Конспект оперы мусоргского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект оперы мусоргского.



Выдающийся музык. драматург, человеч. характеры (чувства, внешность, повадки, движения).

Жизнь всего народа, история, перекликающаяся с современностью. Трилогия: «Борис Годунов»,

«Хованщина», «Пугачевщина» -- вопросы, волновавшие современников. 

                                                 «Борис Годунов» (история создания – в биографии)

Литературный первоисточник – драма Пушкина. Задача: «прошедшее в настоящем».

Идея: несовместимость народа и царского режима, трагедия обездоленных людей, муки совести преступного царя. Пушкин: Годунов причастен к убийству царевича Димитрия, «народ безмолвствует». У Мусоргского народ бунтует, раньше – неделимая масса, теперь – множество индивидуальных типов. «Я разумею народ как великую личность…» Жанр – народная музыкальная драма.

ПРОЛОГ: 1 К. Орк. вступл.: хар-р протяжной песни, страдания народа, сумрачно, сдержанно, широко (река).

 Двор Новодевичьего монастыря. Народ по приказу боярпросит Годунова стать царем. Т. пристава (насилия) -- «окрик» оркестра. Хор народа «На кого ты нас покидаешь, отец наш!» -- народные причитания, угнетенный,                                                                                                                                                                                                            

равнодушный. Впервые – хоровой речитатив, расчленение хора на отдельные реплики – реальные люди, а не безликая толпа. Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин!»

2 К. Площадь в Московском кремле. Венчание Бориса на царство. Звон колоколов. Хор народа (народная величальная песня) «Уж как на небе солнцу красному слава!» (обрамляет картину). Монолог Бориса (бас) «Скорбит душа» -- первая характеристика, душевный разлад, тяжкие предчувствия, выразительная декламация.

1 Д. 1 К. Келья в Чудовом монастыре. Т. письма (шорох пера). Монолог Пимена (бас)«Еще одно последнее сказанье» -- образ мудрого старца, долг летописца. Молодой послушник Григорий Отрепьев (тенор, честолюбие, мечты о славе). Рассказ о царевиче Димитрии (появление темы Самозванца), план побега.

2 К. Корчма на литовской границе. Григорий с беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Песня Варлаама (бас) «Как во городе было во Казани» (не только история осады Казани Иваном Грозным, но и хар-ка Варлаама – удаль и бесшабашность, симфонические вариации). Появление приставов, неграмотность их, хитрость Григория, разоблачение Варлаама, бегство Григория.

2 Д. Царский терем в Кремле. Ксения (дочь Годунова) горюет о женихе, няня отвлекает «Песней про комара». Борис утешает ее, расспрашивает сына Федора о занятиях науками.  Многогранность образа Бориса: дальновидный правитель, любящий отец и преступный царь. Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» (глубина страданий, неотвратимость кары, безумные кошмары). Интриган Шуйский сообщает о появлении самозванца Димитрия. Сцена с курантами (муки совести).

3 Д. 1 К. Польша. Замок Сандомирского воеводы. Комната Марины Мнишек. Девушки славят красоту своей панны. Ария Марины (меццо-сопрано) «Скучно Марине» (ритм мазурки, образ надменной красавицы, мечта о власти). Иезуит Рангони принуждает Марину использовать свое влияние на Димитрия.

2 К. Ночь у фонтана.. Полонез гостей. Самозванец ожидает Марину и признается ей в любви. Сначала она отвергает его, потом обещает, если станет царем (острые контрасты, завершается любовным дуэтом).

4 Д. 1 К. Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ ждет выхода царя, нарастающее недовольство, ненависть к царю, вера в Самозванца. Песня Юродивого (тенор) «Месяц едет, котенок плачет» (интонации причитаний, образ обездоленного, страдающего человека). Мальчишки отнимают копеечку. Царское шествие.

  Хор народа «Кормилец-батюшка, подай Христа ради!» (сначала тихо, потом трагический и ужасный вопль).

Сцена Бориса и Юродивого. «Как ты зарезал маленького царевича», «Нельзя молиться за царя Ирода». Впервые высказывает обвинение в лицо Борису, мнение народа о царе-убийце.

2 К. Грановитая палата в Московском кремле. Боярская дума приговаривает Отрепьева к смерти. Шуйский рассказывает о тяжелом положении царя. Появляется Борис (бред и кошмары). Рассказ Пимена о чуде на могиле Димитрия (косвенное обвинение Борису). Потрясение и смерть Бориса (смятение, страдание, просветление).

3 К. Сцена под Кромами. Восставший народ издевается над боярином Хрущевым. Варлаам и Мисаил провозг-лашают смерть Борису. Кульминация – хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая!ь»  (интонации молодецких песен, богатырская мощь народа, стихийный порыв, «русский бунт, бессмысленный и беспощад-ный»). Появляется самозванец со свитой и войском. Плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (предсказывает горе русской земле и народу). Орк. заключение – интонация плача.

                                                      «Хованщина»

Переломный момент в русской истории, конец 17 в., борьба старой боярской Руси и молодой России Петра 1, стрелецкие бунты, раскольники. В либретто оперы смешаны события 1682 и 1689 годов.  Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита царевны Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем. Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы, среди которых Марфа --мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Опера заканчивается трагически: гибнут почти все действующие лица. Надеждой на новую Россию звучит оркестровое вступление «Рассвет на Москве-река».  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.006 с.)