Теории обучения в психологии, педагогике обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории обучения в психологии, педагогике обучения.



Подходы к изучению личности в отечественной психологии

В отечественной психологии подходы к пониманию личности и ее развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.

Комплексный подход Бориса Герасимовича Ананьева. Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как:(индивид, личность, субъект, индивидуальность). Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества. Выделял уровни организации человека. Считал, что при изучении человека необходимо выделять: социальный статус личности (место человека в системе общественных отношений), общественные функции (социальные роли – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующей социальному статусу), мировоззрение (направленность – потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения).

Системно-деятельностный подход Ксении Александровны Абульхоновой-Славской. Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе становления личности лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.

Структурно-динамический подход Константина Константиновича Платонова. Личность имеет динамическую функциональную структуру: 1) направленность (убеждение, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируются при жизни, изменяются в процессе обучения.); 2) опыт; 3) особенности психических процессов (способ ощущений, восприятие, память, воля, мышление. Формируются путем упражнений.); 4) биопсихологические процессы (темперамент, характер, пол, возраст).

Подход Владимир Николаевич Мясищева. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействиемотражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.

Подход Дмитрий Николаевич Узнадзе полагает, что личность – это целостное и духовное образование. Наличие какой-либо потребности и ситуации ее удовлетворения в субъекте вызывает специфическое состояние, которое можно охарактеризовать как установкусклонность, направленность, готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности. Таким образом, установка выражает готовность человека к активности, определяет его направленность и избирательность поведения. Установка как динамическое состояние включает в себя как момент мотивации, так и момент направленности. По мнению Д.Н.Узнадзе, установка регулирует поведение на двух уровнях регуляции психической активности: бессознательном и сознательном. Социальные установки фиксируются в самосознании личности, в его «психологическом автопортрете». Все это позволяет рассматривать установку в качестве основной общепсихологической характеристики личности.

 

Структурные характеристики малой группы

1. Эмоциональная структура малой группы – это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных межличностных предпочтений.

Статус члена группы – это место конкретного члена группы в этой системе, определяемое степенью его предпочитаемостью другими участниками.

2. Ролевая структура. Социальная роль – это соответсвующий принятым нормам способ поведения человека, зависящий от его положения в группе.

Возрастные особенности социализации и их учет в воспитании, механизмы социализации (идентификация, подражание, заражение, убеждение, внушение и др.). Социально-дезадаптированные дети, специфика работы с ними.

В психологии с позиций компромиссного подхода выделяют два этапа социализации:

· первичную (она охватывает две стадии: от рождения до начала обучения, от начала обучения в школе до начала социальной зрелости и выбора профессии)

· вторичную (усвоения социальных ролей взрослым человеком в процессе труда, познания и общения).

Человек, который родился, не способен самостоятельно существовать в социуме и взаимодействовать с социальной средой без помощи и заботы взрослого. Жизненные задачи новорожденного заключаются в том, чтобы перейти с психобиологического на психосоциальный уровень функционирования и начать «поступковую одиссею» самоутверждения себя как человека.

Следовательно, поступок от рождения переходит в поступок самоутверждения с помощью взрослых, которые должны строить свою встречную активность как поступковую, создавать поступковую среду.

Поступок самоутверждения охватывает возраст детства, отрочества и юности. Этап развития после рождения характеризуется большой активностью ребенка в выявлении своих потенций в овладении качествами психо-социального существа. Дошкольное детство по темпам социализации во много раз превышает все последующие периоды онтогенеза.

Ребенок с самого начала утверждает свою абсолютную психосоциальную компетентность. Дошкольник хочет не играть, а превращать ситуацию согласно своей фантазии; младший школьник психологически тяготеет не к учению, а к тому, чтобы действовать на основе произвольности, быть сознательным исполнителем своих желаний; подросток желает не общаться, а ощущать себя субъектом принятия решений; юноша считает для себя самым важным противостоять окружению во взглядах на идеалы жизни и тем самоутвердиться. Итак, суть данного поступка заключается в том, чтобы инициативно, через творческое противостояние окружению, утвердиться в статусе человека.

Человек отвечает самому себе на вопрос «кто я есть», «что я хочу и могу». Поиск ответов требует эмоциональных, волевых и интеллектуальных затрат, собственной инициативы, активности, устойчивости и т.д. Поступок самоопределение имеет цель дойти до определения себя как существа, обречен на поступок истины, красоты и добра, на поступок любви, тяготеет совершать, не может не совершать.

