Конспект конспект 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект конспект



Конспект                                                                                                                   конспект

 


 Уважаемые родители и

      дорогие ученики!

Обязательной печати      подлежат только те страницы, на которых вверху написано:

Все остальное печатать

Не нужно!  Ни в коем случае не изменять шрифт и вид страниц!

                                                               Музыкальные формы.                                           Конспект 1

А – одночастная

АВ – двухчастная

АВС – трехчастная

АВА – трехчастная репризная

АВАВАВ…. – куплетная (А – запев, В – припев)

АВСАВ, АВС D АВС, АВСВ D АВСВ, ………….. – сложная трехчастная.

 

АВСВА – концентрическая.

АВАСА … -- рондо (в пер. круг) (А — рефрен, В,С… -- эпизоды)

А А А А А … -- вариации (тема и ее изменения)                                                              

 Сонатная форма (Сонатное аллегро):  

      Экспозиция         Разработка               Реприза
Главная тема // Побочная тема (главн. тон-ть) (поб. тон-ть) Изменение тем (изменение тональностей) Главная тема // Побочная тема (главная тональность)

                                                                   

                    

                               

Фактура (музыкальная ткань)

Монодическая (одноголосная мелодия)

Гомофонно-гармоническая (мелодия с аккомпанементом)

Аккордовая

Полифоническая (многоголосие)

                                                     

                                                        СЛОВАРЬ:

Партитура – нотная запись для оркестра, хора или ансамбля.

Клавир -- общее название клавишно-струнных инструментов;

              переложение оркестровой музыки для ф-но.

Концертмейстер оркестра – первый скрипач, заместитель дирижера.

Капелла – хор, а также оркестр или ансамбль (обычно в 17 – 18 в.)

Капельмейстер – руководитель капеллы

А капелла -- пение хором без сопровождения.

РЕгент – руководитель церковного хора.

Тремоло (в пер. дрожащий) быстрое чередование одного или нескольких звуков.

Кода (в пер. хвост) – заключительный раздел произведения.

Органный пункт – звук, тянущийся или повторяющийся в басу, на фоне которого другие голоса

                         движутся свободно.

Остинато (в пер. упорный) – многократное повторение одного мотива или ритмической фигуры.

Лейтмотив (в пер.главный мотив) —тема, которая характеризует какой-либо персонаж оперы,

              балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую

                      ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при

                                          повторении драматической ситуации в разных частях произведения.

Программная музыка – инструментальное произведение со словесным указанием на его

                                   содержание.                                 

Мелизмы – мелодические украшения звука (форшлаг, мордент, группетто, трель)

Пассаж (в пер. проход) – последовательность звуков в быстром движении, переход из одного

                           регистра в другой. Виды: гаммообразный, аккордовый, смешанный.

Интерпретация, трактовка – индивидуальное толкование исполнителем музык. произведения.

 

 

Фольклор трубадуров

С появлением трубадуров популярность бродячих артистов начала падать. Трубадур(от провансального trobar) - это провансальский поэт-певец XI-XIV вв. Через их творчество простонародное искусство проникало в высшие слои аристократического общества Средневековья.
Трубадуры принадлежали большей частью к высшей аристократии. Известно около 460 имен трубадуров, среди которых герцог Аквитанский Гильом IX, барон Бертран де Борн. Песни любовного содержания чаще всего сочиняли на провансальском языке. Естественность и простота этих песен была главным их достоинством. Кроме рыцарской возвышенной любви трубадуры воспевали также героику крестовых походов и простые земные радости. Трубадуры - это первые представители профессионального искусства, не связанного с церковной музыкальной культурой. Мелодии трубадуров были близки народным песням, несмотря на внешнюю изысканность, они во многом опирались на фольклорные традиции.
Знаменитым трубадуром был Бернард де Вентандорн (ок. 1147 - 1170), создатель одной из самых известных песен "Can vei la lauzeta mover", впоследствии воскрешенной Данте. Среди имен, дошедших до нас, выделяются Гийом де Поитер (1071 - 1126), Маркабри (ок. 1125 - 1248), а также Гийом де Бергеда (ок. 1138 - 1192).

