Наружные сегменты фоторецепторных нейронов содержат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наружные сегменты фоторецепторных нейронов содержат.



1) зрительный пигмент                                                        Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

2) митохондрии;                                                                                Б - если верно 1, 3;

3) мембранные диски;                                                                      В - если верно 2, 4;

4) базальное тельце.                                                                          Г - если верно 4;

                                                                                                            Д - если верно 1, 2, 3, 4.

11. Рецепторная клетка обонятельного эпителия:

1) центральный отросток через                                            Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

решётчатую кость проникает в полость черепа;                            Б - если верно 1, 3;

2) центральный отросток образует                                                  В - если верно 2, 4;

обонятельный нерв;                                                                                       Г - если верно 4;

3) периферический отросток направляется                                     Д - если верно 1, 2, 3, 4.

к поверхности эпителия;

4) постоянно обновляется за счёт клеток-предшественниц.

12. Волоски нейросенсорных обонятельных клеток:

1) типичные реснички;                                                 Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

2) отходят от базальных телец                                                   Б - если верно 1, 3;

в обонятельной булаве;                                                              В - если верно 2, 4;

3) участвуют в процессе хемовосприятия;                                    Г - если верно 4;

4) погружены в слизь.                                                                     Д - если верно 1, 2, 3, 4.

13. Хемочувствительные сосочки языка:                     Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

1) грибовидные;                                                                               Б - если верно 1, 3;

2) желобоватые;                                                                                В - если верно 2,4;

3) листовидные;                                                                               Г - если верно 4;

4) нитевидные.                                                                                Д - если верно 1, 2, 3, 4.

14. Вкусовая почка:                                                           Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

1) расположена в толще                                                                 Б - если верно 1, 3;

эпителиального пласта;                                                             В - если верно 2, 4;

2) состоит из сенсоэпителиальных,                                              Г - если верно 4;

поддерживающих и базальных клеток;                                       Д - если верно 1, 2, 3, 4.

3) рецепторные белки встроены в мембрану микроворсинок;

4) клетки относятся к обновляющейся популяции.

15. Рецепторные клетки органа равновесия расположены:

1) в перепончатом канале улитки                                    Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

2) в ампулярных расширениях                                                     Б - если верно1, 3;

полукружных каналов;                                                                  В - если верно 2, 4;

3) на медиальной стенке барабанной полости;                           Г - если верно 4;

4) в пятнах мешочков.                                                                  Д - если верно 1, 2, 3, 4.

 

Правильные ответы: 1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А, 6 – Б, 7 – В, 8 – Б, 9 – А, 10 – Б, 11 – Д, 12 – Д, 13 – А, 14 – Д, 15 – В.

Ситуационные задачи

1. У человека нарушено сумеречное зрение («куриная слепота»).

Функции каких клеток нарушены и с чем это связано?

2. У человека повреждена слизистая оболочка, покрывающая верхнюю часть средней раковины носовой полости. Периферическая часть какого анализатора при этом разрушается?

3. Какой анализатор повреждается у человека при травме затылочной области коры больших полушарий.

4. В эксперименте животному нанесена травма эпителия роговицы. Возможен ли процесс регенерации? Если возможен, то за счет каких клеток?

5. У экспериментльного животного в результате хронического воспалительного процесса поражен спиральный ганглий. Какие функциональные изменения отмечены у животных?

6. У человека поражены клетки спирального органа нижних отделов улитки. Восприятие каких звуков будет нарушено?

 

 

I. Тема занятия: Кожа и ее производные. Дыхательная система

      II. Актуальность темы

Кожа является покровным органом, поэтому главной ее функцией является защита организма от повреждающих воздействий факторов (механические, химические, бактериальные, лучевые и др.), окружаю­щей среды и участие в поддержании постоянства внутренней среды. Кроме того, кожа участвует в выполне­нии функции терморегуляции, водно-солевого, выделении шлаков, депонирование крови, а также является обшир­ным рецепторным полем, благодаря чему опосредует при­ток информации из окружающей среды. Поэтому не слу­чайно при осмотре больного большое. значение придается изучению состояния кожи - обращают внимание на цвет, температуру, тургор, эластичность, влажность, чувстви­тельность, даже на запах. Кожа состоит из двух главных частей: эпидермиса - многослойного плоского ороговевающего эпителия и дермы – соединительно-тканной основы кожи.

