Жанр: сказ.-лирич. опера. Гл. тема: прославление добра, любви, силы искусства, красоты. Драматургия: сопоставление мира природы и мира людей, фантастических и реальных персонажей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр: сказ.-лирич. опера. Гл. тема: прославление добра, любви, силы искусства, красоты. Драматургия: сопоставление мира природы и мира людей, фантастических и реальных персонажей.



Оркестр. вступление: лейтмотив Деда Мороза (суровый, властный), л-м Весны (мягкий, теплый), л-м Лешего.

Пролог. 1 к. Заповедный лес. Ария Весны (гнев Ярилы-Солнца на рождение Снегурочки).  

Хор «Песни и пляски птиц»: «Сбирались птицы», «Орел- воевода» ( легкий, светлый, нежный, голоса птиц)  

Ария Снегурочки (колоратурное сопрано) «С подружками по ягоду ходить» ( прекрасная, но холодная девушка,  стремление к людям, подругам, Лелю, изящная, грациозная, в сопровождении флейты -- лейттембр)  

Ариетта Снегурочки «Слыхала я, слыхала» (мечты, восхищение песнями птиц и людей).

2 к. Обряд проводов Масленицы. Хор «Прощай Масленица». Выход Снегурочки к берендеям

1 Д. Берендеева слобода. Пастушок Лель (контральто) – олицетворение «вечного искусства музыки».  

  1-я песня Леля «Земляничка-ягодка» (медленная, протяжная, лейтмотив – пастушеский наигрыш у дер. дух.)     

2-я песня Леля «Как по лесу лес шумит» (задорная, хороводная – контраст с первой),поцелуй, цветок.  

Ариетта Снегурочки «Как больно здесь» (обида на Леля и Мороза, не давшего душевного  тепла, задушевная, проникновенная, отступает сказочность, начинают проявляться человеческие черты).

  Ариетта Купавы (меццо-сопрано) (антагонист Снег., сильная, страстная, всепоглощающая любовь к Мизгирю).

  Свадебный обряд – выкуп невесты (р.н. п. «Как за речкою», «Как не пава-свет по двору ходит»)

  Зачарованность и измена Мизгиря, горе Купавы, потрясение берендеев, совет Купаве идти к царю.

2 Д. Дворец царя Берендея. Хор слепых гусляров. Царь-- олицетворение добра, справедливости  мудрости, любви к прекрасному. Расписывает колонну дворца. Доклад Бермяты. Беспокойство об охлаждении природы и человеческих чувств. Жалоба Купавы, сбор народа на суд над Мизгирем.

  «Шествие царя Берендея»: сказочный марш (причудливый, грозно-шутливый, старческий). Изгнание?  

Каватина Берендея (тенор) «Полна, полна чудес могучая природа» (гимн природе, благоговение перед красотой). Решение царя: в Ярилин день обвенчать женихов и невест. Просьба Мизгиря об отсрочке изгнания. Прощение, если добьется любви Снегурочки.         

3 Д. Канун Ярилина дня. Лес. Вечер. Праздник. Хор «Ай, во поле липонька». Пляска скоморохов—скерцо.

3-я песня Леля «Туча со громом сговаривались» (наигрыш кларнета и тремоло литавр, речитативный запев и плясовой припев). Награда – выбор девушки. Надежда Снегурочки, избрание Купавы, отчаяние Снегурочки, убегает в лес, Мизгирь преследует ее.

Ариозо Мизгиря (баритон) «На теплом синем море» (предлагает все свои богатства за любовь, баркарола с восточным колоритом). Леший заманивает его в лес.

Утро. Снегурочка упрекает Купаву. Лель советует ей учиться любить у Купавы.

4 Д. Ярилина долина. Снегурочка бежит к матери, попросить сердечного тепла. Волшебный венок – дар любви, предостережение Весны, появление Мизгиря, идут к царю, благословение.

Сцена таяния Снегурочки (кульминация в развитии образа, сила любви, сладостное томление и предчувствие смерти, напряженные гармонии, насыщенная инструментовка, cis-moll – des-dur). Отчаяние Мизгиря, озеро.

  Заключительный хор – гимн Яриле-Солнцу:   «Свет и сила, бог Ярило» (в стиле древних эпических гимнов, 11/4, благодарность за восстановление равновесия).

                                    ОПЕРА «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»

История создания: 1906 г, писал с удовольствием, быстро, ухудшение здоровья. Жанр – «небылица в лицах», опера-сатира. Запрещена цензурой, «Додона надеюсь посрамить…», намеки на политическую ситуацию, остроумное либретто. Деспотичный, любвеобильный Дадон придурковатый Додон, глупые сыновья Гвидон и Афрон, ключница Амелфа—«пресс-секретарь», Боярская дума – выжившая из ума, раболепствующий народ, воевода Полкан. Глупляндия. Премьера в1909г.

Оркестровое вступление: л-м Петушка и Шемаханской царицы, Звездочета (тенор –альтино, л-т – колокол-к).

1 Д. Заседание боярской думы, пародия на царские шествия, уверенность в собственном величии. Забота царя? Предложения сыновей, возражения Полкана. Гадание? Спор. Подарок Звездочета, требует расписку. Диалог с попугаем, вещий сон Додона. Тревога, уход сыновей на войну, сборы царя в поход, народ провожает 

2 Д. Ночь, ущелье, трусливо пробирается войско, мертвые царевичи, плач Додона и ратников. Шатер, Шемахан- ская царица, коварный план. Соблазняет царя и «серенада» Додона. Танец Царицы, предложение руки и сердца.

3 Д. Столица, растерянный народ, Амелфа пугает толпу, готовность к порке. Царский кортеж и свита царицы, рабская преданность народа. Звездочет просит подарить Царицу, ее радость, гнев Додона, удар, смерть Звездоч..                              

Проклятие Царицы, полет Петушка, смерть Додона. Тьма, Царица, рыдания народа. Звездочет, заключение?

Итог творческих исканий: мелодический речитатив (традиции Даргомыжского и Мусоргского), единственная ария, непрерывное развитие действия, влияние Вагнера (лейтмотивы), изобретательная инструментовка оркестровая сюита, самая едкая русская сатирическая опера.   

                                ОПЕРА «ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»                                       Конспект



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.004 с.)