Конспект 28  легкая музыка 19 века. Стр. 209 – 214. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект 28  легкая музыка 19 века. Стр. 209 – 214.



Вальс – «король всех танцев», 1800 г.,

Предшественники: Австрия, Чехия, Германия, Франция – народные танцы: фурмант, вальцер, вольта, лендлер (подскоки, подпрыгивания)

Непристойный, запрещали, 10 мин, Вена-столица вальса, 1815, Наполеон, танцующий конгресс.

                                   СЕМЬЯ ШТРАУСОВ (отец и сыновья, Австрия, Вена)

Иоганн Штраус (отец, 1804 -- 1849) – сирота, оркестр Ланнера, гастроли, на заказ:

юристы – «Согласие», медики – «Танцевальный рецепт», «Эфирные мечты», «Сердечные звуки»

Французский, бельгийский король, коронация королевы. Грандиозные похороны.

Иоганн ШТРАУС (сын, 1825 – 1899) – музыкант коммерсант, скрипка рояль (светская жизнь). тайные уроки, лицензия, развод родителей, лишил наследства, 2 оркестра.

Отец – зависть («король вальса»), «черный список», придворные балы.

Революция 1848 г.: отец поддержал монархию («Марш Радецкого»), сын – революционеров («Марсельеза», революционные марши и вальсы).

Смерть отца (скарлатина), «Реквием» Моцарта, издал все произведения на свои деньги.

Объединенный оркестр, множество приглашений, вместо себя -- братья Йозеф, Эдуард. Руководство, сочинение, зависть: «братья талантливее меня, просто я популярнее»

Россия – Павловск (Петербург). Вокзал, контракт с дирекцией железной дороги (реклама),  10 летних сезонов, «Живут лишь в России!», огромный успех: аристократические салоны, императорские балы, толпы поклонниц, броши и кольца, букеты, папиросы, прически.

Слава ловеласа: карикатуры, «ковер из записок».

Ольга Смирнитская (генерал, мать – из купеческой семьи) – тайная поклонница, случайное знакомство в нотном магазине, письма, тайные свидания, властная мать, визит, решительный отказ, мысли о побеге, смерть брата, «послушные дети», брак с юристом, счастье, письма (требование матери, компрометируют) у подруги, за границу, продала вдове Штрауса.

Штраус – 3 брака, дети.

Гитлеровская Германия – попытка скрыть еврейское происхождение Штраусов.

Каждый год 1 января – Новогодний концерт в Вене, музыка Штраусов. Прямая трансляция.

                                                  КОРОЛЬ ВАЛЬСА.

Вальсы (168)                              Польки(117)    Др. танцы             оперетты (16)


«На прекрасном голубом Дунае» «Трик-трак)     Кадрили (73)   «Летучая мышь»

«Сказки Венского леса»            «Пиццикато»   Марши (43)     «Цыганский барон»

«Весенние голоса»                     «Без остановки» мазурки (31)

«Жизнь артиста»                                                        Галопы


                           Оперетта «Цыганский барон».

Основная тема оперетты — тема человеческого достоинства и всепобеждающий любви, национальной гордости и стремления к свободе. Место действия -- Венгрия. Помещик Баринкай был изгнан с родины из-за своих связей с иноземцами. Спустя 20 лет его сын Шандор приезжает в родные края с чужбины. Доставшийся ему отцовский замок превращён в руины. Здесь теперь расположился цыганский табор. Шандор пытается ухаживать за дочерью местного богача свиноторговца Зупана, но его отвергают из-за бедности. У Шандора и цыган завязывается дружба и скоро он становится их предводителем и влюбляется в прекрасную цыганку Саффи. Вскоре выясняется, что Саффи — не цыганка, а дочь турецкого паши, управлявшего Венгрией.

                            Оперетта «Летучая мышь»

Коммерсант Генрих Айзенштайн осужден за браконьерство на 8 суток тюрьмы. Его жена Розалинда опечалена предстоящей разлукой. Приятель Айзенштайна, адвокат Фальк, уговаривает его съездить на бал-маскарад, прежде чем сесть в тюрьму.

