В каком из изученных нами ганглиев встречаются псевдоуниполярные нейроциты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каком из изученных нами ганглиев встречаются псевдоуниполярные нейроциты.



А) в симпатическом узле

Б) в спинномозговом узле

В) в межмышечном нервном узле.

В каком из изученных вами ганглиев встречаются мультиполярные нейроциты?

А) в симпатической узле

Б) в спинномозговом узле

В) в межмышечном нервном узле.

5. Назовите места локализации нейросекреторных клеток в нервной системе:

А)в спинном мозге            

Б) в спинномозговом узле 

В) в продолговатом мозге

Г) в гипоталамусе

Д) в коре головного мозга

Назовите тканевые элименты, принимяюшие участие в регенерации нервов a) олигодендроглиоциты

А) фибробласты

Б) центральные отрезки осевых цилиндров нервных волокон

В) гладкие миоциты

Г) эндоневрий

Д) периневрий.

7. Укажите отличия интрамурального ганглия от экстрамурального:

А) отсутствие соединительнотканной капсулы

Б) наличие соединительнотканной капсулы

В) диффузное расположение нейронов

Г) групповое расположение нейронов

Д) по функции однозначные нейроны

Е) по функции разнозначные нейроны.

В каких ганглиях имеются клетки Догеля двух типов: чувствительные и двигательные?

А) в симпатических узлах

Б) в спинномозговых узлах

В) в экстрамуральных парасимпатических узлах

Г) в интрамуральных ганглиях.

9. Какие органы иннервируются симпатической частью авто­номной нервной системы?

А) внутренние органы

Б) железы внутренней секреции

В) кровеносные и лимфатические сосуды

Г) скелетная мышечная ткань

Д) кожа

10. Приведите пример нервного центра экранного типа

А) кора мозжечка                    

Б) ретикулярная формация              

В) кора больших полушарий                          

Г) ядра передних роговспинного мозга

Д) ядра продолговатого мозга

Назовите слой коры мозжечка

А) молекулярный                   

Б) наружный зернистый          

В) пирамидный                      

Г) ганглионарный

Д) внутренний зернистый

Е) зернистый

Ж) полиморфный

12. Назовите слои коры больших полушарий;

А) молекулярный               

Б) наружный зернистый     

В) пирамидный                    

Г) ганглиозный

Д) внутренний зернистый

Е) зернистый

Ж) полиморфный

13. Укажи от какой клетки коры мозжечка начинается эф­ферентное звено рефлекторной дуги с участием мозжечка?

А) корзинчатые клетки              

Б) звёздчатыетые клетки           

В) грушевидные клетки                     

Г) клетки-зерна

Д) большие звездчатыеклетки

14. Укажите от какой клетки коры больших полушарий начи­нается эфферентное звено рефлекторной дуги с участием коры?

А) звездчатые                       

Б) малые пирамидные           

В) гигантские пирамидные    

Г) средние пирамидные

Д) горизонтальные

Е) веретеновидные

 

15. Укажите топографию ретикулярной формации:

А) спинной мозг                  

Б) ствол головного мозга    

В) кора больших полушарий

 Г) мозжечок

Правильные ответы: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б, 4 –А, 5 – Г, 6 – А, 7 – А,В,Е, 8 – Г, 9 – А, Б, В, 10 – А,В, 11 – А,Е,Г, 12 – А,Б,В,Г,Д,Ж, 13 – В, 14 – В, 15 – А,Б.

Ситуационные задачи

1. В препарате от тела нейроцита отходит один отросток, который в последующем раздваивается па два отрост­ка. Определите какой это нейроцит (по морфологической и функциональной классификации).

2. Представлены два препарата. На 1-м клетки расположены на базальной мембране, образуют однослойный пласт, на апикальной поверхности имеются реснички. На 2-м — низкопризматические клетки образуют однослойный пласт; клетки на свободной поверхности имеют реснички, а противо­положный полюс клеток продолжается в длинные отростки, уходящие в подлежащие ткани. Какая нейроглия представле­на на каком из препаратов? Назовите локализацию этой глии.

