Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспект оперы мусоргского.
Выдающийся музык. драматург, человеч. характеры (чувства, внешность, повадки, движения). Жизнь всего народа, история, перекликающаяся с современностью. Трилогия: «Борис Годунов», «Хованщина», «Борис Годунов» (история создания – в биографии) Литературный первоисточник – драма Пушкина. Задача: «прошедшее в настоящем». Идея: несовместимость народа и царского режима, трагедия обездоленных людей, муки совести преступного царя. Пушкин: Годунов причастен к убийству царевича Димитрия, «народ безмолвствует». У Мусоргского народ бунтует, раньше – неделимая масса, теперь – множество индивидуальных типов. «Я разумею народ как великую личность…» Жанр – народная музыкальная драма. ПРОЛОГ: 1 К. Орк. вступл.: хар-р протяжной песни, страдания народа, сумрачно, сдержанно, широко (река). Двор Новодевичьего монастыря. Народ по приказу боярпросит Годунова стать царем. Т. пристава (насилия) -- «окрик» оркестра. Хор народа «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» -- народные причитания, угнетенный, равнодушный. Впервые – хоровой речитатив, расчленение хора на отдельные реплики – реальные люди, а не безликая толпа. Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин!» 2 К. Площадь в Московском кремле. Венчание Бориса на царство. Звон колоколов. Хор народа (народная величальная песня) «Уж как на небе солнцу красному слава!» (обрамляет картину). Монолог Бориса (бас) «Скорбит душа» -- первая характеристика, душевный разлад, тяжкие предчувствия, выразительная декламация. 1 Д. 1 К. Келья в Чудовом монастыре. Т. письма (шорох пера). Монолог Пимена (бас)«Еще одно последнее сказанье» -- образ мудрого старца, долг летописца. Молодой послушник Григорий Отрепьев (тенор, честолюбие, мечты о славе). Рассказ о царевиче Димитрии (появление темы Самозванца), план побега. 2 К. Корчма на литовской границе. Григорий с беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Песня Варлаама (бас) «Как во городе было во Казани» (не только история осады Казани Иваном Грозным, но и хар-ка Варлаама – удаль и бесшабашность, симфонические вариации). Появление приставов, неграмотность их, хитрость Григория, разоблачение Варлаама, бегство Григория.
2 Д. Царский терем в Кремле. Ксения (дочь Годунова) горюет о женихе, няня отвлекает «Песней про комара». Борис утешает ее, расспрашивает сына Федора о занятиях науками. Многогранность образа Бориса: дальновидный правитель, любящий отец и преступный царь. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» (глубина страданий, неотвратимость кары, безумные кошмары). Интриган Шуйский сообщает о появлении самозванца Димитрия. Сцена с курантами (муки совести). 3 Д. 1 К. Польша. Замок Сандомирского воеводы. Комната Марины Мнишек. Девушки славят красоту своей панны. Ария Марины (меццо-сопрано) «Скучно Марине» (ритм мазурки, образ надменной красавицы, мечта о власти). Иезуит Рангони принуждает Марину использовать свое влияние на Димитрия. 2 К. Ночь у фонтана.. Полонез гостей. Самозванец ожидает Марину и признается ей в любви. Сначала она отвергает его, потом обещает, если станет царем (острые контрасты, завершается любовным дуэтом). 4 Д. 1 К. Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ ждет выхода царя, нарастающее недовольство, ненависть к царю, вера в Самозванца. Песня Юродивого (тенор) «Месяц едет, котенок плачет» (интонации причитаний, образ обездоленного, страдающего человека). Мальчишки отнимают копеечку. Царское шествие. Хор народа «Кормилец-батюшка, подай Христа ради!» (сначала тихо, потом трагический и ужасный вопль). Сцена Бориса и Юродивого. «Как ты зарезал маленького царевича», «Нельзя молиться за царя Ирода». Впервые высказывает обвинение в лицо Борису, мнение народа о царе-убийце. 2 К. Грановитая палата в Московском кремле. Боярская дума приговаривает Отрепьева к смерти. Шуйский рассказывает о тяжелом положении царя. Появляется Борис (бред и кошмары). Рассказ Пимена о чуде на могиле Димитрия (косвенное обвинение Борису). Потрясение и смерть Бориса (смятение, страдание, просветление). 3 К. Сцена под Кромами. Восставший народ издевается над боярином Хрущевым. Варлаам и Мисаил провозг-лашают смерть Борису. Кульминация – хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая!ь» (интонации молодецких песен, богатырская мощь народа, стихийный порыв, «русский бунт, бессмысленный и беспощад-ный»). Появляется самозванец со свитой и войском. Плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (предсказывает горе русской земле и народу). Орк. заключение – интонация плача.
«Хованщина» Переломный момент в русской истории, конец 17 в., борьба старой боярской Руси и молодой России Петра 1, стрелецкие бунты, раскольники. В либретто оперы смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита царевны Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем. Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы, среди которых Марфа --мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Опера заканчивается трагически: гибнут почти все действующие лица. Надеждой на новую Россию звучит оркестровое вступление «Рассвет на Москве-река».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.006 с.) |