Д. Мельница на берегу Днепра (показ героев, завязка, развитие и развязка драмы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Мельница на берегу Днепра (показ героев, завязка, развитие и развязка драмы).



Ария Мельника (бас) «Вот то-то, все вы девки молодые» -- простодушный, грубоватый, ворчливый, любовь к дочери и мысли о наживе, пытается навязать свои жизненные правила. Безучастность Наташи.  Сцена Наташи, Князя (тенор) и Мельника (терцет): радость, упреки, предчувствие беды. Ариозо Наташи (сопрано) «Ах, прошло то время, время золотое». Хоры крестьян (переключают действие, оттеняют драматизм, хоровая сюита): протяжная «Ах ты, сердце», хороводная «Заплетися, плетень», плясовая «Как на горе мы пиво варили». Кульминация – дуэт Наташи и Князя: столкновение характеров, объяснение (необходимость расставания – женитьба, будущий ребенок, подарки), уход Князя. Дуэт Наташи и Мельника (оцепенение, осознание действительности, упреки -- радость, недоумение, обида). Обращение к царице Днепра, смерть.

2Д. Свадьба в тереме Князя. Картина старинного русского обряда. Хоровые обрядовые песни: Заздравная, Величальная, танцы: Славянский и Цыганский, песня-игра «Сватушка». Контраст веселью – песня Наташи за сценой «По камушкам, по желту песочку», упрек Князю. Праздник нарушен, Княгиня (меццо-сопрано): «Неспроста на свадьбе нашей голос грусти» предчувствие несчастий. Поцелуй – стон, смятение среди гостей. 

3Д. Прошло 12 лет. 1К. Княжеский терем. Счастье. Страдающая Княгиня. Подруга Ольга пытается развлечь шуточной песней «Как у нас на улице». Слуга сообщает о Князе, Княгиня и Ольга решают проследить за ним.

2К. Берег Днепра. Заброшенная мельница. Князь: речитатив «Невольно к этим грустным берегам» и каватина «Мне все здесь на память приводит былое» (воспоминания о былом счастье и раскаяние).

Сцена Мельника и Князя – кульминация оперы. Сумасшедший, несчастный старик, бредовая речь, ужимки, дикий смех, вспышки безумия, страдание о потерянной дочери, приглашение Князя, ярость, попытка задушить. 

4Д. 1К. Подводное царство. Танцы русалок. Наташа – царица русалок, гордая, холодная, властная, суровая. Ария Русалки «С тех пор, как бросилась я в воду» (жажда мести). Посылает дочь Русалочку заманить Князя.

2К. Берег Днепра. Русалочка рассказывает Князю о матери и зовет за собой, Княгиня и Ольга пытаются его удержать. Зов Русалки из глубины Днепра, Мельник сталкивает Князя в воду. Эпилог: (оркестр--призыв Русалки)

русалки кладут тело Князя к ногам своей торжествующей царицы.                                

                                Музыкальная жизнь России во 2-й пол. 19 в.                        Конспект

Конец 18 в. – начало формирования русской композиторской школы.

1-я пол. 19 в. – утверждение русской музыки в России и за ее пределами.

2-я пол.19 в. – русская музыка как равноправное звено европейского музыкального искусства.

Новое: демократизация – из придворных салонов и домашних кружков в общедоступные концерты. Концертные организации – пропаганда. Новая публика, не только аристократы.

Конц.. залы и театры – необходимость певцов, инструменталистов, педагогов (учеб. заведения).

Антон Рубинштейн (1829-1894, пианист, дирижер, композитор (опера «Демон») – РМО и музыкальные классы, концерты: знакомство широкой публики с классической музыкой.

1862 г. – первая российская консерватория (Петербург), директор А. Рубинштейн.

1866 г. – Московская консерватория, директор Николай Рубинштейн (пианист и дирижер).

Бесплатная музыкальная школа: небогатые ученики, пропаганда русской музыки, новые сочинения русских и зарубежных композиторов.   

Критики: А. Серов (+ композитор, опера «Юдифь), В. Стасов, В. Одоевский, Г Ларош.

                              Основные направления развития русской музыки.

«Националисты» -- «Могучая кучка»                     «Западники» -- Чайковский.

Художник ДОЛЖЕН показывать правду жизни, Художник ничего никому не должен,

работать для блага народа, искусство                 он имеет право писать о чем угодно, в том

ДОЛЖНО просвещать и воспитывать людей.         числе О СЕБЕ.  

 

                                                  «МОГУЧАЯ КУЧКА»                                      стр. 288-291

(Балакиревский кружок, Новая русская музыкальнаяшкола, Русская пятерка)

Великие композиторы-любители. Милий Алексеевич БАЛАКИРЕВ (1837—1910, математик)

Цезарь Антонович Кюи (1835—1918, военный инженер, музыкальный критик, 1856г.)

Модест Петрович Мусоргский (1839—1881, гвардейский офицер, 1857г.)

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908, морской офицер, 1861, 1865г.)

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887, ученый-химик, 1862г.)  

Школа композиторского мастерства, название (сначала недоброжелатели восприняли иронически) – критик В.В. Стасов (идейный вдохновитель, энциклопедически образованный, знаток искусства).

Цель: развивать РУССКУЮ музыку ( творчество Глинки, русский фольклор ).

Гл. тема – жизнь народа (история, сказки, былины,философские раздумья, картины быта, образы русских людей разных сословий). Стасов: «океан….». Воспитательное значение искусства. Собирание русских народных песен (Балакирев 40, Рим.-Кор. 100) – восхищение и отпечаток. Изучение музыки Востока.

Борьба с консервативными критиками и чиновниками, с засильем иностранных исполнителей и опер. «Ни приюта, ни места, ни времени».

БАЛАКИРЕВ –  глава (Нижний Новгород, виртуозный пианист, аристократические дома, «светский лев», встреча с Глинкой, нашел понимание). Постепенное собирание «М.К.»:  учитель и наставник (консерватория), талант (память, импровизация), обаяние, смелость, убежденность, изменил их судьбу, регулярные собрания, проигрывание и анализ музыки классиков, показ и обсуждение своих сочинений, формирование эстетических взглядов: литература, политика, история. Замкнутый кружок: Даргомыжский, Шестакова, сестры Пургольд, Чайковский, Н. Рубинштейн. Дружеская атмосфера, взаимопомощь, обмен идеями, Рим.-Кор.– завершитель.

 «Повелитель» музыкального Петербурга». 1862 г. – Беспл. муз школа, препод. и директор.

РМО – руководство концертами. Время, незавершенные замыслы.

Кон. 1870-х гг. «Могучая кучка»: свой путь и творческая манера. сопротивление деспотизму.

Балакирев – черная полоса, конфликт с РМО, травля, отец, сестры,  музыка, религия, мысли о самоубийстве,  мелкий чиновник (жел. дор.), друзья – трагедия. 80-е гг. – возвращение, БМШ,

Придв. Певч. капелла, сломленный, юбилейный концерт (билеты), смерть (иконки, кошки). 

Произведения: симф. поэмы «Русь», «Тамара», «Испанская увертюра», ф.п. фантазия «Исламей».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.01 с.)