Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В каких клетках нашего организма хорошо развит лизосомальный аппарат?
А) У активно фагоцитирующих клеток. Б) У делящихся клеток. Тест № 21 Какие из перечисленных органоидов клетки служат для специального назначения? А) Эндоплазматическая сеть. Б) Митохондрии, лизосомы. В) Миофибриллы, микроворсинки, реснички. Правильные ответы: 1-В, 2-В, 3-А, 4-В, 5-Б, 6-Б, 7-В, 8-Б, 9-В, 10-Б, 11-Б, 12-В, 13-А, 14-А, 15-В, 16-Б, 17-А, 18-А, 19-В, 20-А, 21-В.
I. T ема занятия: Основы сравнительной эмбриологии II. Актуальность темы Эмбриология — наука о закономерностях развития зародыша. История этой науки своими истоками уходит в далекое прошлое. С давних пор человечество интересовал вопрос о том, как происходит зарождение и как развивается зародыш человека и животных. Современная эмбриология — наука, изучающая на молекулярном, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, системоорганном и организменном уровнях закономерности развития зародыша oт момента оплодотворения до его рождения. К эмбриологии относятся также проблемы прогенеза и постэмбрионального развития. В процессе развития эмбриологии сформировалось несколько направлений: описательная эмбриология —для которой характерно применение методов простогонаблюдения и описание нормального развития зародыша; сравнительная эмбриология, изучающая закономерности развития на основе сравнительно-описательного метода, эволюционная эмбриология — изучение закономерностей развития организма в эволюционном плане с учетом сложных взаимоотношениймежду филогенезом и онтогенезом. Сущность эмбрионального развития пытались объяснить с позиций преформизма и эпигенеза. Взятые в отдельности, эти подходы не дали правильного представления о развитии зародыша. В настоящее время эмбриогенез следует понимать с диалектических позиций как сложный, взаимосвязанный, противоречивый процесс, в ходе которого взаимодействуют как преформированные в геноме, так и эпигенетически возникающие в цитоплазме процессы. Ход развития зародыша детерминируют следующие факторы: генетические, взаимодействие частей по типуэмбриональной индукции и взаимодействие внешних по отношению к зародышу агентов. При современной трактовке эмбрионального развития важным положением являются: в основе развития лежит система геномной регуляции; теория дифференциальной активности генов является основой для понимания механизмов клеточной дифференцировки.
Современная эмбриология изучает не только развитие формы организма (морфогенез), но и развитие его функций (физиологическая эмбриология). Общие закономерности индивидуального развития характерные для всех многоклеточных животных организмов (общая эмбриология) изучаются с детализацией частных особенностей индивидуального развития, характерных для представителей отдельных типов, классов и видов животных (частная эмбриология). Развитие является одним из основных признаков жизни и потому в задачи эмбриологии входит определение факторов, обеспечивающих дифференцировку, компенсаторно-приспособительные и защитные механизмы, включающие при действии неблагоприятных условий. Знание законов строения и развития организмов способствует решению вопросов трансплантации, предупреждения перегрузок, необходимо при экспериментальном моделировании болезней, изучении злокачественных новообразований, регенераторных и воспалительных процессов. Эмбриология дает врачам теоретическую основу понимания процессов, которые происходят в организме при развитии, взаимодействии с окружающей средой и поэтому она позволяем выявить причины уродств, нарушения развития, проявления наследственных болезней. В эмбриогенезе различают следующие стадии; оплодотворение и образование зиготы, дробление с образованием бластулы, гаструляция с образованием зародышевых листков, образование зачатков тканей (гистогенез) и органогенез различных позвоночных, а также внезародышевых органов. Проблема гистогенеза составляет одну из важных задач обшей гистологии. Обобщение имеющихся данных позволяет считать, что эмбриональный гистогенез, представляет собой сложный комплекс координированных во времени и пространстве основных (элементарных) процессов детерминации, пролиферации, дифференциации, интеграции и адаптации клеточных систем. Эти процессы имеют место на всех этапах эмбриогенеза: однако они в большей степени специфичны для тканевого этапа онтогенеза.
