бартоломео Кристофори

Пианино (пер. мал. фортепиано) (смотритель коллекции музыкальных инструментов герцога

Рояль (пер. королевский                МЕдичи). Крючки молоточки. Зависимость звука от силы

                                                          удара. «Пианофорт». Сначала – несовершенный (глушители,

                                                         «гудение», Баху не понравился)

За 100 лет вытеснил клавесин. Моцарт – первый публичный концерт на фортепиано, окончательно – во времена Бетховена.

Монохорд.
                        


                                                Клавикорд.                         


                                                                     Клавесин.

           ИСКУССТВО ГАЛАНТНОГО ВЕКА (ФРАНЦИЯ, 18 век)

Некий француз однажды заметил: «Кто не жил до 1789 года, тот вообще не жил!». Да, это был потерянный рай! Прекрасные женщины, галантные мужчины, ни горестей, ни труда, ни старости, ни болезней – одно лишь наслаждение жизнью… Пылкие стихотворения, очаровательные гравюры, грациозные картины той эпохи показывают нам мир блаженства. Но эти свидетели умалчивают, что в раю жила лишь малая часть людей. А для всех остальных жизнь была нескончаемым адом забот и мук.

Итак, Франция… На престоле сменяют друг друга Людовики – 14-й, 15-й, 16-й. Особенно примечателен Людовик 14-й – «Король-солнце» -- так его называли льстивые придворные. «Государство – это я!» -- однажды сказал он. А еще лучше вот это: «После нас – хоть потоп!». Пожалуй, эти слова можно считать девизом того времени. Бесконечные празднества, маскарады, пиры – аристократы бездумно веселились, не желая думать о том, что их мир катится в пропасть. Ведь все эти увеселения оплачивались непомерными налогами. Крестьяне – голодные, озлобленные, обнищавшие, дошли до последней черты.

И катастрофа не заставила себя ждать – в 1789 году разразилась Великая Французская Революция. Народ, которого аристократы считали даже не людьми, а какими-то низшими существами, восстал и смел ненавистный режим! Былые властители мира (те, кто не успел убежать из страны) попали под нож гильотины. Сложил свою голову на плахе Людовик 16 и его жена Мария-Антуанетта, а их маленький сын, который должен был стать Людовиком 17-ым, был отдан на «перевоспитание» в семью сапожника и умер в 10 лет от истощения. Да, в истории Французской Революции немало неприглядных страниц, но одной из самых позорных, несомненно, является то, как обошлись с этим маленьким принцем. Русская поэтесса Марина Цветаева посвятила этому мальчику пронзительное стихотворение…

А мы давайте-ка пристальнее посмотрим в эту «унесенную ветром» эпоху. В моде стиль Рококо. Что же это такое? В переводе это слово означает «завитушка, раковина». В ту эпоху каждую вещь украшали гирляндами, завитками, узорами, инкрустацией. Самый модный узор был в виде раковины. Конечно, и прежде украшений было много, но Рококо превзошло все… Мебель – вычурная, изящная, столики и пуфики на гнутых ножках, и бесконечное количество изящных безделушек – ларчики, табакерки, флакончики, фарфоровые статуэтки.

 Одежда – это отдельный разговор. Самое главное, что хотели показать ее обладатели, это то, что никогда, ни при каких условиях они не могут трудиться. Мужчины, сильный пол, стали женственными и изнеженными – в напудренных и завитых париках, в шелковых камзолах и панталонах, чулках и туфлях с серебряными пряжками. А женщины… О, это надо было видеть!

Широченные платья- кринолины, высоченные каблуки (дамам приходилось ходить с тросточкой, чтобы не упасть) и невообразимые прически. На самом пике моды высота причесок достигала почти метра, а наверху еще вплетались цветы, корзины с фруктами и даже небольшие модели кораблей! Самое интересное, что обладатели этих роскошных платьев и причесок мылись очень редко (тогда считалось, что вода разносит болезни), а «аромат» немытого тела заглушали духами.

Ну, а что же музыка? Как в ней отразился стиль Рококо?