3. Изучите электронограмму нейроцита (стр. 211, Атлас по гистологии и эмбриологии), определите какие орга­ноиды хорошо выражены. Правильность ваших ответов проверьте по протоколу, приведенному внизу рисунка.

Правильные ответы к решению:

1. Описанный нейроцит по морфологической клас­сификации является псевдоуниполярным, а по функциональной — чувствительным.

2. На 2-м препарате представлены эпендимоциты, выстилающие мозговые желудочки и спинномозговой капал.

 

 

I.Тема занятия: Эндокринная система

II. Актуальность темы

В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечение его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.

      К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормон продуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственно в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строго специфичные вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма.

    Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов.

III. Цель занятия  

Изучение микроскопического и ультрамикроскопического строения и гистофизиологии центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы. Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения.

IV. Требования к знаниям и умениям

В результате изучения темы обучающийся должен:

     знать:

 -классификацию эндокринных желез

-общую характеристику желез внутренней секреции

-развитие и строение щитовидной железы

-развитие и строение паращитовидной железы

-развитие и строение надпочечника

-название гормонов данных желез и их действие на организм человека

-возрастные особенности данных желез.

уметь:

- прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать следующие структурные образования: передняя доля аденогипофиза, промежуточная доля аденогипофиза, задняя доля (нейрогипофиза), хромофобные и хромофильные (ацидофильные, базофильные) эндокриноциты передней доли аденогипофиза, базофильные эндокриноциты промежуточной доли аденогипофиза, питуициты нейрогипофиза;

- находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза: капсула и прослойки соединительной ткани, долька эпифиза, пинеалоциты.

- источники развития аденогипофиза и нейрогипофиза, эпифиза: тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза; тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторныъх клеток и знанием их функционального назначения; ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов.

- прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования: капсула, долька, соединительнотканные перегородки, фолликул, интерфолликулярные островки, коллоид.

- определить на рисунках гистопрепаратов: гипофункцию железы, гиперфункцию железы.

- прочитать электронограмму стенки фолликула и определить тип тироцита.

- выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа»: капсулу, трабекулы, паратироциты.

- прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры: капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая, и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества.

- прочитать электронограмму хромаффинных клеток мозгового вещества надпочечников.

 владеть: ОК -1, ОК – 5,, ОК-8, ОПК – 1, ПК-21

V. Контрольные вопросы для самоподготовки к практическому занятию.

1. Классификация эндокринных желез.

2. Эмбриональные источники и развитие бронхиогенной группы желез: щитовидной и паращитовидной.

3. Морфофункциональная характеристика щитовидной железы, возрастные особенности.

4. Морфофункциональная характеристика щитовидной железы, возрастные особенности.

5. Эмбриональные источники и развитие надпочечника.

6. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества надпочечника, возрастные особенности.

7. Понятие о диффузной эндокринной системе, определение роли гормон продуцирующих клеток в регуляции функций органов и систем.

8. Морфофункциональная характеристика эндокринных желез.

9. Эмбриональные источники и развитие желез внутренней секреции: гипоталамуса, гипофиза, эпифиза.

10. тканевый, клеточный состав гипофиза, ультраструктура и функциональное назначение клеток аденогипофиза и нейрогипофиза.

11.  Гипоталамогипофизарная система. Особенности организации и функции нейросекреторных клеток.

12. Строение, секреторные функции эпифиза, роль эпифиза в эндокринной системе.

VI. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гистология: Учебник. 7-е издание / Под ред. Ю. И. Афанасьева,
    Н. А. Юриной. – М.: Медицина, 2012.

    2. Гистология, эмбриология, цитология: Учебник / Под ред. Улумбекова Э. Г.,                                                                           Челышева Ю. А. – М.: ГЭОТАР. – Медиа, 2012.-480 с.