Детерминация — это процесс определения пути, направления, определения программы развития материала эмбриональных зачатков с образованием специфических тканей. Детерминация может быть оотипической (программирующей развитие из яйцеклетки и зиготы организма в целом), зачатковой (программирующей развитие органов или систем), возникающих из эмбриональных зачатков, тканевой и клеточной. Механизм детерминации связан не со структурными изменениями ДНК хромосом, а со стойкими изменениями процессов репрессии (блокирования) и дерепрессии (деблокирования) генов. III. Цель занятия Изучить строение мужских и женских половых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образования бластулы, гаструляции и органогенеза различных позвоночных, а также внезародышевых органов. IV. Требования к знаниям и умениям. В результате изучения темы обучающийся должен: знать: - Микро- и ультраструктуру яйцеклеток, их типы; оболочки яйцеклетки; - Морфологию сперматозоида по данным световой и электронной микроскопии; -Основные этапы и закономерности эмбриогенеза человека; -Зародышевые листки, их значение и дифференцировку; -Образование осевого комплекса органов; -Провизорные (внезародышевые) органы; -Имплантацию, формирование плаценты, ее тканевой состав, понятие о плацентарном барьере. уметь: - С помощью микроскопа определять особенности строения женских половых клеток, мужской половой клетки, находить и дифференцировать микроскопические структуры ядра и мелкозернистую цитоплазму, блестящую оболочку (оолемму) и окружающие фолликулярные клетки. - Определить гаструляцию путем деляминации и частичной миграции. - Находить и дифференцировать под микроскопом закладку осевых органов. - Определять препарат плаценты человека, находить в нем детскую и материнскую части. - Составить протоколы и дать устное описание основных и демонстрационных препаратов и электронограмм. владеть: ОК – 1, ОК – 5,ОК - 8, ОПК – 1, ПК-21 V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию. 1. Половые клетки (гаметы), их биологические, морфологические, функциональные и генетические особенности. 2. Микро- и ультраструктура яйцеклеток, их типы. Оболочки яйцеклетки и их зависимость от условий развития зародыша. Овогенез и его периоды. Мейоз. 3. Морфология сперматозоида по данным световой и электронной микроскопии. Сперматогенез, его периоды. Мейоз. 4. Оплодотворение, его морфология и биологическая сущность. Зигота как одноклеточный зародыш. 5. Основные этапы и закономерности эмбриогенеза различных позвоночных животных. 6. Типы дробления и бластула у различных позвоночных животных. 7. Основные способы гаструляции. Гаструла различных позвоночных животных. 8. Зародышевые листки, их значение и дифференцировка. 9. Образование осевого комплекса органов. Производные эктодермы, энтодермы и мезодермы. Образование и значение мезенхимы. 10. Внезародышевые (провизорные) органы – желточный мешок, аллантоис, амнион, серозная оболочка, хорион и плацента. Источники образования, строение и функциональное значение. Типы плаценты у млекопитающих. VI. Рекомендуемая литература Основная: 8. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
9. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г., Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с. 10. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, 11. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с. 12. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с. 13. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004. 14. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004. Дополнительная: 7. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004. 8. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004. 9. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с. 10. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с. 11. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с. 12. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с. VII. Материалы для самоподготовки Тесты Пояснение. За каждым из вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквами ответы или завершения утверждений. Выберите (укажите букву) один ответ (или завершение утверждения), наиболее соответствующий каждому утверждению. 1. Яйцеклетка и зигота млекопитающих. Верно все, КРОМЕ: А) яйцеклетка изолецитальная; Б) яйцеклетка окружена прозрачной оболочкой; В) зигота окружена прозрачной оболочкой; Г) при акросомной реакции содержимое кортикальных гранул модифицирует прозрачную оболочку; Д) дробление зиготы голобластическое. 2. Укажите правильное чередование оболочек яйцевой клетки млекопитающих: А) плазмолемма – прозрачная оболочка – лучистый венец; Б) лучистый венец – анимальная оболочка – плазмолемма; В) плазмолемма – лучистый венец – амеион; Г) прозрачная оболочка – лучистый венец – амнион; Д) плазмолемма – анимальная оболочка – прозрачная оболочка.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.02 с.) |