Основоположник 3 типов симфонизма: эпический, лирико-драматический, жанровый.   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основоположник 3 типов симфонизма: эпический, лирико-драматический, жанровый.  



 

Конспект     ОПЕРА  «Иван Сусанин» (жанр – героическая народная музыкальная драма)

Новое: русская основа, о крестьянахсерьезно, веселые и хитрые мужички в комических операх, нарядные крестьяне в балетах, крупные личности, характеры – пометки автора.

  Хор – действующее лицо (итальянские и французские: «Придут… пропоют… уйдут…»). Разговорные диалоги мелодический речитатив, симфоническое развитие.  

Дума Рылеева, либретто – барон Розен.                

Историческое событие: 1613 г, конец «Смутного времени», освобождение Москвы, польские отряды, только что избранный юный царь – Михаил Романов, подвиг Сусанина. Два «Сусанина».

Увертюра: конфликт между русскими и поляками, главная идея – патриотизм.

1 Д. Домнино. Характеристика русского народа и главных героев. Хоровая интродукция: М уж. хор (энергичный, народ -- главная сила, любовь к Родине). «сила и беззаветная неустрашимость…»,

Жен. хор – оживленный, светлый, близкий весенним хороводным песням.

Хоровая фуга – кульминация (соединяются темы обоих хоров).

Антонида (сопрано, дочь, ждет жениха, нежность, верность, искренность). Муз. портрет:

Каватина (задумчивая, в хар. рус. протяжных песен ) и Рондо (изящное, оживленное, светлое).

Сусанин: бас, скорбные думы, народное бедствие, личное счастье.

Собинин:: тенор, «удалой», солдатские песни 1812 г, победа, Москва, свадьба?

Трио (Собинин, Антонида, Сусанин, лирическая кульминация) – грустное, задушевное, городские бытовые песни, имитации.            Радостная весть: новый царь. Сусанин уступает.

2 Д. Замок польского короля. Торжественный бал. Празднуют победу. Контраст с 1 Д, Характеристика поляков обобщенная – танцы. Гордая, надменная, заносчивая шляхта.

Симфоническая танцевальная сюита:

Полонез -- торжественный, помпезный, парадный, воинственный, горделивый, фанфарные инт.

Краковяк -- задорный, задиристый, темпераментный, синкоп. ритм, разнохарактерные эпизоды.  

Вальс -- лирический, изящный, 6/8, синкопа (польский колорит), изысканная оркестровка.

Мазурка -- горделивая, воинственная, блестящая, кульминация бала.

Гонец, поражение, новый отряд. Новая роль танцев. До Глинки? У Глинки – характер народа. «Лейтмотивы». Начало русской балетной музыки.

  Роль 1 и 2 Д. – показ противоборствующих сил: мирная и завоевательная.

3 Д. Столкновение. Дом Сусанина. Мирная сцена:

Песня Вани (контральто, приемный сын) –задушевная, простодушная -- «тихая, беззаботная жизнь и благодарность благодетелю». Крестьяне (помощь), радостные хлопоты,

Квартет (Сусанин, Антонида, Собинин, Ваня) – напутствие молодым, молитва.

Сцена Сусанина с поляками – драматически развивающийся ансамбль. Полонез (лейтмотив). Притворство, хитрость, маски. Сусанин – величие и достоинство.

1-й ответ Сусанина (зарождение финального хора «Славься»).

2-й  ответ Сусанина (мужской хор из интродукции).

Кульминация – полиметрия (поляки – 3/4, Сусанин – 4/4).

Поручение Ване, деньги (мазурка – лейтмотив), прощание с Антонидой, уход.

Резкий переход – девушки: Свадебный хор (светлый, безмятежный, 5/4., пентатоника, рус. свад. величальные песни) – контраст, оттеняющий драматизм предыдущей сцены. Слезы? Ответ – Романс Антониды (простой, задушевный, народн. причитания). Крестьяне и Собинин на поиски.

4 Д. 1 к. Посад (монастырь) Ваня, конь, ворота, богатырь, просыпаются, рассказ, сборы.                                        

2 к. Лес. Мазурка (искаженная, изломанная, мрачная). Поляки – уставшие, замерзшие, привал.

Сусанин – речитатив (мужественно и строго). Ария (кульминация оперы, «возвысил народный напев до трагедии», простая, напевная, сдержанная, вся жизнь, семья – оркестр). «…волосы дыбом…». Собраться с силами, метель – внутреннее состояние. Поляки просыпаются, допрос, достоинство, смерть.

Эпилог. Москва, Красная площадь. Выход нового царя. Обрамляет оперу. Хор «Славься». Гимн-марш, славит царя, Родину, павших героев. Колокола. Утверждает патриотическую идею.

                                        ОПЕРА «Руслан и Людмила» (жанр – сказочно-эпическая)      Конспект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.005 с.)