Труверы и миннезингеры

Не меньшей популярностью пользовались трубадуры, жившие на севере Франции. Их называли труверами. Эти исполнители также были часто авторами как слов, так и музыки в своих произведениях. Искусство труверов не отличалось большей демократичностью, чем искусство трубадуров, хотя было еще более близко фольклору. До нас дошло около 2000 поэтических текстов и песен, авторами которых были Крестьен де Труа (ок. 1160 - 1190), Ричард I Львиное Сердце (1157 - 1199), Блондел де Несле (ок. 1175 - 1210) и Теобальдо де Наварро (Тибо IV Шампанский, 1201 - 1253), чье "Ausi conme unicorne sui" является одним из самых известных сочинений труверов.
Около середины XII в., когда в Австрии, Баварии и Швабрии поэзия из рук бродячих певцов и духовенства также переходит в руки дворянства, трубадуры и труверы появились в Германии. Там их называли миннезингерами, от нем. Minne - любовь и Singer - певец; букв. - певец любви. В отличие от трубадуров, у которых поклонение даме - наиболее частая тема, не исключавшая, впрочем, и других, самых разнообразных; у миннезингеров, за немногими исключениями, она являлась единственной темой творчества.
Первыми известными миннезингерами были барон де Кюренберг (ок. 1150 - 1170), Генрих фон Фельдеке (ок. 1190) и Нейдгарт фон Рейенталь (ок. 1219 - 1246), участвующий с Леопольдом VII Австрийским в крестовом походе 1217 - 1219 гг. Самым знаменитым принято считать Вальтера фон дер Фогельвейде (1170 - 1230). Последними миннезингерами считаются граф Гуго Монфорский (1357 - 1423) и тиролец Освальд фон Волькенштейн (1367 - 1445).

 

 

К онспект 8                                             ОПЕРА.

   Рождение: Италия, Флоренция, кружок графа Барди (Флорентинская Камерата), эпоха Возрождения. Воссоздать древнегреческую трагедию, затруднение – пение? декламация? ноты, «драма на музыке». Вокальная музыка в то время – многоголосная, очень сложная, слова непонятны. В опере – одноголосное пение, все понятно. Успех, распространение, консерватории. Оперные школы: Рим, Флоренция, Венеция, Неаполь. 1600 г. (нач. 17в) – «Эвридика», Пери, Каччини. Увертюра, симф. оркестр.   Стр.219-220.

Бельканто: (пер. «прекрасное пение»), итал. стиль пения: легко, грациозно, плавно, главное – голос, актерская игра.  Неаполь, ↑ легкость и красота, ↓ бархатистость и сочность, колоратура – украшения, связность – дыхание, Карузо.    Стр. 223-224.               

Монтеверди: Италия, Венеция, кон.16- нач.17, собор Сан-Марко, открыл оп. театр. Сохранились: «Орфей», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи». Оркестр – аккомпанемент, события, переживания. Увертюра.   Стр. 224-225.                                                                                            

                        Сериа (пер. серьезная) Стр. 227                      Буффа (комическая) Стр. 228           

Время, место      2 пол. 17в., Неаполь                         1733г., Неаполь                                             

Основатель Алессандро Скарлатти                                  Джованни-Баттиста Перголези                                                                             

                                    (кон.17-нач.18в),100 --15                             (нач. 18в.)

Сюжет       Исторический, мифологический             Бытовой (из обычной жизни)                                             

Дейст. лица Боги, императоры, великие люди           Простые люди, слуги, крестьяне.                                                       

Тексты       Изысканные, вычурные, манерные        Простые, разговорные

Музыка      Возвышенная, сложная, виртуозная,     Похожа на народные песни и танцы,

                          часто не соответствовала ситуации                                  скороговорка

Главное     Певцы-солисты, их арии (показать мас- Занимательный, быстро развивающийся

                   терство), сюжет не важен, композитор сюжет (интриги, розыгрыши, переоде-

                    подчиняется прихотям певцов                 вания), разговорные диалоги и ансамбли

Публика    Богатые, образованные люди.                + Простые люди

Отношение   Входили и выходили из зала, пили, ели   Внимательно следили за сюжетом

                   Следили не за сюжетом, а за певцами

Судьба       «Концерт в костюмах», «пастиччо» 1-я опера-буффа – «Служанка-госпо-                                                

                   (паштет) – арии из разных опер.          жа» (1733г). Появилась в интермедиях

                   Потом публика потеряла интерес.       (сценках в перерыве) оперы-сериа.