Заподозрив обман, Розалинда тоже едет на бал. На балу Айзенштайн увлекается очаровательной маской, одетой в костюм летучей мыши, не подозревая, что это … его жена!

 

Иоганн Штраус (сын)                                     Ольга Смирнитская

Афиша оперетты «Цыганский барон»          Вокзал в Павловске.

 

   

Афиша фильма «Прощание с Петербургом»

 

                                       

Ольга Смирнитская (1837-1920)    

Адель Штраус (1856-1930), супруга Иоганна Штрауса

 

Павловские вечера

«Живут лишь в России!» - письма с такими словами посылал Штраус на родину из далекого Павловска, куда приехал в 1856 году. То было его первое путешествие по России, открывшее в Павловске одиннадцать триумфальных летних сезонов. Гастрольному турне в Павловск предшествовал контракт музыканта с Дирекцией Царскосельской железной дороги, согласно которому ежедневно, за исключением одного дня в неделю, Штраус должен был дирижировать своим оркестром в павловском павильоне «Воксал».

Железнодорожный транспорт еще пугал скоростями, его просто-напросто побаивались. Тогда-то и придумали гениальный рекламный ход: чтобы привлечь народ к новому виду передвижения, в железнодорожном вокзале устраивались музыкальные вечера. Расчет дирекции оказался прицельно верен, и уже через год летний Павловск становится музыкальной столицей, куда элегантных и состоятельных гостей все чаще привозят поезда.

«Воксал» представлял собой изящное деревянное здание, на верхнем этаже располагались меблированные номера, где и останавливался композитор. Иоганну Штраусу, как и его братьям Йозефу и Эдуарду, понравился пригород Северной столицы у берегов быстрой Славянки. Концерты собирали не только дачников Павловска, сюда съезжались меломаны Петербурга и Царского Села. Зал, рассчитанный на три тысячи мест, не мог вместить всех желающих. Отсюда, из Павловска, Штраус нередко отправляется на выступления в знатные аристократические салоны Петербурга, «выезжает ко двору», развлекает гостей императорских резиденций, играет на балах его величества.

В судьбе Штрауса-сына случилась такая история. Вальсы отца, Иоганна Штрауса-старшего, покорили Петербург. Супруга Николая I Александра Федоровна бережно хранила ноты переписанных от руки вальсов.

В 1834 году русский император звал Штрауса-отца в Россию, но поездка не осуществилась - неведомая страна внушала страх. Александра Федоровна познакомилась и с Иоганном Штраусом-сыном. Это произошло в 1850 году в Варшаве. Она с восторгом приняла его музыку: «Ваши вальсы восхитительны. Предрекаю вам большое будущее». В довершение сказанного подарила юному композитору, которого признала музыкальным преемником отца, бриллиант. Он, в свою очередь, отблагодарил русскую императрицу музыкой - посвятил Её Величеству «Варшавскую польку».

Российская слава Штрауса, кажется, не знает границ: его приветствуют высочайшие особы и боготворят меломаны. Окружают влюбленные улыбки и восхищенные глаза, тосты и восторги. Поклонницы раскупают кольца и броши с изображением музыканта. Успех измеряется и нарушением привычного образа жизни Павловска, где в цветочных магазинах составляются букеты, которым присваиваются названия его вальсов и маршей, гостиные знатных домов наполняются ароматом папирос «Штраус», а парикмахеры укладывают волосы своих клиентов в прически «а'ля Штраус».

Жан и Ольга

Итак, едва разменявший четвертый десяток Штраус получает в России полную свободу творчества и значительные гонорары. За ним прочно следует слава ветреного ловеласа и нарушителя спокойствия женских сердец. «Северная пчела» и «Голос», «Отечественные записки» и «Искра» публикуют не только статьи и отзывы о его выступлениях, но и карикатуры и фельетоны. Газетные страницы гласят, что совсем скоро темпераментный маэстро «в состоянии будет ходить от своей квартиры до эстрады по ковру, сложенному из  нежных записок восторженных поклонниц». На шаржах - гибкая фигура «танцующего дирижера» под перекрестными взглядами обмирающих от восторга дам в кринолинах и негодующих ревнивых мужей. В Павловске Штрауса не оставляет вдохновение, он пишет едва ли не лучшие произведения тех лет, среди них - «Кадриль на стрельнинской террасе», «Прощание с Петербургом», вальс «Воспоминания о Павловске», «Полька-Нева».