   В Италии в это время царила скрипка, в Германии – орган, а во Франции любимый инструмент – клавесин. Вспомните, пожалуйста, что такое клавесин и клавикорд, способы звукоизвлечения в этих инструментах, их достоинства и недостатки. Музыку, написанную в то время, нельзя назвать великой, гениев эпоха не дала, и группа композиторов, творивших тогда, получила собирательное название «французские клавесинисты». Самые известные из них – Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо, Клод Дакен.

Эти композиторы писали небольшие пьесы – миниатюры, которые объединяли в большие сюиты (как несколько украшений – в одну гирлянду). Что же они хотели изобразить в этих пьесах? А это легко узнать – достаточно прочитать названия. Условно эти миниатюры можно разбить на 4 группы:

 1. Картины природы: Кукушка, Сады в цвету, Перекликание птиц, Тростники, Курица, Пчелы,

                                 Бабочка, Мошка…

  2. Жизнь людей: Сборщицы винограда, Жнецы, Вязальщицы, Маленькие ветряные мельницы,

                        Молотобойцы, Будильник, Старцы на ходулях, Чепчик на ветру…      

  3. Танцы: Ригодон, Гавот, Менуэт, Бурре, Пасспье, Тамбурин (танец с маленьким барабаном).

                         Обязательно загляните в таблицу жанров и вспомните особенности этих танцев.

  4. Женские портреты: а) Финетта, Сестра Моника…

                                    б) Венецианка, Флорентинка, Египтянка…

                                  в) Застенчивая, Сумрачная, Страдающая, Торопливая.. 

Как видите, любимый образ французских клавесинистов – женские портреты. И неудивительно – это было царство женщин: им поклонялись, их внимания добивались. Главные переживания той эпохи – любовные приключения. Попробуйте определить, по какому признаку разбиты пьесы в последней группе.

 Вы помните, как называются музыка, у которой в названии выражено содержание? Это   программная музыка. Таким образом, любимый жанр французских клавесинистов – программная миниатюра. Заслуга этих композиторов в том, что они первыми старались раскрыть в инструментальной музыке конкретный образ. Как ни странно, до них никто не писал пьес с подобными названиями.

Нужно заметить, что музыка эта не отличается глубиной содержания, ведь она создана для развлечения. Все эти композиторы работали при королевском дворе и ориентировались на вкусы праздной аристократии. Поэтому мы не услышим здесь глубоких философских размышлений, как у Баха, и уж тем более нет изображения подлинной жизни народа. Бодро работают «молотобойцы» и «жнецы», а «сборщицы винограда» и «вязальщицы» кажутся вполне довольными своей участью.

Но мы забыли еще одну заслугу французских клавесинистов. Если вы внимательно послушаете эти пьесы, то заметите, что они написаны в хорошо вам знакомой форме рондо (вспомните перевод этого слова, строение рондо и названия частей). Именно эти композиторы впервые использовали рондо в профессиональной музыке (прежде оно было лишь в народном творчестве)    

 А почему мы относим эту музыку к стилю рококо? Потому что в ней тоже избыток украшений. Только украшения эти особые, музыкальные: трели, форшлаги, морденты, группетто. Их объединяют общим словом – мелизмы. Именно они-то и придают этой музыке неподражаемое изящество и легкость. И конечно, слушать эти пьесы лучше всего в исполнении клавесина с его жемчужно-рассыпчатым звучанием.

И напоследок – о живописи. В стиле Рококо писали Никола Ланкре и Жан Оноре Фрагонар. Но «королями» той эпохи были Буше и Ватто. Франсуа Буше был «первым художником короля». Его героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры со своими бесчисленными «триумфами» и «туалетами». Миловидные, бело-розовые, не слишком обремененные одеждами, в окружении прелестных пухленьких ангелочков они резвятся среди белоснежных облаков или в райских садах. Эти картины напоминают чересчур сладкое пирожное: приятно съесть небольшой кусочек, но в больших количествах чувствуешь перебор. Впрочем, заказчикам того времени этого и надо было – они привыкли объедаться «сладостями».