Наше время К концу 18 века «умерла».                      Жива до сих пор. 


«Служанка-госпожа» (сюжет): Героиня оперы — служанка Серпина. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоёвывает сердце своего неуклюжего господина Пандольфо, он женится на ней, и Серпина из служанки становится госпожой. 

 

                                         Оперные термины:

Либретто (пер. книжечка) – «сценарий» оперы, ее текст или краткое содержание. Стр.118.

                                                                  Обычно композитор пишет оперу на родном языке.

Литературный первоисточник – литер. произведение, по которому написана опера.

Увертюра (пер. открывать) – большое оркестровое вступление к опере, настраивает   

                                                                               слушателя на характер оперы. Стр. 226.

Интродукция, прелюдия – небольшое вступление к опере (появилось во 2 пол. 19в.)

Антракт – перерыв между действиями или оркестровое вступление к действию.

 

                                            Строение оперы:

 Опера делится на действия (акты), а действия – на картины.  Небольшая опера – одноактная                                                             

                                                                       

   

                              

               Опера Перголези «Служанка-госпожа» La serva padrona

Между действиями таких, в высшей степени формализованных развлечений XVIII века, какими является opera seria (итал. - серьезная опера, своего рода высокая трагедия с присущей ей определенной монотонностью),было принято вносить разнообразие посредством intermezzo (итал.интермеццо) - коротких музыкальных представлений в жанре низкой комедии, для которых требовалось всего лишь два певца - сопрано и бас - и порой актер-мим (то есть актер без вокальной партии).

«Служанка-госпожа» была написана, чтобы служить именно таким intermezzo для трехактной оперы самого же Перголези «Гордый пленник». Подобно пяти другим opera seria, которые Перголези сочинил за четыре года своей карьеры оперного композитора, «Гордый пленник» провалился. А вот «Служанка-госпожа» имела огромный успех. Две интермедии, из которых она состоит, могут исполняться - и так впоследствии и делалось - как одноактная комедия. Мелодии оперы простые и веселые, а ее перипетии и характеры, рожденные непосредственно комедией XVIII века, не только очень доходчивы, но и необычайно реалистичны. Так родилась музыкальная форма, получившая известность как opera buffa, у которой оказалась долгая и почетная история, а ее классический пример - «Служанка-госпожа» - имела сценическую жизнь почетную и столь же долгую.

Перголези умер в 1736 году в возрасте двадцати шести лет. Он так и не узнал, что десятью годами позже, кoгдa итальянская труппа поставила это eгo небольшое произведение в Париже, оно стало причиной оперной войны, получившей известность как «война буффонов». Широко уважаемые Рамо и Люлли сочиняли тoгдa величественные и патетические произведения, которые вызывали критические отзывы таких интеллектуалов, как Руссо и Дидро. «Служанка-госпожа» дала им оружие для атаки на формальные музыкальные развлечения, любимые королем. Кстати, королева предпочитала тoгдa музыкальных мятежников. Результатом этой войны было, по меньшей мере, шестьдесят памфлетов, на эту тему, приобретшая успех opera buffa caмoгo Руссо, называющаяся «Деревенский колдун» (она стала образцом для «Бастьена и Бастьенны» Моцарта), и почти две сотни исполнений перголезиевского шедевра.

                                                            Содержание:

У Уберто, респектабельного неаполитанского доктора, двое слуг — прелестная девушка по имени Серпина и немой Веспоне. Уберто в сердцах жалуется, что девушка не несет ему завтрак (шоколад). Когда слуги входят, он пытается прочитать им обоим нотацию, считая их невнимание к нему преднамеренным. Серпина не только не просит прощения, но и парирует каждый упрек Уберто. Шоколад не был приготовлен — ну и что? Хозяин благополучно обойдется без него. Это заставляет Уберто спеть его первую арию «Sempre in contrasti» («Всегда наперекор»), в которой он продолжает жаловаться, но уже демонстрирует некоторую слабость, чем не упускает тут же воспользоваться Серпина. Она запрещает ему покидать дом, даже угрожает запереть дверь, а когда он сетует, что у него от нее болит голова, она исполняет арию «Stizzoso, mio stizzoso» («Зачем вам так горячиться?»), в которой рекомендует Уберто внять ее совету. Тогда Уберто приказывает Веспоне найти ему жену — назло Серпине. Жена, говорит Серпина, это действительно как раз то, что ему нужно. А кто же может быть лучшей женой, чем она, Серпина? И первая часть оперы кончается дуэтом «Lo conosco а quegli occhietti» («Понимаю я прекрасно»),