Ольге Смирнитской едва исполнилось двадцать. Воспитанница института благородных девиц проводит лето на даче в Павловске вместе с родителями и младшим братом. В полном соответствии с модой времени увлекается литературой и музыкой, сочиняет романсы на стихи Лермонтова, Пушкина, Фета, Кольцова. Печально-сентиментальные мелодии, написанные девушкой, ожидающей любви и готовой к встрече с ней, таят в себе предчувствия разочарований. И неженатый красавец-композитор становится идеальным объектом обожания.

Нет никаких сомнений в том, что прелестная Ольга - из числа почитателей Штрауса. Она часто бывает среди павловской аристократической публики вместе с родителями. Почему непременно с родителями? Да потому, что дворянским происхождением чопорная чета Смирнитских необычайно гордится, стараясь навек позабыть о купеческих корнях матери семейства. Так люди, перебравшиеся в столицу, всегда кичились своей «пропиской».

Сведения о том, когда были представлены друг другу Штраус и Ольга, остались для потомков тайной. Томас Айгнер небезосновательно полагает, что их знакомство относится к лету 1858 года, когда Штраус открыл свой третий «русский сезон». Во время концерта среди слушателей «Воксала» Штраус заметил прелестную девушку с грустным обожающим взглядом, в светлом открытом платье. После концерта музыкант привычно разбирал цветы и послания и обратил внимание (сердце подсказало?) на небольшой букет белых роз с прикрепленной запиской: «Преподнесено мастеру в знак уважения от незнакомки». Через несколько дней они познакомились в нотном магазине и впоследствии оба рассматривали встречу как знак судьбы. Музыка оказалась их эсперанто, Ольга показала Штраусу свои романсы и уговорила его проконсультировать по части композиции. А вскоре попросила Штрауса исполнить ее произведения в Павловском «Воксале». Штраус аранжировал несколько сочинений Ольги, в том числе «Польку-мазурку» и романс «Так и рвётся душа» на стихи Кольцова, и включил их в свои концерты.

Это, несомненно, было и лестно, и почетно для композитора, хотя Штраус нередко вставлял в свои программы музыку «аристократических непрофессионалов». Так, например, сохранилась афиша, свидетельствующая о том, что в одном из концертов звучали вальсы великой княгини Александры Иосифовны, матери великого князя Константина Константиновича (поэта К.Р.) А в последующих программах уже значится новое произведение Штрауса - посвященный княгине «Александра-вальс».

Итак, избалованный успехами у женщин, созданный, казалось бы, для поклонения и любовных авантюр, Иоганн Штраус полюбил лукавую, милую и непосредственную Ольгу. Он сам почти удивлен нахлынувшей на него страстью. Для образованной девушки, умевшей слушать и понимать, это было первым, желанным и долгожданным чувством. Отношения по условиям света должно было скрывать, что они и делали. Иногда она своими романсами отвечала на его письма, а он откликался на ее призывы, обыгрывая в своих опусах ее мелодии. Но истинная жизнь влюбленных воплотилась в письмах.

Великая княгиня Александра Иосифовна, принцесса Александра Альтенбург

Памятник Штраусу в Павловске.

 

Драматургия эпистолярия почти идеальна - от первых галантных объяснений композитора, восторженных обращений: «мой ангел», «любимое дитя мое», «мой идеал», клятв: «свято быть Твоим, и пусть накажет меня Господь, если я не сдержу своего слова» - до самого трагического письма: «Ольга, дитя мое, вот хочу открыть тебе мое сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Сами Твои дорогие мне письма в силах утешить меня только в тот момент, когда я их читаю, потому что лишение возможности Тебя видеть делает меня нежизнеспособным; я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твое дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть все дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без обладания Тобой подобна смерти для меня, - и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет. Я вне себя, и если даже беру в руки Твои письма, чтобы скорее немного успокоиться, то чувствую, несчастный, что все дальше пароход отдаляет меня от Тебя, так что и сами Твои письма не приносят мне больше утешения. Я не могу больше мыслить, - я близок к безумию, я чувствую это. Небо, дай мне умереть, - нет у меня больше радости жизни, у меня нет больше надежды, мне не остается больше ничего, кроме смерти. На корабле люди смотрят на меня, как на сумасшедшего, я замечаю, что вызываю содрогание; скоро люди будут совсем избегать меня, и меня запрут в желтый дом, где я сдохну, как зверь. Спасибо за Твои утешительные письма, но для меня нет утешения. Моя страсть съедает меня. Прощай, ангел, я не могу больше писать. Бог знает, что со мной произойдет. Вечно Твой, Жан».