А вот Антуан Ватто изображал не мифологических персонажей, а своих современников. На его картинах изящные дамы и кавалеры располагаются прелестными группами на фоне идиллической природы. На первый взгляд, все прекрасно – кажется, что ничто и никогда не нарушит этого благоденствия. Но в этом художнике есть загадка… Посмотрите внимательно на его картины – они передают неуловимое ощущение хрупкости этого мира, мимолетности и быстротечности праздника. …Странно, он как будто знал, что все это исчезнет – а ведь умер за полвека до революции. Что ж, гении часто обладают даром предвидения… Современники называли его «мастером галантных празднеств», а еще говорили, что на его картинах – «цвет потерянного времени»…

 Вот на этой немного печальной ноте мы и прощаемся со стилем рококо, а впереди у нас очень серьезное слово – «классицизм».

Портрет Марии-Антуанетты

Прическа с фрегатом.

Н. Ланкре. «Танцовщица Камарго»


Франсуа Буше. «Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея».                   «Завтрак»


Франсуа Буше. «Туалет».                                              «Портрет маркизы де Помпадур»

 

 

Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой»
«Счастливые случайности качания на качелях»

 


Антуан Ватто. «Затруднительное предложение»                       «Капризница»                                       

 

«Урок музыки». «Праздник любви»

                                                       КЛАССИЦИЗМ                                                             КОНСПЕКТ 15

Классицизм – художественное направление в искусстве и литературе XVII – нач. XIX вв. Он во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы.
Появился классицизм во Франции. В формировании и развитии этого стиля можно выделить два этапа. Первый этап относится к XVII веку. Для классиков этого периода непревзойденными образцами художественного творчества были произведения античного искусства, где идеалом являлся порядок, разумность, гармония. В своих произведениях они добивались красоты и истины, ясности, стройности, законченности построения. Второй этап – XVIII век. В историю европейской культуры он вошел как эпоха Просвещения или Век Разума. Человек придавал большое значение знаниям и верил в способность объяснить мир. Это было время преклонения перед наукой, философией, разумом. Люди верили, что если искоренить невежество и разумно устроить общество, то можно достичь всеобщего счастья. Итогом этого явилась Великая Французская революция, провозгласившая лозунги: Свобода, Равенство, Братство.

 Главным героем классицизма является личность, готовая на героические поступки, подчиняя свои интересы – общим, душевные порывы – голосу разума. Его отличает нравственная стойкость, мужество, правдивость, верность долгу.

 Рациональная эстетика классицизма нашла отражение во всех видах искусства.

Архитектуре этого периода свойственна упорядоченность, функциональность, соразмерность частей, тяготение к уравновешенности и симметрии, ясность замыслов и построений, строгая организованность. С этой точки зрения символом классицизма служит геометрическая планировка королевского парка в Версале, где деревья, кустарники, скульптуры и фонтаны располагались по законам симметрии.

В живописи главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Давид).

В поэтическом искусстве произошло деление на «высокие» (трагедия, ода, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира) жанры. Выдающиеся представители французской литературы П. Корнель, Ф. Расин, Ж.Б. Мольер оказали большое влияние на формирование классицизма в других странах.
Важным моментом этого периода было создание различных академий: наук, живописи, скульптуры, архитектуры, надписей, музыки и танца.

В музыке композиторы создали очень стройную и логическую систему правил построения произведения. В эпоху классицизма сформировались и достигли совершенства такие жанры как, симфония, соната, квартет, продолжилось развитие оперы.
Оперная реформа Кристофа Виллибальда Глюка (Австрия, 1714-1787). Глюка перестала устраивать опера- seria, которая к тому времени окончательно превратилась в «концерт в костюмах»: из оперы исчезла драма, главными в ней были певцы, для которых композиторы писали чрезвычайно усложненные арии.   Принципы реформы Глюка:

1. Музыка полностью подчиняется раскрытию внутреннего мира героев.

2. Арии, речитативы, хоры образуют большую оперную композицию.

3. Увертюра передает общее настроение оперы.