в котором Серпина убеждает Уберто в том, что он действительно склонен жениться на своей красивой очаровательной служанке, даже если говорит, будто не хочет этого, а Уберто настаивает на том, что она совершенно сошла с ума, коль так думает.

Прошло, по-видимому, некоторое время. И вот Серпина приводит Веспоне к себе в комнату, обряжает его в военную форму, прилепляет ему устрашающие усы. Теперь они оба в заговоре против их хозяина. Когда входит Уберто, она прячет своего сообщника за дверью и вступает в разговор с Уберто. Она говорит ему, что поскольку он отказывается жениться на ней, а она должна соблюдать свои собственные интересы, она обручилась с другим. Его имя — капитан Темпеста (по-итал. — «Буря»), и у него ужасный характер. Это поначалу успокаивает Уберто: опасность женитьбы на служанке миновала, и, когда она поет ему сентиментальную арию о том, как когда-нибудь он вспомнит о ней с любовью («А Serpina penserete» — «Знаю я, вам скучно будет»), его сердце тает. Он соглашается встретиться с этим грозным воякой. И пока Серпина уходит, чтобы привести своего «жениха», Уберто признается публике, что ему искренне жаль бедняжку. К тому же имеется одно тревожное для Уберто обстоятельство: из слов Серпины ясно, что ее жених требует от него огромного приданого — четыре тысячи крон, в противном случае он грозит, что Уберто не поздоровится. Уберто опасается за свой капитал. Является Темпеста-Веспоне. Получивший обстоятельные наставления Серпины, как себя вести и что делать, он исполняет свою роль просто великолепно. Он грозно врывается в дом (не произнося ни слова) и дает понять Уберто (через Серпину), что требует приданого в четыре тысячи крон. Если он не получит его, то откажется жениться на девушке и, более того, тогда сам Уберто должен будет на ней жениться. Когда же Веспоне делает угрожающие жесты и начинает теснить Уберто, тот сдается. Оказывается, он и сам не прочь жениться на Серпине — она миловидна, да и денежки останутся целы. Защищая Серпину, он предлагает ей руку — как в прямом, так и в переносном смысле. Теперь Веспоне снимает свой наряд и обнаруживает, кто он на самом деле. Но Уберто больше не может на него сердиться. Наоборот, он соединяется со своей невестой в прелестном дуэте «Perte io ho nel core» («Что в сердце ощущаю»), в котором они поют о том, как счастливы их сердца (которые бьются, как они говорят, в ритме слов: tippiti, tippiti и tappata, tappata), и который завершается двумя изящнейшими и красноречивейшими фразами:

 

                                  

                                                       Оперные голоса:                                                Конспект 9

                                                                                                                                  

       Женские                                                                   Мужские        

                                                                                     Контртенор(очень высокий) очень редкий

Сопрано: колоратурное –украшения                  Т енор: лиричес. –легкость, подвижность                                                                 

           лирическое – теплота, мягкость                       драматический – сила, широта                             

         драматич. – сила звучания (ст. 247-24 8)                (стр. 249)                                  Меццо-сопрано (те же разновидности)                  Б аритон (те же разновидности, стр.304)                                                        

Контральто – «грудной» (часто роли                 Бас – высокий, низкий, комический (ст.303)                                

                        мальчиков и юношей )                Бас-проф у ндо – очень низкий

                                                                                                                        

                                                     

                                                        Оперные номера:


    Сольные Стр. 221-223                                                                  Ансамблевые

Ария (пер. воздух) -- раскрывает чувства, характер, позже -- сцена, монолог.           Дуэт

Речитатив (пер. декламировать) – пение, приближенное к речи. Вступление к          Трио

               арии, двигает действие, планы, события, слова, чувства.                             Квартет

Секко (сухой) –скороговорка          Аккомпаньято (с сопровождением) --       Квинтет

                 (аккорды клавесина)     выразительная декламация (оркестр)                                                                                                                                                          

                развитие действия                                   чувства героя                                                                                                                                                          

Ариетта, Ариозо – небольшая певучая ария.                                                                  

Каватина – (пер. вытаскиваю, выкапываю) выходная ария.                                                                      

Песня, Романс, Серенада.                                                                                           Хор                           

Куплеты, Рондо.

