Параметрическая модель развития группы (Л.И. Уманский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Параметрическая модель развития группы (Л.И. Уманский)



Идея выденения стадий развития группы сочетается с выделением обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. Это: направленность, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Стадии характеризуют уровень развития группы с точки зрения данных параметров.

Точка, с которой начинается развитие группы, называется конгломерат - это совокупность незнакомых людей. Далее развитие группы может происходить в двух направлениях. Направление задает общая ценностная направленность групп. В случае просоциальной ориентации группа начинает развивать, проходя через ряд стадий к высшей точки – коллективу; при асоциальной ориентации – к антиколлективу.  

Путь к высшей точке:

Номинальная группа – формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру.

Группа – ассоциация – заданные из вне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.

Группа кооперация – хорошо развита структура деловых отношений, члены группы ориентированы в решении целевых вопросов.

Группа – автономия – члены группы ориентированы на межличностные отношения, формируются чувство “Мы”, групповые нормы. Чрезмерное развитие черт автономии может привести к изоляции от социума, что препятствует ее дальнейшему развитию.

Группа – коллектив – высшая стадия развития. Широкая кооперация с другими группами, внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.

3. Групповая сплоченность – это процесс формирования особого типа связи в группе, которые позволяют внешнезаданную структуру превратить в психологическую общность.

4. Нормативное влияние в группе (конформизм, групповое давление) - это подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

5. Процесс принятия групповых решений. Процесс принятия групповых решений рассматривается в социальной психологии с двух точек зрений: феноменологической и прагматической.

Феноменологический аспект ассоциируется с такими эмпирическими выявленными феноменами, как групповая поляризация, сдвиг к риску, “огруппление мышления”.

Прагматический аспект связан с разработкой технологий принятия группой эффективных решений (групповое интервью, “мозговой штурм”, групповая дискуссия).

Возрастные особенности социализации и их учет в воспитании, механизмы социализации (идентификация, подражание, заражение, убеждение, внушение и др.). Социально-дезадаптированные дети, специфика работы с ними.

В психологии с позиций компромиссного подхода выделяют два этапа социализации:

· первичную (она охватывает две стадии: от рождения до начала обучения, от начала обучения в школе до начала социальной зрелости и выбора профессии)

· вторичную (усвоения социальных ролей взрослым человеком в процессе труда, познания и общения).

Человек, который родился, не способен самостоятельно существовать в социуме и взаимодействовать с социальной средой без помощи и заботы взрослого. Жизненные задачи новорожденного заключаются в том, чтобы перейти с психобиологического на психосоциальный уровень функционирования и начать «поступковую одиссею» самоутверждения себя как человека.

Следовательно, поступок от рождения переходит в поступок самоутверждения с помощью взрослых, которые должны строить свою встречную активность как поступковую, создавать поступковую среду.

Поступок самоутверждения охватывает возраст детства, отрочества и юности. Этап развития после рождения характеризуется большой активностью ребенка в выявлении своих потенций в овладении качествами психо-социального существа. Дошкольное детство по темпам социализации во много раз превышает все последующие периоды онтогенеза.

Ребенок с самого начала утверждает свою абсолютную психосоциальную компетентность. Дошкольник хочет не играть, а превращать ситуацию согласно своей фантазии; младший школьник психологически тяготеет не к учению, а к тому, чтобы действовать на основе произвольности, быть сознательным исполнителем своих желаний; подросток желает не общаться, а ощущать себя субъектом принятия решений; юноша считает для себя самым важным противостоять окружению во взглядах на идеалы жизни и тем самоутвердиться. Итак, суть данного поступка заключается в том, чтобы инициативно, через творческое противостояние окружению, утвердиться в статусе человека.

Человек отвечает самому себе на вопрос «кто я есть», «что я хочу и могу». Поиск ответов требует эмоциональных, волевых и интеллектуальных затрат, собственной инициативы, активности, устойчивости и т.д. Поступок самоопределение имеет цель дойти до определения себя как существа, обречен на поступок истины, красоты и добра, на поступок любви, тяготеет совершать, не может не совершать.

Это период испытания на поступковую зрелость. Поступок самоосвобождения предусматривает рефлексивную ориентацию в сложившейся ситуации, выяснение ее предпосылок и прогнозирование ее дальнейшего развертывания с точки зрения приемлемости или неприемлемости для реализации своих замыслов.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.

Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида. Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу.

В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения и др.).

· семья и дошкольные образовательные учреждения;

· школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

· трудовой коллектив.

Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Социально-психологические механизмы социализации - это неорганизованные воздействия среды на микроуровне, благодаря которому внешние регуляторы, групповые нормы переводятся во внутренний план.

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации психологических механизмов социализации в психологической науке нет.

Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными механизмами социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; подражание (имитация) и психическая идентификация,  которые опираются на чувства уважения и любви;

  б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

в) м еханизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами.

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

· целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

· стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.). Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной сугестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

· осознанные (убеждение, воздействие авторитета, референтной группы, престиж, популярность)

· неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как:

1) внушение – особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, неагрументированного воздействия одного человека на другого;

2) заражение- бессознательное подверженность индивида определенным психическим состояниям, оно проявляется путем передачи определенного эмоционального состояния;

3) подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводства индивидом черт и образцов, демонстрируемого поведенияp;

4) идентификация – отождествление индивида с другим человеком в результате чего происходит воспроизводства поведения, мыслей, чувств другого человека).

Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, ха­рактеризующееся невозможностью осуществления им в кон­кретных микросоциальных условиях своей позитивной социаль­ной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство - это период наиболее интенсивно­го психического, физического и социального развития. Невозмож­ность осуществления позитивной социальной роли вынуждает под­ростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение по­требностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с нар­котиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие - правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная сово­купностью факторов социального, психологического, психосома­тического характера, приводит к депривации основных потреб­ностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном раз­витии и самореализации.

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отме­тим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сто­рон - несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания ос­тается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитив­ном отношении к дезадаптанту. Таким образом, работа с соци­ально дезадаптированным несовершеннолетним требует ком­плексного подхода не только к нему самому, но и к его социально­му окружению.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные при­чины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

1. Дисфункциональность семей;

2. Личностные особенности ребенка (характерологические осо­бенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);

3. Школьная дезадаптация;

4. Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.

5. Причины социально-демографического характера;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.027 с.)