4. Оркестр не просто аккомпанирует певцам, но и ……….

Глюк написал ок.50 опер, самая известная -- «Орфей и Эвридика», в которой он осуществил новые идеи.

Расцвет музыкального классицизма начался во второй половине XVIII века в Вене. Австрия в то время была могущественной империей. Многонациональность страны сказалась и на художественной культуре. Высшим выражением классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, которые работали в Вене и образовали направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.

 

Конспект 16 Франц-Йозеф ГАЙДН (Австрия, 1732-1809, сер. 18 – нач. 19 в.) стр. 104—106.

             «МОЛОДЫЕ ЛЮДИ МОГУТ УБЕДИТЬСЯ НА МОЕМ ПРИМЕРЕ,

                                ЧТО И ИЗ НИЧЕГО ПОЛУЧАЕТСЯ НЕЧТО»

Австрия – империя (+венгры, сербы, чехи, хорваты), национальная музыка – песни и танцы.

Деревня Рорау, кухарка, каретник (арфа, ноты), трудолюбие, голос, слух, образование, 17,

                                       нравственность, доброжелательность, Михаэль – Моцарт, уроки

Хайнбург –5, родственник, чтение, письмо, счет, пение в хоре, клавикорд, скрипка,

               «больше колотушек, чем еды», церковная процессия, литавры, горбун.

Вена – 8, регент (рук. церк. хора), певчий в капелле кафедрального собора Св. Стефана.

                          Польза:                                               Проблемы:               

Музыкальная столица Европы, новые впечатления.     Много занятий, еда, наказания.

Музыка везде, народная и профессиональная.            2 урока композиции.

Пение, скрипка, клавир.                                                 Голос – улица, деньги, питание, жилье.

 

Знакомый, любая работа? комната на чердаке, холод, жара, клавесин – жуки,

 «счастливее любого короля», «кошачий концерт» -- характер, «Хромой бес».

За 10 лет – профессиональный музыкант, мечта, уроки композиции? слуга у Николо Порпора,

 музыкальные советы, слуга у слуги, целеустремленность – возвращение домой.

Граф Морцин--холостые музыканты?, тайна, сестры, монастырь, брак, характер, рукописи, дети.

Князь Эстерхази – 30, магнат, Эйзенштадт, вице-капельмейстер. однообразиие?, поместья, дворцы, слуги, королевская жизнь, оперный театр, театр марионеток, приемы (иностранцы).          

          Обязанности, проблемы:                                                            Польза:

Контракт. Руководство капеллой, исполнение музыки.            Материальное обеспечение.

Обучение музыкантов, ноты, инструменты, поведение.         Свой оркестр, живое исполнение

Музыка по требованию (1 день), слуга, утро – указания, выезд Ошибки, опыт.

Произведения – собственность князя и наследников,              Известность в Европе.

 Рукописи, «капельмейстер или капельдинер»

                                                                                                     

«Папаша». Моцарт, князья, короли, Наполеон, дипломы, медали, подарки – место, простой, скромный, добрый. 

1791г. – Эстерхази, наследник, капелла, европейская слава, пенсия – свобода!!!

Путешествия, концерты, впечатления, море.

Англияфеодальная, буржуазная, концерты – для избранных, публичные – билеты, слава,

         почтение, восторг, оплата, оркестр (40 – 50). Оксфорд–доктор музыки, люстра, торговец

                нотами. Новая музыка – оратории Генделя. Бонн, Бетховен, уроки, взаимопонимание.

Последние годы – окраина Вены, покой, уважение, слава, оратории «Времена года» и

                         «Сотворение мира», грандиозный успех, «…. это создал Бог!».

                        наполеоновские войны, артобстрел, снаряд, дом, слуги…..

 

               «ТАМ, ГДЕ ГАЙДН, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ПЛОХОГО»

«В этом мире так мало счастливых и довольных людей, везде их преследуют горе и заботы, быть может, моя музыка послужит источником, из которого обремененный делами

 человек будет черпать свое спокойствие и отдых».

                                                      



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.047 с.)