Это период испытания на поступковую зрелость. Поступок самоосвобождения предусматривает рефлексивную ориентацию в сложившейся ситуации, выяснение ее предпосылок и прогнозирование ее дальнейшего развертывания с точки зрения приемлемости или неприемлемости для реализации своих замыслов.

Социализация происходит под действием различных влияний и средств, которые происходят от макро- или микро- среды. Если речь идет о целенаправленном воздействии, что осуществляет общество на формирование личности, то это - агенты социализации.

Они действуют на макроуровне через средства массовой коммуникации (телевидение, радио, компьютер, периодические издания), культуру, искусство и т.д. Влияют на становление «Я-концепции», формирование убеждений, представлений, ценностных ориентаций личности. Современный этап характеризуется актуализацией выяснения основных детерминант и закономерностей данного воздействия на каждом из возрастных периодов развития индивида. Воздействие на личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно или через группу.

В приведенной периодизации наиболее дискуссионным вопросом является как раз третья стадия социализации. Ряд ученых считает, что само понятие социализации личности несовместимо с тем периодом жизни индивида, когда все его социальные функции сворачиваются. Другие, напротив, убеждены в том, что пенсионный период жизни человека является тем возрастом, который продолжает вносить определенный вклад в воспроизведении социального опыта.

Институты социализации – это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта (семья, школа, трудовые коллективы, неформальные группы и объединения и др.).

· семья и дошкольные образовательные учреждения;

· школа, также учреждения среднего и высшего профессионального образования;

· трудовой коллектив.

Итак, социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерных для общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом.

Социально-психологические механизмы социализации - это неорганизованные воздействия среды на микроуровне, благодаря которому внешние регуляторы, групповые нормы переводятся во внутренний план.

Психологические воздействия, или средства, с помощью которых осуществляется социально-психологическое отражение человеком реалий социальной жизни, а следовательно, переход внешних воздействий социального окружения во внутренние регуляторы поведения индивида, называются социально-психологическими механизмами. Другими словами, это процесс совмещения в социально-психологическом отображении человека факторов, характеризующих условия социума, с особенностями личности.

Систематического анализа и четкой классификации психологических механизмов социализации в психологической науке нет.

Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины.

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины, по мнению Фрейда, являются негативными механизмами социализации, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Согласно Т.Парсонсу, социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: а) познавательных механизмов; подражание (имитация) и психическая идентификация,  которые опираются на чувства уважения и любви;

  б) защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты;

в) м еханизмов приспособления, которые тесно связаны с защитными механизмами.

По признаку «организованность - неорганизованность» социально-психологические механизмы делятся на:

· целенаправленные (к ним относятся обучение, воспитание, инструктаж и т.п.)

· стихийные воздействия (идентификация, подражание, престиж, авторитет, лидерство и т.д.). Вторая группа механизмов преимущественно базируется на эффекте доверия к человеку (что осуществляет воздействие), занижением самокритичности, повышенной сугестии индивида, неуверенности в себе и т.д.

По признаку «осознанности - неосознанности» выделяют:

· осознанные (убеждение, воздействие авторитета, референтной группы, престиж, популярность)

· неосознанные механизмы социализации (они проявляются в основном в раннем детстве и выражаются через такие явления, как:

1) внушение – особый вид эмоционально-волевого целенаправленного, неагрументированного воздействия одного человека на другого;

2) заражение- бессознательное подверженность индивида определенным психическим состояниям, оно проявляется путем передачи определенного эмоционального состояния;

3) подражание – способ воздействия людей друг на друга, в результате которого происходит воспроизводства индивидом черт и образцов, демонстрируемого поведенияp;

4) идентификация – отождествление индивида с другим человеком в результате чего происходит воспроизводства поведения, мыслей, чувств другого человека).

Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация

Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, ха­рактеризующееся невозможностью осуществления им в кон­кретных микросоциальных условиях своей позитивной социаль­ной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство - это период наиболее интенсивно­го психического, физического и социального развития. Невозмож­ность осуществления позитивной социальной роли вынуждает под­ростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение по­требностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с нар­котиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие - правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная сово­купностью факторов социального, психологического, психосома­тического характера, приводит к депривации основных потреб­ностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном раз­витии и самореализации.

