Факторы социализации и формирования личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы социализации и формирования личности



Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо — "средний, промежуточный") — условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок);

по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы — к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей — семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, — учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, ха­рактеризующееся невозможностью осуществления им в кон­кретных микросоциальных условиях своей позитивной социаль­ной роли, соответствующей его возможностям.

Говоря о социальной дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство - это период наиболее интенсивно­го психического, физического и социального развития. Невозмож­ность осуществления позитивной социальной роли вынуждает под­ростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате - уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение по­требностей развития. Другой способ ухода - эксперименты с нар­котиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И, как следствие - правонарушения.

Таким образом, социальная дезадаптация, вызванная сово­купностью факторов социального, психологического, психосома­тического характера, приводит к депривации основных потреб­ностей несовершеннолетнего - потребностей в полноценном раз­витии и самореализации.

Возвращаясь к определению социальной дезадаптации, отме­тим, что она порождается нарушением взаимодействия двух сто­рон - несовершеннолетнего и среды. К сожалению, на практике основное внимание уделяется лишь одной стороне - дезадаптированному несовершеннолетнему, и практически без внимания ос­тается дезадаптирующая среда. Односторонний подход к данной проблеме неэффективен как при негативном, так и при позитив­ном отношении к дезадаптанту. Таким образом, работа с соци­ально дезадаптированным несовершеннолетним требует ком­плексного подхода не только к нему самому, но и к его социально­му окружению.

Опыт работы позволяет выделить следующие основные при­чины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):

1. Дисфункциональность семей;

2. Личностные особенности ребенка (характерологические осо­бенности, темперамент, психические отклонения и т.д.);

3. Школьная дезадаптация;

4. Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды.

5. Причины социально-демографического характера;

 

14. Возраст в психологии и педагогике. Критерии понимания возраста. Идея возрастосообразной школы в теории и практике образования.

Ключевым понятием возрастной психологии является – возраст.

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Возраст - это своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, который характеризуется своими особенностями.

Выделяют следующие виды возраста: биологический, психологический, социальный и хронологический.

Хронологическийвозраст (физический) (паспортный, или календарный - количественный показатель развития человека (дни, недели, месяцы, годы)) — период от рождения до момента исчисления. О пределяется продолжительностью жизни человека (по паспорту).

Биологическийвозраст (степень развития организма), характеризует биологическое состояние организма на данный момент времени и определяется совокупностью необратимых обменных, структурных и функциональных, в т.ч. приспособительных, изменений в организме. Такие изменения используются в качестве критериев возрастной периодизации жизни человека. Биологический возраст— совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, Дыхательная, пищеварительная системы и т. п.). Биологический возраст может не соответствовать хронологическому.

Психологический возраст – особенности психологии и поведения, социальный возраст – степень развития социальных ролей и функций. Психологический возраст — определенный уровень развития психики, в который включается:

1) умственный возраст — для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель». Психолог вычисляет 1 — интеллектуальный коэффициент умственный возраст х 100%; IQ = хронологический возраст;

2) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает);

3) эмоциональная зрелость — эмоциональный интеллект (произвольность эмоций, уравновешенность, личностная зрелость).

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.005 с.)