    3. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов,
    Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. – М.: МИА. 2006.-373 с.

    4. Атлас по гистологии / Ф. А. Каюмов. – Уфа: ДизайнПресс. 2012 – 208 с.

    5. Атлас по гистологии и эмбриологии / И. В. Алмазов, Л. С. Сутулов. М.: Мед., 1978.-543 с.

    6. Гистология человека в мультимедиа: учебник / Данилов Р. К., Клишов А. А., Боровая Т. Г. СПб. 2004.

     7. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

Дополнительная:

     1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учебное пособие / В. Г. Елисеев и др. – М.: Медицина. 2004.

     2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии / Под ред. Ю. И. Афанасьева, А. Н. Яцковского – М.: Мед. – 2004.

     3. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 1. Общая гистология (учение о тканях) / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова – СПб.: СпецЛит. 2001 – 495 с.

     4. Руководство по гистологии. В 2-х т. Т. 2. Частная гистология / Под ред. Р. К. Данилова и В. Л. Быкова. – СПб.: СпецЛит. 2001. – 735 с.

     5. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / И. Г. Акмаев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 1. - 830 с.

     6. Руководство по гистологии: в 2-х т.: учеб. пособие для студ. мед. вузов и фак-тов, аспирантов и слушателей системы доп. мед. образования / Ю. И. Афанасьев [и др.]; под ред. Р. К. Данилова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011. - Т. 2. - 512 с.

 

VII. Материалы для самоподготовки

Тесты

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.

1. Нейросекреторные нейроны гипоталамуса синтезируют следующие гормоны, КРОМЕ:

А) вазопрессина;

Б) статины;

В) либерины;

Г) лютропина;

Д) окситоцина.

2. Для задней доли гипофиза верно всё, КРОМЕ:

А) место поступления в кровь вазопрессина;

Б) место поступления в кровь окситоцина;

В) место поступления в кровь фоллитропина;

Г) содержит отростчатые глиальные клетки – питуициты;

Д) содержит терминали аксонов, принадлежащих нейронам паравентрикулярного ядра.

3. Рилизинг-гормоны (либерины). Верно всё, КРОМЕ:

А) тиролиберин активирует синтез и секрецию тиротропина;

Б) люлиберин активирует секрецию фоллитропина и лютропина;

В) гастрин-рилизинг гормон активирует секрецию гастрина,

инсулина, глюкагона;

Г) кортиколиберин активирует секрецию пролактина;

Д) соматолиберин активирует секрецию гормона роста.

4. Специфичность действия гормона определяется:

А) характером эндотелия кровеносных капилляров в ткани-мишени;

Б) временем полужизни гормона в сосудистом русле органа;

В) концентрацией гормона в крови;

Г) ритмом секреции гормона эндокринной клеткой;

Д) наличием рецепторов к гормону в клетках-мишенях.

5. Надпочечники. Эндокринные клетки лежат параллельными тяжами и содержат значительное количество элементов гладкой эндоплазматической сети, множество липидных капель. В ответ на стимуляцию гипофизарным тропным гормоном эти клетки секретируют:

А) окситоцин;

Б) катехоламины;

В) минералокортикоиды;

Г) тирокальцитонин;

Д) глюкокортикоиды.

6. Базофильные клетки передней доли гипофиза, синтезирующие АКТГ. Верно всё, КРОМЕ:

А) развиваются из выпячивания промежуточного мозга;

Б) хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть;

В) имеют рецепторы к кортиколиберину;

Г) имеют рецепторы к соматостатину;

Д) регулируют синтез и секрецию глюкокортикоидов.

7. Клетки клубочковой зоны коры надпочечника. Верно всё, КРОМЕ:

А) располагаются группами в виде клубочков;

Б) хорошо развита гладкая эндоплазматическая сеть;

В) синтезируют альдостерон;

Г) развиваются из нервного гребня;

Д) тропный гормон - ангиотензин II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.053 с.)