Психологическая сущность развития человека. Основные факторы, движущие силы и закономерности развития человека. Взаимосвязь развития с обучением, воспитанием, социализацией человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая сущность развития человека. Основные факторы, движущие силы и закономерности развития человека. Взаимосвязь развития с обучением, воспитанием, социализацией человека.



Развитие  есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, деятельностные изменения в самом человеке.

Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Термин развитие относится ко всему процессу жизнедеятельности человека: от рождения до смерти. Термин формирование определяется как процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды.

Развитие в возрастной психологии, рассматриваемое как процесс позитивных изменений, включает в себя две связанные между собой категории:

первая это – биологическое созревание мозга и организма,

вторая это – психическое созревание. 

Развитие характеризуется неравномерностью, которое проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно и несовпадением во времени фаз развития отдельных органов и функций, а также неустойчивостью. Каждому возрастному этапу характерны определенные новообразования в психических процессах и в личностных качествах ребенка.

Развитие происходит в течение всех фаз жизни человека. В первой фазе жизни процесс развития наиболее интенсивен: ребенок, человек накапливает огромное число индивидуальных качеств и свойств. Эту фазу можно обозначить фазой формирования. Далее процесс индивидуального развития несколько замедляется, траектория развития приобретает более пологую форму. Эту фазу можно обозначить фазой совершенствования. В этом периоде жизни человек совершенствует, изменяет те качества, которые были получены на первом этапе формирования. И, наконец, завершение жизненного пути характеризуется, как правило, некоторым снижением жизненных функций (памяти, внимания, старения организма в целом), что связывают с фазой деградации.

Выделяют:

1). Эволюционное развитие - появление нового по сравнению с предыдущим этапом (новообразования возрастных периодов).

2). Инволюционные изменения - утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

3). Гетерохронное развитие - разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

4). Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

5). Социальное развитие - развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др.

6). Специальное развитие - развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности.

Под психическим развитием понимают закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (развитие интеллекта, воли, эмоций, а также потребностей, способностей и характера личности).

Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности суставов и др.

Общее развитие – развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, которые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Количественные и качественные изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведени я нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.

К факторам психического развития относятся движущие силы и условия психического развития, факторы педагогического влияния и законы психического развития человека.

1). Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют поступательное развитие человека, являются его причинами. Под движущими силами развития понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка.

2). Условия развития это те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, формируя его динамику и определяя конечные результаты.  От условий психологического развития ребенка зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

3).Педагогическое влияние — совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Эти факторы могут способствовать или препятствовать развитию ребенка, ускорять или  замедлять этот процесс.

Психическое развитие ребенка, его целостное личностное развитие, осуществляется одновременно по линиям:

познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания);

психологической структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов и развитие их соотношение, освоение способов и средств деятельности);

личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки) в учебном процессе эти линии реализуются одновременно.

Обучение   означает целенаправленную, последовательную передачу общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку в специально организованных условиях семьи, школы, вуза (с позиции обучающегося часто фиксируется его способность к присвоению этого опыта в термине «обучаемость» и результат этого процесса в термине «обученность». Человек, занимающий позицию обучающего,— педагог. Деятельность обучения — это деятельность преподавателя, деятельность преподавания — педагогическая. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обучения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель — развитие личности обучающегося, как объединяются развитие, обучение, воспитание).

В.А. Сластенин определяет обучение, как:

Обучение – взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности.

Проблема соотношения обучения и развития одна из центральных проблем педагогической психологии.

На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса.

Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джеймс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон), хотя природа обучения (учения, научения) понимается по-разному. Согласно другой, обучение – это только внешние условия созревания, развития (Ж.Пиаже). «Развитие создает возможности — обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте развития «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет». (Пока у ребенка не созрело логическое оперантное мышление, бессмысленно обучать его логическим рассуждениям)

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная, Л.С. Выготским – обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии, причем обучение опережает развитие, стимулирует его. 

Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека.

Признание главной роли обучения в развитии природных задатков содержалось уже в работах основоположника педагогики Я.А. Коменского. Эта идея в том или ином виде утверждалась многими педагогами и психологами на протяжении последующих столетий, вплоть до настоящего времени. В отечественной педагогике она нашла отражение в работах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Н. X. Весселя, К.Н.Вентцеля, П.П.Блонского, Л.С. Выготского и др.

