Социально-психологические теории личности в зарубежной и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические теории личности в зарубежной и



отечественной психологии

В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и происхождению личности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

· Теория социализации, (Чарльз Хортон Кули) человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

· Теория научения считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Скиннер Б., Торндайк Э. и др.).

· Теория ролей (Мид Джордж Герберт, Шибутани Т.) исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми. Ролевая теория личности – представление о личности как системе ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий (Т. Парсонс). Личность рассматривается преимущественно как объект и продукт социальных отношений (Э. Дюркгейм).

Дж. Мид предложил концепцию «обобщенного другого». Сущность теории заключается в том, что человек взаимодействуя в группе с другими людьми, встает на их место и оценивает себя. «Влияние «обобщенного другого» происходит благодаря стремлению человека к «принятию роли» и к «исполнению роли». «Исполнение роли» - реальное ролевое поведение, а «принятие роли» во многом происходит в процессе игры». Игра – это имитация действий ребенком, модель взаимодействия индивида в группе. Затем уже взрослый ведется себя соответственно своей социальной роли. Так формируется поведение человека.

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма (Кречмер Э., Холл С., Фрейд З. и др.), так как основные психические свойства человека заложены в самой его природе.

· Гренвил Стенли Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза (собирательство, охота и т.д.).

· Другой вариант биогенетического подхода разрабатывался представителями «конституционной психологии». Эрнст Кречмер, исследуя проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать однозначная связь. Была сделана попытка связать характер человека с его физической конституцией.

· Особенно ярко биологизм выступает в трактовке Зигмунда Фрейда, который считал, что поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями, или инстинктами. Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль) способов удовлетворения потребностей. (Ид («оно») – подсознание=бессознательное (инстикты, принцип удовольствия, нет контроля); Эго (Я) = сознание (разум, рассудок, принцип реальности, внешний контроль); Супер-Эго («Сверх-Я»=сверхсознание (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль)).

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологи, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В рамках этого подхода существуют:

· психодинамическая ориентация (Эриксон Эрик) (представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики);

· когнитивистская ориентация (Пиаже Ж., Келли Д.) (представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности. Когнитивный подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними).

· персонологическая ориентация (Маслов А.) (ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцентируют внимание на развитии личности в целом. Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.006 с.)