Послушные дети

На пути ликующей любви, герои которой так хитро - музыкой, названиями сочинений, взглядами, тайными «конфетками», содержанием которых были записки, - плетут вязь своих отношений, возникли непреодолимые препятствия. В минуты встреч они мечтают о будущем, клянутся в вечной любви. Кажется, эта романтическая любовь в духе галантной литературы была обречена на трагический исход. Сословные предрассудки родителей Ольги (к своему дворянству они относились трепетно) не допускали мезальянса, брака дочери с музыкантом «простого происхождения» (он - «из вечно странствующего народа», да еще и иностранец!). Помимо социального неравенства родителей смущал шлейф покорителя женских сердец, преследовавший Штрауса, ведь Павловск судачил об одной любовной истории композитора. Это, конечно, не устраивало родителей, но была и еще одна причина - в России Штраус часто болел, и врачи предсказывали ему скорую гибель. В одном из писем он сообщает Ольге, что доктора отвели ему на жизнь всего два года.

Поначалу Ольга, как преданная дочь, не решалась ослушаться родителей, боялась расстроить их. Штраус, как и положено, встретился с матерью Ольги, дамой властной и своенравной, не допускавшей никаких самостоятельных решений дочери. Визит поверг влюбленного в ужас. Встретив глухое непонимание, он почувствовал себя оскорбленным, о чем и писал Ольге: «В момент, когда она тихо говорила, что я ни в чем не должен Тебе верить, что все, что Ты хочешь, вылетает из Твоей безрассудной головы, и обманутый, не должен больше Тебя и слушать, я почувствовал непроизвольно ненависть к этой матери, которая сама умышленно, чтобы исполнить свой план, говорит гнусности о своем ребенке....Она называет случившееся интригой с Твоей стороны, за которую мы оба будем наказаны. Что касается ее поведения, ее выражений по отношению ко мне, она была неделикатна, - бесспорно! Потому что, когда она пожелала потребовать от меня Твои письма.., я поклялся, что Твои письма уйдут со мной в могилу, она объявила, что при моем слабом здоровье я могу умереть каждую минуту, поэтому она не может быть спокойна».

Штраус так и не предпринял попытки объяснения с отцом Ольги, который, как и мать, настаивал на разумном выборе дочери. «Я сделаю для Тебя все, отдам жизнь свою, но не могу говорить с Твоим отцом, сжалься, дитя мое, Ольга!» Он знал, что отец «будет отвечать как практично думающий человек, от которого нельзя ожидать понимания глубокой артистической души».

Надо сказать, что и сам Штраус был послушным сыном: матушка всегда пугала Иоганна потерей свободы, которую неминуемо влечет за собой брак. Она боялась, что женитьба Иоганна, да еще в далекой России, отведет его от известного семейного братства, которое нередко именовали «Штраус и сыновья». Если верить письму Штрауса, он сумел убедить мать. «Дорогая Ольга, только что меня покинула мама, которая до сих пор составляла мне общество у меня в спальне, - мотив нашей беседы был Ольга. Моя мать не имеет более страстного желания, чем познакомиться с Тобой....Я прочитал ей многие места из Твоих писем. Мама думает, что со временем Ты изменишься, но если Твои уверения - правда, она бы чувствовала себя счастливейшей матерью на свете...» Слова матушки были лукавством, успокаивающим бальзамом, который не лечит, а согревает измученное тело.