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отме­тим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сто­рон - несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания ос­тается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитив­ном отношении к дезадаптанту. Таким образом, работа с соци­ально дезадаптированным несовершеннолетним требует ком­плексного подхода не только к нему самому, но и к его социально­му окружению.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные при­чины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

1. Дисфункциональность семей;

2. Личностные особенности ребенка (характерологические осо­бенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);

3. Школьная дезадаптация;

4. Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.

5. Причины социально-демографического характера;

 

Теории обучения в психологии, педагогике обучения.

Обучение   означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза (с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание).

В.А. Сластенин определяет обучение, как:

Обучение – взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Возникновение программированного обучения связано с именем Б.Ф. Скиннера. Категория управления процесса обучения рассматривается как центральная. В основе программированного обучения лежат общие и частные дидактические принципы последовательности, доступности, систематичности, самостоятельности. Эти принципы реализуются в ходе выполнения главного элемента программированного обучения – обучающей программы, представляющей собой упорядоченную систему задач. Различают три основных формы программирования: линейное, разветвленное и смешанное.

Линейное программированное обучение характеризуется следующим: дидактический материал делится на незначительные доза, шаги, которые учащиеся преодолевают шаг за шагом; вопросы в рамках программы не должны быть слишком трудными; учащихся учитель информирует, правильны или неправильны их ответы; каждый обучающийся проходит программу в удобном для него темпе; число указаний, облегчающее получение ответа постепенно ограничивается; одна и та же мысль в разных вариантах повторяется в нескольких программах.

Разветвленное программирование отличается от линейного множественностью выбора шага. Оно ориентировано на уяснение учителем и учащимися причины, которая может вызвать ошибку. Разветвленная программа представляет большой текст и множество ответов к нему. Если ответ неправилен, учащимся предлагается вернуться к исходному тексту, если правильный, то предлагается следующий вопрос. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (осмысленность, темп продвижения, самостоятельность). Смешанное программирование близко к рассмотренным выше.

Лев Наумович Ланда предложил алгоритмизировать этот процесс. Алгоритм есть правило предписывающее последовательность элементарных действий. Алгоритмический процесс это система действий с объектом. Преимущество алгоритмизации обучения состоит в том, что оно дает возможность формализации и модельного представления этого процесса.

Проблемное обучение Лернер И. Я, Махмутов М. И., Матюшкин А. М. основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем и создающихся в силу этого проблемных ситуаций. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

Проблемное обучение включает несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения.

Знаково-контекстное или контекстное обучение получило широкое распространение в профессиональном образовании. В этом обучении информация предъявляется в виде текстов (“знаково”), а сконструированные на основе содержащийся в них информации задачи, задают контекст бедующей профессиональной деятельности. По Андрею Александровичу Вербицкому, предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется в учебном процессе всеми дидактическими формами и методами, особое место среди которых занимает деловая игра, как форма деятельностного обучения.

Теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я. Гальпериным, центральной идеей имеет усвоение знаний в результате выполнения учащимися определенной системы действий. Процесс усвоения знаний происходит в несколько этапов:

1.Предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения – этап становления ориентировочной основы действия.

2. Выполнение действий в материальной (материализованной) форме.

3.Выполнение действий в плане развернутой громкой речи. Учащиеся ориентируются не только на предметное содержание, но и на его словесное выражение.

4. Происходит перенос громко речевого действия во внутренний план и заканчивается свободным проговариванием целиком про себя.

5. Происходит сокращение речевой формулы. Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю речь.

Система развивающего обучения В.В. Давыдова противопоставлена существующей системе обучения. В.В. Давыдовым рассматривается вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения мышление ребенка названо теоретическим, а само обучение – развивающим. Основные положения системы:

“1. Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного, как из своей единой основы.

2. Знания, конструирующие данный учебный предмет или основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.

3. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.

4. Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.

5. Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от всеобщего к частному и обратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

 

 

11. Психологические теории личности. Педагог и обучающийся как субъекты образования.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений: производственных, политических, идеологических. На психологию личности вместе с тем воздействуют и отношения людей в социальной группе, в которую личность входит. В процессе взаимодействия и общения люди влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность взглядов, социальных установок. В то же время в группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Личность не только объект общественных отношений, но и их субъект, т.е. человек, который способен ответственно, свободно и самостоятельно задавать свою позицию в системе социальных взаимоотношений, свое место в пространстве культуры и времени истории. Личность проявляется через особую форму социального поведения – поступки.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.051 с.)