 

                                               БАЛЕТ.

Франция, 17в, пышные театральные представления, Людовик 14, «Король-Солнце».

Россия, 1 пол.18в, Анна Иоанновна. Нач. 19в. – франц. Шарль Дидло, лучшая труппа, итал.

Мария Тальони (1 пуанты), Авдотья Истомина (Пушкин).

Хореография, балетная техника….. Музыка…. – Служанка, Четкая, ритмичная, удобно танцевать, слушать музыку, любоваться балеринами, человек второго сорта. Мужчины – рама для картины.

Композиторы – подчинялись хореографам, фамилии, попурри (отрывки). Второсортные композиторы, второсортная музыка. Исключения: Адан «Жизель», Делиб «Коппелия»

 Реформа Чайковского: «служанка»….. «госпожа», просто слушать, рассказывает «историю»,

Хореограф -- франц. ПетипА.

                                                     Балетные термины:

Вариация – сольный номер.

Па-де-де – танец вдвоем.

Па-де-труа – танец втроем.

Па-де-катр – танец вчетвером.

Плие – приседание.

Батман -- бросок ноги

Антраша  — прыжок 

Апломб -- умение сохранить положение, равновесие, исполняя движение. Уверенная, свободная манера исполнения.

Арабеск – особая поза.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Пируэт – оборот на одной ноге

Фуэте – стремительное хлесткое вращение.

Экзерсис – тренировочные упражнения.

                                                 Из истории балета.

Балет (с лат. «танцую) как особый вид танцевального искусства сформировался во Франции, где

в 17 веке получили распространение пышные театрализованные представления при дворе

короля Людовика 14-го.. Людовик сам в них участвовал, а придворные льстиво называли его

  «Король-Солнце».

      В России балет появился при царице Анне Иоанновне (1-я пол. 18 в.), но особой     

  популярности он достиг в начале 19 в. Это связано с работой в России французского

хореографа Шарля Дидло, который решил сделать русскую балетную труппу одной из лучших

  в Европе и добился этого. Огромное значение имели гастроли в России легендарной

итальянской танцовщицы Марии Тальони – первой балерины, применившей технику танца на

  пуантах. Русские танцовщицы тоже блистали на сцене. Вот что писал Пушкин об Авдотье

Истоминой:

       «Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит,

        И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола,

  То стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет!» (из какого произведения эти строки?)   

   Ну что ж, хореография и балетная техника были на высоте, танцы отличались красотой и

выразительностью, но вот музыка … Музыке в балетах того времени отводилась роль служанки.

Ей следовало быть четкой и ритмичной, чтобы под нее было удобно танцевать. Никаких особых

 музыкальных красот и не требовалось, зрители приходили на балет не музыку слушать, а оценить

 филигранно отточенные движения балерин. Да и, что греха таить, полюбоваться на хорошеньких

 танцовщиц, к тому же не слишком одетых (по меркам того времени, конечно). Балеринами

 восторгались, их обожали. Богатые аристократы дарили им дорогие подарки, влюблялись в них,

 но… никогда не женились! Женщина, выставляющая себя напоказ, развлекающая публику,

 считалась человеком второго сорта, будь она хоть трижды великая балерина! Танцовщицы

 царили на сцене, а как же танцовщики? Наверное, балет тогда был единственным видом

 деятельности, где мужчины были на вторых ролях. Их задача – поддержать партнершу, выгодно

 ее показать.. Одним словом, если балерина – прекрасная картина, то ее партнер – всего лишь

 рама для картины.

   Не знаю, что думали по этому поводу мужчины – артисты балета, но вот композиторы были

страшно недовольны. Разумеется, не ролью мужчин в балете, а положением музыки.