Л.С. Выготским сформулировано положение об уровне актуального и потенциального развития, понимание сути которого оказывается важным моментом в решении критериев умственного развития.

     Лев Семенович Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности. Согласно Л. С. Выготскому, «обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в Ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

     Это положение является кардинальным не только для отечественной педагогики и психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера — одного из влиятельных направлений в США. Как подчеркивает Брунер, «…преподавание основ наук, даже на элементарном уровне, не должно слепо следовать естественному ходу познавательного развития ребенка. Преподавание может стать даже ведущим фактором этого развития, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие».

 

      Источник развития западные психологи ищут внутри индивида, в его природе, понимая формы развития натуралистически — как формы приспособления, адаптации ребенка к окружающей его среде, сторонники культурно-исторической парадигмы в качестве источника развития высших психических функций рассматривают среду. В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

 

Согласно Л. С. Выготскому, психическое развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Понятие о движущих силах психического развития (движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой. Такое понимание было сформулировано Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д. Б.Элькониным).

Движущие силы развития – внутренние противоречия, возникающие в ходе психического развития и ведущие к появлению новых потребностей, интересов и к овладению новыми видами деятельности.

Противоречия могут быть:

· между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения;

· между физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности;

· между уже достигнутым уровнем развития и фактическими требованиями общества;

· между общественным и общественным;

· между приобретёнными знаниями и возможностью их применения.

· между сознанием и поведением и т.д.

Факторы психического развития –   это то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность.

Условия психического развития - это, то что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, характеристики, уровень психического развития.

 

Движущей силой психического развития является обучение. Здесь четко устанавливается, что развитие и обучение — разные процессы.

Процесс развития имеет внутренние законы самодвижения.

Обучение есть необходимый момент в процессе развития ребенка.

Зона актуального развития (ЗАР) - те ЗУНы, действия, которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок может делать самостоятельно.

Обучение не тождественно развитию: оно создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения со взрослыми и сотрудничества со сверстниками.

«Зона ближайшего развития» — логическое следствие закона становления высших психических функций. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Зона ближайшего развития — критерий в диагностике умственного развития, отражает область еще не созревших, но созревающих процессов, дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях ребенка и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и дать практические рекомендации.

Зона ближайшего развития (ЗБР) - задачи, которые сегодня ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра - самостоятельно. А.К. Маркова выделяла третий уровень развития - уровень саморазвития (самообучаемость).

 

Основополагающая идея Л.С.Выготского состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Л.С.Выготский отмечал, что развитие ребенка имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино.

При выработке понятия «ЗБР» Л.С.Выготский сформулировал следующие положения:

1) ЗБР возникает в процессе обучения;

2) Обучение не тождественно процессу развития, но оно вызывает к жизни ряд таких процессов развития, которые вне обучения были бы невозможными;

3) Обучение представляет собой форму развития не природных, а исторически возникших особенностей человека.

Показателями уровня актуального развития являются:

- обученность это есть знания школьника, оперирование отдельными изолированными учебными действиями, умениями, навыками;

- развитость - владение целостной деятельностью в единстве ее компонентов (учебной, мыслительной, мнемической); наличие сформированной учебной деятельности (самостоятельная простановка задач, построение обобщенных ориентиров в деятельности, вариативность в деятельности, реалистическая самооценка в деятельности); характеристики умственного развития (интериоризция, качества ума, владение операциями мышления и т.д.)

- воспитанность – нравственные знания школьников, нравственная убежденность, мотивы, цели эмоции в учении; нравственные поступки в поведении и в учении, согласованность знаний, убеждений поведения.

Показателями зоны ближайшего развития являются:

- обучаемость – способность к усвоению знаний, восприимчивости к помощи других; активность ориентировки в новых условиях; темп, работоспособность, выносливость, перенос в новые условия; переключаемость с одного способа учебной работы на другой; быстрота образования новых понятий и способов действия;

- развиваемость - откликаемость на побуждения к дальнейшему умственному развитию; переключаемость с одного плана мышления на другой;

- воспитуемость – откликаемость на побуждения к развитию личности, исходящие извне; активность ориентировки в новых социальных условиях; перенос и гибкость способов поведения в новых условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.04 с.)