Малая группа в психологии. Динамические групповые процессы, феномены группового поведения. Школьный коллектив как малая группа. Деятельность педагога по развитию самоуправления в детском коллективе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малая группа в психологии. Динамические групповые процессы, феномены группового поведения. Школьный коллектив как малая группа. Деятельность педагога по развитию самоуправления в детском коллективе.



Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, в внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.

Социальная психология не может не уделять внимание психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она изучает и анализирует также закономерности возникновения функционирования и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей.

Г.М. Андреева Малая группа – немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, возникновения группы как целого.

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися вне группы.

К малым группам относится ближайшее окружение индивида: семья, учебная группа, рабочий коллектив и т. п. Семья как малая группа является той средой, которая окружает ребёнка с рождения, в которой он социализируется, развивается, взаимодействует с другими членами группы. Таким образом, данная область затрагивает интерес социальной психологии, предметом которой является изучение поведения и взаимодействия индивидов, принадлежащих к определённой социальной группе.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам — от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы — одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный — композицией.

Традиционно принято говорить о «нижнем» и «верхнем» пределах малой группы.

  • «Нижний» предел. Многие исследователи в качестве нижнего предела малой группы определяют двух людей. Специалист по групповой динамике Марвин Шоу утверждает, что у всех групп есть общий признак — их члены взаимодействуют. Таким образом, он определяет группу как «сообщество, состоящее из двух и более взаимодействующих и влияющих друг на друга индивидов». С этим утверждением соперничает другая точка зрения, полагающая, что наименьшее число членов в малой группе составляет три человека, объясняя это тем, что во взаимоотношениях между двумя людьми фиксируется самая простая форма общения — чисто эмоциональный контакт. Два человека представляет лишь межличностное взаимодействие, а не групповое. Таким образом, дискуссия по этому вопросу пока не окончена.
  • «Верхний» предел. Относительно верхнего предела исследователи сошлись на том, что если в социальном мире группа задана в определенном размере и если этот размер достаточен для выполнения конкретной деятельности, то этот предел и можно считать верхним.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений — психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.004 с.)