Композиторам приходилось подчиняться хореографу, именно он указывал, как надо писать

музыку. Фамилии композиторов часто вообще не указывались на афишах. Доходило до того,

что балетмейстеры просто составляли балет из отрывков музыки разных композиторов – это

называлось попурри. (Вспомните, что такое опера-seria, и что общего у нее с тем, что вы сейчас

  прочитали).

      Само собой разумеется, что ни один уважающий себя композитор в то время не брался за

  написание балета. Этим занимались «второсортные» музыканты. Соответствующего качества

  была и музыка. Тем не менее отдельные композиторы стремились выразить музыкой содержание

 балета. Среди наиболее удачных попыток – балеты А. Адана («Жизель») и Л. Делиба

  («Коппелия»).

       Однако впервые балет был превращен в полноценное музыкальное произведение именно

  Чайковским. Суть его реформы – изменение роли музыки в балете. Из «служанки» она

  превратилась в «госпожу», стала самоценным музыкальным произведением. Ее можно просто

   слушать как концертное произведение, чего раньше никому бы и в голову не пришло. Музыка

  Чайковского не подделывается под танец, а сама рассказывает «историю».  

              Но мало написать музыку, надо еще найти достойного хореографа для ее воплощения.

           И такой человек нашелся – это был Мариус Петипа, француз по происхождению, 60 лет

         проработавший в России..     

                                     БАРОККО.

Направление в искусстве (кон.16 – сер. 18 вв.), перевод – странный, причудливый, вычурный

(брак – жемчуг неправильной формы).

Истоки – падение величия Италии эпохи Возрождения, необходимость иллюзии богатства и роскоши.

Архитектура – величие, пышность, украшения: лепка, орнаменты, скульптуры, зеркала, роспись.

Италия: Бернини (архитектор, скульптор), Караваджо (художник), Тассо (поэт).

Содержание – противоречия эпохи: усиление королевской власти, подъем науки и культуры. Ученые (Галилей, Паскаль, Ньютон), писатели (Свифт, Мольер), художники (Рембрандт, Веласкес). Мировоззрение: потрясение от Реформации и учения Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». Отвергается естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, зверством и невежеством.

Характерные черты: величие, напряженность, контрастность, преувеличение (аффектация). АРХИТЕКТУРА: величие, пышность, украшения: лепка, орнаменты, скульптуры, зеркала, роспись. Италия: Бернини (архитектор, скульптор).

ЖИВОПИСЬ: Караваджо, Рубенс, Рембрандт.

ЛИТЕРАТУРА: изображение реальности как иллюзии, сна, использование аллегории, метафоры. Перенос места действия в античность, вымышленные страны.

МУЗЫКА: господство полифонии (вершина развития фуги).

Клавирные:

ХТК (Хорошо темперирован-ный клавир). До Баха – нерав-номерный строй, свыше 2-х знаков в ключе – фальшиво, потом разделили октаву на 12 равных полутонов, сила привычки, решил показать, что все тональности равноправны, 2 тома* 24 прелюдии и фуги, расположены по хроматизму, мажор и одноименный минор, все минорные заканчиваются в мажоре – более устойчивый. 6 6 «Франц.», 6 «Англ.» сюит, 6 партит  во времена Баха сборник танцевальной музыки, в одной тональности, основа – 4 танца в определенном порядке: Аллеманда (немецк., 2д, торжест.)  Куранта (франц. 3д, подвижный), Сарабанда (испанский, 3д, медлен),    Жига (английский  3д, быстрый), может начинаться с Прелюдии, обычно между Сарабандой и Жигой -- современные Баху франц. танцы – Менуэт, Гавот, Бурре. 15 двухгол. инвенций 15 трехгол. инвенций («симфоний»), Сборники: «Маленькие прелюдии и фуги», «Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах». «Итальянский концерт» «Искусство фуги» «Хроматическая фантазия и фуга»  Гольдберг-вариации

Оркестровые:

                       4 сюиты (Увертюра, 4-5 французских танцев, иногда могут быть Ария, Шутка).

                        6 «Бранденбургских концертов».

Для скрипки и виолончели:      Концерты, Сонаты, Сюиты, Партиты.

