Теории учения в отечественной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории учения в отечественной психологии



Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский

Учение - усвоение учащимися знаний и формирования у них приемов умственной деятельности.

В основе учения положение, согласно которому усвоение школьниками знаний (представленных в виде научных понятий) определяется внешними обстоятельствами (в первую очередь, программой и методами обучения) и является результатом активности самого школьника.

• Данное извне понятие формируется в той мере, в какой оно является результатом мыслительной деятельности учащегося, осуществляемых им умственных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования).

Центральным моментом учения является усвоение знаний.

В усвоении понятий возникает последовательные этапы: движение от неполного знания к полному.

Оно идет от частного, конкретного к общему, абстрактному.

Существует вариант усвоения: от недифференцированного общего к частному, конкретному и через конкретное к подлинно абстрактному.

Усвоение знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях.

Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления.

Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы интериоризации и экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно).

В процессе учения совершенствуются умственные операции, при помощи которых учащиеся добывают и применяют знания, происходит формирование приемов умственной деятельности, включающее овладение операциями, возникновение мотивов, потребностей в использовании данных операций как способов деятельности.

     Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на "самоуправление" ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.

 

Теории поэтапного формирования умственных действий и понятий

Петр Яковлевич Гальперин, Нина Федоровна Талызина

В основу положено психологическое учение об интериоризации - процесс преобразования внешнейпредметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действительности.

Из этого следует, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Проблема в том, как оптимально управлять этим процессом.

Учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах.

Единицей, усваиваемой в процессе обучения познавательной деятельности, является умственное действие, и задача управления учением - это, прежде всего, задача формирования умственных действий с определенными, заранее заданными свойствами. Подобное управление возможно при знании и использовании законов, по которым происходит образование новых действий, выявление и учет условий, влияющих на их качество.

Исходной формой, в которой новое умственное действие с заданными свойствами может быть построено у учащихся, является его внешняя, материальная (или материализованная) форма, когда действие осуществляется с реальными предметами (или их заместителями - моделями, схемами, чертежами и т.п.).

Процесс усвоения действия включает первоначальное овладение его внешней формой и последующую интериоризацию - поэтапный переход к выполнению во внутреннем, умственном плане, в процессе которого действие не только превращается в умственное, но и приобретает ряд новых свойств (обобщенность, сокращенность, автоматизированность, разумность, сознательность).

Формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

• Первый - этап предварительного ознакомления с целью обучения, создание мотивации обучаемого.

• Второй - составление схемы ориентировочной основы действия (ООД).

• Третий - выполнение действий в материальном или материализованном виде.

Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (это - материальное: например, при счете перекладывание каких-либо предметов).

Действие выполняется с помощью моделей: схем, чертежей (это - материализованное: счет на палочках).

• Четвертый - формирование действия как внешнеречевого (в устной речи или письменном виде) без опоры на материальные средства. Операции выполняются словесно: считают вслух.

•  Пятый - формирование действия во внешней речи про себя. Действие сопровождается проговариванием про себя, постепенно сокращаясь, автоматизируется.

• Шестой - этап выполнения действия в умственном плане.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.005 с.)