Не получив согласия родителей Ольги, влюбленные по совету друзей хотели бежать, но девушка никак не могла решиться. Дочерний долг победил мечту о побеге, когда умер брат Ольги, и в такой ситуации она приняла решение не оставлять родителей. В 1860 году Штраус вновь просит руки Ольги, но получает от своей избранницы окончательный отказ.

Каждое послание Штрауса - образец сентиментального письма. После того как Ольга подарила ему локон своих волос, он написал: «Целовать твои волосы - мое постоянное занятие, я не могу спать, потому что думаю, что из-за этого буду терять время». Эпистолярное наследие композитора (и окрыленные, полные надежд послания, и те, чей автор устал и покорно смирился) отличает невероятно возвышенный язык романтика. «Возможно ли найти слова, чтобы описать Тебе мои чувства, когда я читал Твои одухотворившие меня строки! Уверяю Тебя, что это был счастливейший момент в моей жизни... Так возьми же мое сердце, чтобы оно могло доказать Тебе, как любит Тебя, чтобы оно без остатка отдало то, что ниспослано ему Самим Создателем!».

Или: «Ольга! С сегодняшнего дня я живу только одной надеждой: не покидать Тебя никогда, принадлежать Тебе. И если надо будет преодолевать трудности, они должны быть побеждены, в противном случае я положу конец своей жизни». Пылающие письма волшебника сцены с беззастенчивой откровенностью пытающегося выразить в слове тайные чувства и страсти. «После того как два дня назад я был лишен счастья разговаривать с Вами, я последовал звуку моего сердца общаться с Вами мысленно, для чего Ваши любезные строки дали мне достаточно материала. Я не могу не признать, что смысл Ваших слов, высказываний противоречив и, как Вы сами уверяли, может привести лишь к болезненным заблуждениям для меня, так как я человек слабый и не должен путать Симпатию с Любовью... Ваш благой совет - реже разговаривать с Вами, один-единственный, не был оставлен без внимания. Мое сердце кровоточит, но оно предается сомнениям и подчиняется Вашему совету. Сохраните же Вашу дружбу, о которой я прошу Вас, в глубоком почтении»... В сущности, они оба оказались послушными детьми.

Жизнь друг без друга

Ольга на два десятилетия пережила Штрауса. Вскоре после расставания с композитором она вышла замуж за юриста Александра Лазино-Лозинского, с которым прожила в браке более 60 лет и ушла из жизни через неделю после смерти супруга. В их отношениях не было никаких романтических чувств, почти как у Чехова - «они женились и были несчастливы». Музыка все реже звучала в доме, отношения с мужем складывались весьма прохладно, жизнь оказывалась полна бытовых забот. Со старшей Смирнитской у Лазино-Лозинского взаимопонимания и вовсе не сложилось. Ольга родила четырех сыновей, один из которых страдал расстройством рассудка, второй свел счеты с жизнью в молодые годы.

Иоганн Штраус, пройдя через три брака, не подарившие ему детей, тоже не обрел ни счастья, ни семейного уюта. Всю свою жизнь он хранил портрет Ольги. Его подарил музыканту автор, модный художник Иван Макаров. Когда-то Иоганн сопровождал Ольгу на сеансы позирования. Воспоминания, письма и портрет - вот все, что осталось композитору в память о северной музе.

Мелодии Штрауса и сегодня звучат в Павловске, городе славных музыкальных традиций. Павловские музыковеды и историки серьезно изучают жизнь и творчество австрийских композиторов, в Розовом павильоне парка проводится ежегодный штраусовский фестиваль «Большой вальс». А в сквере, рядом с Павловским дворцом и парком, летом 2003 года установлен бронзовый памятник: Иоганн Штраус играет на скрипке.

 

 

   

 

 

 

                                                        ОПЕРЕТТА.                        Стр. 250-251.  Конспект 29                                   

Франция, сер.19 в. ( франц. и итал. комич. Оперы)

Как в опере --  Арии, ансамбли, хоры – облегченные.

Новое – быстрые куплеты, кан-кан – быстрый танец, кульминация.

Текст – остроумный, артисты – голос, дикция. Актерское мастерство, танец.