Производными кожи являются волосы (длинные, щетинис­тые и пушковые), ногти, сальные потовые и молочные железы. Последние функционально связаны с женской половой системой и рассматриваются в этом раз­деле.

При изучении органов дыхания необходимо отметить зависимость структуры различных отделов воздухопроводящих путей и респираторных отделов от выполняемой ими функции. Так, благодаря наличию в воздухопроводящих путях мерцательного эпителия, желез, обильной капиллярной сети, воздух очищается, увлажняется и согревается. Наличие в стенке воздухоносных путей хряща способствует свободному прохождению воздуха. В мелких бронхах и бронхиолах прохождение воздуха обеспечивается хорошо развитой гладкой мускулатурой. Особенности структуры стенки альвеол и специфика кровообращения в легких обуславливают функцию газообмена.

III. Цель занятия: изучить источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, функции и регенерацию кожи и ее производных. Изучить строение органов дыхания, их развитие и возрастные особенности.

IV. Требования к знаниям и умениям.

В результате изучения темы обучающийся должен:

      знать:

- источники и эмбриональное развитие кожи и ее производных.

- строение, функцию и особенности регенерации многослой­ного плоского ороговевающего эпителия.

- ультраструктуру тонофибрилл, десмосом в эпителиоцитах.

- тканевой состав, гистологическое строение и функции слоев дермы.        

- гистологическое строение потовых желез, отличительные особенности их разновидностей.

- гистологическое строение, функции сальных желез.

- гистологическое строение, разновидности, функции роговых производных кожи (волосы, ногти).

- микро- и ультрамикроскопическое строение бронхов различного калибра.

- микро- и ультрамикроскопическое строение альвеол.

- особенности кровоснабжения легкого.

- аэрогематический баръер.

   уметь:

- находить, дифференцировать в микропрепарате эпидер­мис, его слои; дать морфологическую характеристику клеток эпидермиса.

- находить и идентифицировать в электронограммах эпителиоцитов эпидермиса, тонофибриллы, десмосомы, гранулы меланина.

- находить и дифференцировать в микропрепарате тканевые элементы сетчатого и сосочкового слоев дермы.

- находить и дифференцировать концевые отделы, выводные протоки сальных и потовых желез.

- находить и дифференцировать, дать морфологическое описание составных частей волос.

- находить и дифференцировать в микропрепарате составные элементы ногтя.

- читать с помощью микроскопа гистологический препарат трахеи и дифференцировать под микроскопом слизистую, волокнисто-хрящевую и адвинтициальную оболочки,

- читать с помощью микроскопа гистологический препарат легкого и дифференцировать под микроскопом бронхи различного калибра и альвеолы.

       владеть: ОК-1, ОК-5,ОК-8, ОПК-1, ПК-21

 

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию

1. Эмбриональные источники развития эпидермоцитов, меланоцитов, клеток Лангерганса, клеток Меркеля и дермы.

2. Строение и функция эпидермиса.

3.Гистологическое строение и функции сосочкового и сетчатого слоев дермы.

4. Гистологическое строение сальных и потовых желез кожи.

5. Гистологическое строение и функции роговых производных кожи – волос и ногтей.

6. Общая характеристика органов дыхания (состав и функция).

7. Развитие органов дыхания.

8. Строение слизистой оболочки носовой полости, ее респираторной и обонятельной областей.

9. Трахея и главные бронхи.

10. Легкое. Общий принцип строения.

11. Особенности строения крупных бронхов.

12. Структурные различия между мелкими и средними бронхами.

13. Строение и функциональные особенности бронхиол.

14. Респираторный отдел. Строение респираторных бронхиол, альвеолярных ходов, альвеолярных мешочков.

15. Аэрогематический барьер.

16.Особенности кровообращения и иннервация легкого. Регенерация органов дыхания.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
    Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

    2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г.,                                                                           Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

    3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
    Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

    4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

    5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

    6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

     7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

     1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

       2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

     3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

     4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

     5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

     6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.02 с.)