Вокально-инструментальные (для хора, солистов-певцов и оркестра):

Пассионы (Страсти – на сюжет о страданиях и смерти Христа, + орган и чтец, свыше 3 часов

                    Написал 4. сохранились 2 – «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»)

Кантаты (небольшие, религиозный  (200) или светский (20)сюжет,

                                                       н-р, «Кофейная»: ворчун  отец, дочь Лизхен, мода на кофе)

Месса си минор, Оратории.

 

Города, в которых жил Бах.             Кофейня Циммермана,

     И.С. Бах                                                                                       где Бах часто давал концерты.        

 

   

Памятник Баху у церкви      Могила Баха в церкви Св. Фомы.            Церковь Св. Фомы.

Св. Фомы

 

Бах со своими сыновьями.

Павловские вечера

«Живут лишь в России!» - письма с такими словами посылал Штраус на родину из далекого Павловска, куда приехал в 1856 году. То было его первое путешествие по России, открывшее в Павловске одиннадцать триумфальных летних сезонов. Гастрольному турне в Павловск предшествовал контракт музыканта с Дирекцией Царскосельской железной дороги, согласно которому ежедневно, за исключением одного дня в неделю, Штраус должен был дирижировать своим оркестром в павловском павильоне «Воксал».

Железнодорожный транспорт еще пугал скоростями, его просто-напросто побаивались. Тогда-то и придумали гениальный рекламный ход: чтобы привлечь народ к новому виду передвижения, в железнодорожном вокзале устраивались музыкальные вечера. Расчет дирекции оказался прицельно верен, и уже через год летний Павловск становится музыкальной столицей, куда элегантных и состоятельных гостей все чаще привозят поезда.

«Воксал» представлял собой изящное деревянное здание, на верхнем этаже располагались меблированные номера, где и останавливался композитор. Иоганну Штраусу, как и его братьям Йозефу и Эдуарду, понравился пригород Северной столицы у берегов быстрой Славянки. Концерты собирали не только дачников Павловска, сюда съезжались меломаны Петербурга и Царского Села. Зал, рассчитанный на три тысячи мест, не мог вместить всех желающих. Отсюда, из Павловска, Штраус нередко отправляется на выступления в знатные аристократические салоны Петербурга, «выезжает ко двору», развлекает гостей императорских резиденций, играет на балах его величества.

В судьбе Штрауса-сына случилась такая история. Вальсы отца, Иоганна Штрауса-старшего, покорили Петербург. Супруга Николая I Александра Федоровна бережно хранила ноты переписанных от руки вальсов.

В 1834 году русский император звал Штрауса-отца в Россию, но поездка не осуществилась - неведомая страна внушала страх. Александра Федоровна познакомилась и с Иоганном Штраусом-сыном. Это произошло в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее». В довершение сказанного подарила юному композитору, которого признала музыкальным преемником отца, бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой - посвятил Её Величеству «Варшавскую польку».

Российская слава Штрауса, кажется, не знает границ: его приветствуют высочайшие особы и боготворят меломаны. Окружают влюбленные улыбки и восхищенные глаза, тосты и восторги. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. Успех измеряется и нарушением привычного образа жизни Павловска, где в цветочных магазинах составляются букеты, которым присваиваются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос «Штраус», а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически «а'ля Штраус».

Жан и Ольга

Итак, едва разменявший четвертый десяток Штраус получает в России полную свободу творчества и значительные гонорары. За ним прочно следует слава ветреного ловеласа и нарушителя спокойствия женских сердец. «Северная пчела» и «Голос», «Отечественные записки» и «Искра» публикуют не только статьи и отзывы о его выступлениях, но и карикатуры и фельетоны. Газетные страницы гласят, что совсем скоро темпераментный маэстро «в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из  нежных записок восторженных поклонниц». На шаржах - гибкая фигура «танцующего дирижера» под перекрестными взглядами обмирающих от восторга дам в кринолинах и негодующих ревнивых мужей. В Павловске Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - «Кадриль на стрельнинской террасе», «Прощание с Петербургом», вальс «Воспоминания о Павловске», «Полька-Нева».

Ольге Смирнитской едва исполнилось двадцать. Воспитанница института благородных девиц



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.134 с.)