Австрия – Франц фон Зуппе («Легкая кавалерия»)

            Жак Оффенбах (1819 – 1880)  Король Французской оперетты.  Стр. 251 – 253.

Псевдоним, Германия, Кельн, скрипка, виолончель, Парижская консерватория (исключение), театр «Буфф-Паризьен»

Оперетты (более 100): «Прекрасная Елена» -- пародия на троянскую войну, «Перикола», «Парижская жизнь». Самая знаменитая:

«Орфей в аду» -- Древняя Греция, боги Олимпа. Орфей и Эвридика давно не любят друг друга, им бы развестись — но что скажет Общественное мнение (пожилая, нудная тетка)! Ну как не сбежать от такой семейной жизни! И Плутон заманивает Эвридику в ад. Все бы хорошо, но Общественное мнение требует от Орфея принять немедленные действия и вернуть Эвридику. И тот вынужден — не по собственному желанию, а приличия ради — идти на поклон к богам Олимпа.

А у богов Олимпа — тоже несладкая жизнь: скукотища, ругань… Вот то ли дело в аду! И они идут с Орфеем в ад наводить там порядок. Однако Плутон в аду не хочет отдавать Эвридику, которую вообще и Орфей не особо-то хочет забирать.

Зрители – сначала не понимали, разгромная рецензия. реклама

Опера «Сказки Гофмана» -- основана на произведениях и биографии Э.Т. Гофмана – немецкого писателя и композитора нач. 19в. Главный герой влюблен в певицу Стеллу, которая является ему в разных образах: то заводной куклы Олимпии, то певицы Антонии, умирающей от загадочной болезни (усиливающейчся во время пения), то венецианской куртизанки Джульетты, укравшей его тень и по ошибке выпившей яд. В финале Гофман покоряется Музе, которая на протяжении оперы следовала за ним в образа друга Никлауса.

ВЕНА – СТОЛИЦА ОПЕРЕТТЫ. Короли венской оперетты.                  Стр. 253 – 256.

                Франц Легар (Австрия, 1870 – 1948, кон. 19 – нач. 20в.)

Отец – военный капельмейстер, работал сначала помощником отца, потом капельмейстером военно-морского оркестра. Влюбился в замужнюю женщину, она смогла получить развод только 

через 20 лет. Во время фашистской оккупации ценой огромных усилий смог спасти жену-еврейку от концлагеря (два его друга – либреттиста погибли там).

Писал марши, вальсы, песни, оперы. Грандиозный успех -- оперетты (ок. 20)

Новый жанр – романтическая оперетта ( музыка похожая на оперную, не всегда счастливый финал, нет однозначных героев и злодеев, каждый прав по-своему). «Я думаю, что шутливая оперетта не представляет интереса для сегодняшней публики… Автором музыкальных комедий я не мог бы быть никогда. Моя цель — облагородить оперетту. Зритель должен переживать, а не смотреть и слушать откровенные глупости…». Австр., венг., румын., слав. мотивы.

«Веселая вдова» Банкир Главари был самым богатым человеком страны Монтевердо. После его смерти огромное состояние, — 20 миллионов, — перешло к его вдове, Ганне Главари. Вдова уезжает в Париж. Правительство Монтевердо, опасаясь, что вдова выйдет замуж во второй раз за иностранца, требует от посла во Франции любой ценой спасти страну от потери состояния Главари. Посол находит выход. Он отдаёт приказ графу Данило жениться на вдове из-за её состояния. Граф отказывается, но позже всё же соглашается.

Граф Данило и Ганна Главари знакомятся на приёме в посольстве и сразу проявляют интерес друг к другу. На следующий день граф Данило приходит на бал, который даёт у себя Ганна Главари. Граф не желает обманывать вдову и признаётся ей, что получил от посла приказ жениться на ней. В ответ та признаёт, что граф тот человек, за которого она могла бы выйти замуж.

Желая проверить своих многочисленных поклонников, Ганна Главари оглашает условия завещания — она лишается денег в случае замужества. Поклонники тут же теряют интерес к вдове, в отличие от графа Данило, делающего ей предложение. Ганна соглашается и объявляет условия завещания целиком — она лишается состояния, так как оно переходит к её новому мужу.                 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.052 с.)